Торговля
Игорь Вааг
2682

Маркировка, которая перевернет рынок: новости первой половины февраля

С марта этого года начинается новая эра для российской торговли — все табачные изделия, которые продаются на территории РФ, будут промаркированы.

В закладки

Маркировка — это цифровой код, который будет нанесен на каждое изделие. Он позволит любому желающему увидеть путь товара от производителя до полки магазина, защитит рынок от контрафакта и поможет государству вывести «серый сектор» из тени.

Эксперименты по внедрению маркировки начались в 2018 году, а в 2019-м она станет обязательной для отдельных категорий товаров. В июле эта участь настигнет обувь, в октябре — некоторые лекарства, в декабре — духи, одежду, фотоаппараты и шины.

К 2024 году будет промаркирована большая часть товарных категорий, которые продаются на территории России и Евразийского экономического союза.

За реализацию проекта отвечает Центр развития перспективных технологий, или ЦРПТ.

Предлагаю вместе держать руку на пульсе — еженедельно я, Игорь Вааг, директор по развитию направления «Маркировка» в компании АТОЛ, буду рассказывать о последних новостях о маркировке товаров в России.

Эксперименты продолжаются

На прошлой неделе в СМИ появилась новость о скором старте эксперимента по контролю прослеживаемости движения для нескольких видов импортируемых товаров: холодильников и стиральных машин, мониторов, детских колясок и металлической мебели, а также тяжелой техники. До конца этого года участие в эксперименте будет добровольным. Минфин подготовил проект соответствующего постановления правительства.

Также в ближайшее время в России в тестовом режиме запустят маркировку пива на одном из крупных предприятий, загадочно сообщает портал Alcohole.ru.

Еще Дмитрий Медведев предложил маркировать идущий на продажу лес в бревнах. Об этом он рассказал на встрече с членами совета Федерации. Только так можно добиться понимания, кто, что и куда вывез, сказал премьер-министр.

С обязательной маркировкой все не так просто

Сначала разберемся с лекарствами.

По плану обязательная маркировка препаратов по 7 высокозатратным нозологиям должна начаться уже с октября этого года. Однако, как пишет «Коммерсантъ», 53 из 112 производителей еще не подключились к системе, при этом почти у половины из них даже нет необходимого оборудования. Журналисты ссылаются на данные ЦРПТ, которые организация предоставила Росздравнадзору 30 января.

Всеобщая маркировка лекарств должна начаться позже: с января 2020 года. Однако в прессе появляются сообщения о возможном увеличении переходного периода.

Такое обсуждение началось.

Александр Петров
Депутат Госдумы

В то же время ЦРПТ сообщает оптимистичную новость: технологию маркировки лекарств с криптозащитой применят на новом фармацевтическом заводе «Оболенское». Он открылся 7 февраля в Подмосковье.

Стимулирует запуск маркировки лекарств и сам Владимир Путин. На форуме «Деловая Россия», который состоялся 6 февраля, он призвал депутатов Госдумы ускорить принятие законопроекта о дистанционной торговле лекарствами. Лекарства без рецепта можно покупать через интернет еще с конца 2017-го, однако продавать рецептурные препараты легально запрещено. Как это связано с маркировкой?

Для того, чтобы быть уверенным, что не будет никаких фальсификаций, не будет никакого жульничества, нужно наладить соответствующий электронный оборот информации между лечебным заведением, врачом, который выписывает рецепт и, соответственно, лекарства, и аптекой.

Владимир Путин
Президент России

По словам президента, Минздрав с осторожностью относится к этому вопросу, так как пока не организован контроль за движением лекарств — необходимо, чтобы сначала заработала маркировка препаратов.

Теперь парфюмерия, маркировка которой станет обязательной с декабря.

Российская парфюмерно-косметическая ассоциация считает, что из-за нерешенных проблем с маркировкой ассортимент духов может сократиться на 10 %. В ЦРПТ, со своей стороны, уверяют, что проблем с поставкой не будет.

Молочники, наоборот, требуют начать эксперимент как можно скорее.

Президент PepsiCo (бренды «Домик в деревне», «Веселый молочник» и др.) Нил Старрок попросил министра экономики Максима Орешкина ускорить начало эксперимента по маркировке, пишет «Коммерсант». Но не из патриотических чувств. Дело в том, что Минсельхоз хочет обязать производителей готовой молочной продукции оформлять электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС). Нил Старрок этого не хочет. Он говорит, что работать в двух системах невозможно, и включение готовой молочной продукции в ЭВС остановит эксперимент по ее маркировке.

Просвещение

ЦРПТ продолжает просветительскую миссию, которую он принял на себя в прошлом году: рассказывает представителям бизнеса о надвигающихся переменах.

Так, 8 февраля состоялся большой форум, посвященный маркировке, в Астане. Центральная тема — цифровая платформа, на которой будет храниться информация о товарах. Она сможет интегрировать в себя национальные системы стран ЕАЭС.

Таким образом, информация о происхождении товара будет попадать в систему и без препятствий перемещаться между странами, сопровождая товар.

Реваз Юсупов
Заместитель генерального директора ЦРПТ

Чуть раньше, 6 февраля, прошел небольшой семинар для представителей малого и среднего бизнеса Лопатинского сельсовета (Пензенская область), где предпринимателям рассказали о порядке маркировки товаров.

В СМИ анонсируют предстоящий форум Food Business Russia 2019, который пройдет с 28 февраля по 1 марта в Москве. На нем крупные ритейлеры обсудят тенденции рынка, в том числе изменения, связанные с маркировкой товаров. Свое участие подтвердили такие гиганты, как «Магнит», Good.ru, «Утконос», OZON, SPAR Russia B.V.

Маркировка и прослеживаемость — крупномасштабный проект, он отражает общий вектор развития России в сторону цифровой экономики. Очень многие бизнес-процессы претерпят изменения уже в ближайшее время. Буду следить за новостями — о самых интересных расскажу на следующей неделе.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Игорь Вааг", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 17, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 58500, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Feb 2019 12:22:51 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 58500, "author_id": 256173, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58500\/get","add":"\/comments\/58500\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58500"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Маркировка — это цифровой код, который будет нанесен на каждое изделие. Он позволит любому желающему увидеть путь товара от производителя до полки магазина, защитит рынок от контрафакта и поможет государству вывести «серый сектор» из тени.

Это получается, что каждый посредник будет ставить свою маркировку? И как это позволит защититься от контрафакта? Вряд ли каждый покупатель сигарет будет сканировать пачку, чтобы узнать, законно продают сигареты или нет.

По факту будет удорожание промаркированных товаров из-за дополнительных накладных расходов на все эти телодвижения.

Ответить
1

А может маркирует производитель только, далее посредники считывают код и делают пометку в базе " у нас валялось на складе" и так до покупателя. Покупатель считывая маркер увидит цепочку тех у кого " валялось на складе".

Ответить
0

Да, скорей всего это и имелось ввиду. Это ж сколько лишней работы надо будет сделать

Ответить
1

Цифровой код присваивает производитель/импортер, получая его от оператора маркировки.

Ответить
0

Марка будет одна.
Посредники через УПД будут её передавать до розничного магазина, где она будет "выбывать" через онлайн кассы

Ответить
0

Контрафактная продукция будет продаваться с чужой маркировкой (валидными кодами списанными с настоящих упаковок). Как эта система сможет защитить потребителя?

Ответить
0

В общей базе такие "конфликтные" позиции с одинаковыми кодами, видимо, как-то отслеживаться будут.
Типа в Воронеже ботинки в магазин поступили с такими же кодами, как и у тех, что уже год на Сахалине в магазине "БЕЗНОГNМ" на полке лежат.

Ответить
1

Система по задумке видит весь путь уникального кода. Либо от производителя до кассы, либо от границы (импорта) до кассы. Внезапно на Сахалине без цепочки задвоенный код не сможет появиться, не имея пути.

Тут больше вопросов к системе. Потянет ли она такие объемы? Как будет устроен механизм разбора ошибок, задвоений, возвратов, брака, воровства, списаний? В какой-то момент можешь оказаться в ситуации, что придется повсюду доказывать, что ты не верблюд без инструментария для этого.

Ответить
0

А факт приёмки как вы подтвердите "чужой" марки?

Ответить
0

Магазин закажет 1000 реальных упаковок, а все остальные будет заказывать у серых поставщиков с подстановкой настоящих кодов с этих реальных упаковок.

Ответить
1

На каждой упаковке вроде свой код

Ответить
0

Когда будете делать продажу этой марки, все это палево уйдёт в ОФД-ЦРПТ

Ответить
0

Да, при текущем варианте реализации, на кассе формируется информация о выбытии, которая через ОФД будет передана оператору маркировки, компании ЦРПТ.

Ответить
0

Для контрафакта ничего не поменяется, он будет всё так же закупаться на условном рынке "Южные ворота" и продаваться повсеместно через за наличные без чеков либо с чеками через ИП, где будет обзываться в системе без упоминания "стоп-слов", тогда и ФНС (или кто там) не заметит, что учет не ведется.

Ответить
0

Найдутся желающие делать 'проверки' таким ИП и строчить жалобы

Конкуренты в соседние магазины со своей алкашкой ходят. Доказывай потом ФСРАРу, что ты не верблюд

Ответить
0

Учитыавя, что жалоба привлекает внимание не только к объекту, но и подписавшему жалобу, большой шанс, что все будут помалкивать.

Ответить
0

Как завещал Ленин: социализм-это учет плюс контроль.
Так что судя по всему, скоро нас ждет полный социализм.

Ответить
0

По сути идет выдавливание маленьких игроков не способных приобрести СТО500 агрегатов для маркировки каждого чиха.

Ответить
0

Текущий вариант реализации позволяет любому участнику оборота подключиться к процессу напрямую.

Ответить
0

А за все заплатим мы.

Ответить
0

Государство в очередной раз создает механизм который будет бороться со следствиями а не с причинами, чтобы еще пуще контролировать тех, кто и так работает в белую. Повлияет это как то на ИП Газизяна который у себя в гараже делает сигареты и продает их на местном рынке. Конечно же нет... Во всем этом огромная дыра: людям будет пофигу на эту систему, потому что им по сути без разницы как этот товар дошел до него. ЕГАИС, пакет Яровой, пенсионная реформа, ограничение интернета: государству в лице чиновников не хочется брать ответственность, а вот придумать очередной закон, направленный на борьбу со следствиями и переложить ответственность на других людей - святое дело.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }