{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Онлайн-торговля: 5 трендов 2023 года

Онлайн-торговля развивается семимильными шагами. Покупай быстрее и проще, экономь своё время и деньги – вот ключевые преимущества маркетплейсов. Прямое следствие расцвета онлайн-торговли – это сокращение цепочки между производителем и покупателем. О том, какие ещё тренды актуальны в настоящее время, рассуждает основатель стратегического агентства DT-Team, автор образовательной платформы «Нейростратегия» Евгений Григорьев.

Тренд №1. Офлайн-торговля уступает онлайн-торговле

Как отмечается в исследовании облачного сервиса «МойСклад», в конце 2022 и начале 2023 года доли онлайн- и офлайн-торговли у малого и среднего бизнеса в России сравнялись. При этом рост онлайн-продаж оказался крайне быстрым – в начале 2021 г. на них приходилось лишь 33% от всего рынка ритейла.

Хотя сейчас доли и равны, но перспектива достаточно ясна. Теряется смысл офлайн-торговли, сокращается выручка при офлайн-продажах. Постепенно продолжит сокращаться и количество физических торговых точек.

Это долгий тренд, который был усилен и ускорен, например, коронавирусом. Но главные причины – это сокращение доходов у населения, а также желание упростить процесс покупки товаров. Потому давно развиваются гибридные схемы, например, с доставкой товара на дом при покупке в офлайн-точке. Но всё же они не спасают офлайн-торговлю в полной мере, давая лишь отсрочку.

Коронавирус не уничтожил офлайн-торговлю, но явно проявил тренд на ускоренный рост онлайн-торговли и маркетплейсов. Наглядно рост оборота Wildberries и Ozon представлен на рисунке ниже.

Оборот Wildberries и Ozon в 2019-2022 гг.

В 2019 г. оборот Wildberries увеличился на 88%, в 2020 году уже на 96%, в последующие годы на 93% и на 98%. У Ozon в 2019 г. был рост на 93%, в 2020 г. на 71%, далее на 127% и на 86%. Это впечатляющие темпы роста.

Тренд №2. Доминирующее положение Wildberries на российском рынке

При всём росте оборота Wildberries не является монополистом. Однако на Wildberries и Ozon приходится 2/3 от всех онлайн-заказов. При этом у Ozon оборот в два раза меньше.

Явное преимущество в сравнении с прочими маркетплейсами позволяет Wildberries действовать на рынке как хищнику, который захватывает все новые и новые территории. Например, большая платформа может позволить себе держать цены товаров на низком уровне за счёт своих логистических цепочек и объёмов закупок. Поглощение конкурентов в таком случае – вопрос времени.

С другой стороны, отдельные решения Wildberries негативно сказываются на росте компании. Например, из-за комиссии при регистрации платформа уступила первенство по числу новых селлеров в 2023 г. Общественный негатив вызвало решение компании (октябрь 2023 г.) о вводе комиссий в размере 3% за оплату покупок картами Visa и Mastercard.

По прогнозам ожидается, что рынок маркетплейсов будет поделён 2-4 крупными компаниями, но пока до этого далеко.

Тренд №3. Сохраняется офлайн-спрос на ряд товаров и услуг

Безусловно, офлайн-спрос останется. Другое дело, что он будет сокращаться. И, прежде всего, спрос сохранится на:

- Товары, которые необходимы срочно. Но в их числе те же продукты питания, спрос на которые растёт на маркетплейсах опережающими темпами. Например, даже на скоропортящиеся продукты питания спрос в 2023 г. вырос на 340%. Хотя причина такого роста может заключаться и в том, что до 2022 г. такие продукты были запрещены к реализации на маркетплейсах.

- Запрещённые к продаже на маркетплейсах товары: рецептурные лекарства, алкоголь, табачная и никотиновая продукция и т.п. Здесь также есть вопрос: насколько текущий список запрещённой продукции может быть изменён в будущем. Например, витамины, БАДы и иные добавки не запрещены к продаже.

- Офлайн-услуги, где на первое место выходит не столько факт покупки, сколько личное общение. Речь не только об услугах, которые можно оказать только «вживую». Часть населения всё ещё предпочитает приобретать и IT-услуги только после личного общения. Это подводит нас к следующему тренду.

Тренд №4. Остаётся всё меньше регионов со старой культурой потребления

Хотя большая часть граждан страны уже предпочитает общение в мессенджерах (72% опрошенных) живым встречам (26% опрошенных), старая культура потребления в отдельных регионах остаётся. Именно здесь люди меньше всего привыкли активно пользоваться маркетплейсами. Регионы с наименьшими объёмами онлайн-продаж представлены на рисунке ниже.

Регионы с низкими онлайн-продажами

Безусловно, сводить всё только к культуре потребления не следует. Те же Ингушетия и Карачаево-Черкессия занимают последние места в рейтинге регионов по доходам населения. И всё же культура коллективизма усложняет проникновение чего-то нового (включая маркетплейсы) на отдельные рынки. Подробнее об этом мы уже рассказывали здесь.

Тренд №5. Замкнутый круг демпинга

При общении с теми, кто работает на маркетплейсах или просто в ритейле, но в постоянной конкуренции с селлерами, чаще всего можно услышать про демпинг. Наглядно причины демпинга, его зарождение и развитие в связи с торговлей на маркептлейсах представлены на рисунке ниже.

Демпинг на маркетплейсах

Рынок растёт очень быстро, на нём постоянно появляются новые игроки. Потому именно такой «грубый» инструмент (демпинг) используется чаще всего. Помимо ценового демпинга никуда не делись и иные «серые» способы борьбы за потребителя: покупные отзывы, самовыкуп товара, «грязное» SEO, воровство фото- и видеоконтента.

Для начинающих селлеров демпинг плох тем, что есть риск не выйти в плюс, в итоге попросту отказавшись от продаж на маркетплейсах. Но место тех, кто ушёл, занимают новые лица, которые вновь делают ставку на демпинг. Вот и получается замкнутый круг, который вредит и постоянными участникам рынка.

Присоединяйтесь к нам на YouTube и в Телеграме. Мы помогаем бизнесу грамотно поступать в непростых ситуациях, планировать свои действия на годы вперёд.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда