Какие перспективы ИИ в логистике? Разбираем неочевидные примеры

Логистическая отрасль растет и развивается быстрыми темпами. По данным исследовательского агентства MA Research, в 2023 году рынок транспортно-логистических услуг достиг рекордного объема в 5,5 трлн рублей против 4,7 трлн в 2022 году, прибавив почти 18%. Аналитики ожидают, что в ближайшие три года отрасль будет прирастать минимум на 12% ежегодно.

Изменения в мировой экономике привели к трансформации ключевых логистических маршрутов

Рост инфляции, курс на импортозамещение и адаптация экономики под новую реальность также оказывают серьезное влияние на отрасль. Обеспечить бесперебойную работу цепей поставок и избавиться от «болезней роста» в таких условиях могут только современные ИТ-технологии.

Согласно докладу НИУ ВШЭ, спрос логистической отрасли на передовые цифровые технологии к 2030 году может увеличиться в семь раз — до 626,6 млрд рублей. При этом потенциал роста нейротехнологий и искусственного интеллекта в логистике оценивается в 220 млрд рублей к концу десятилетия.

В 2023 году вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что уже более 52% крупных организаций в России используют искусственный интеллект (ИИ), около 21% — планируют начать это делать в ближайшее время. По экспертным оценкам, вклад ИИ в ВВП страны к 2025 году может составить 2%.

Способы применения ИИ в логистике

Управление складом. ИИ-системы с помощью камер и датчиков могут автоматически подсчитывать товары на складе, отслеживать их местоположение и срок годности. Роботы, управляемые ИИ, способны выполнять задачи по перемещению грузов, комплектации заказов и погрузке.

Планирование цепей поставок. Big data, которая собирается в российском ритейле, является отличным материалом для анализа. На основании этих данных ИИ может детально прогнозировать спрос на различные категории товаров. А значит, компании будут планировать производство, оптимизировать запасы и потребности в логистике с высоким уровнем точности.

Планирование маршрутов. ИИ может учитывать самые разные факторы, такие как пробки, погодные условия, ограничения движения, и выстраивать оптимальный маршрут для доставки груза. То есть прогнозировать утилизацию транспорта и время доставки, что позволяет повысить качество обслуживания клиентов.

Обработка заказов. Возможности ИИ способны полностью автоматизировать работу маркетплейсов: принимать заказы из разных источников (e-mail, веб-сайт, телефон) и вносить их в систему управления складом (WMS), проверять платежи, уведомлять клиентов о статусе заказа, генерировать накладные и другие документы. Добавьте сюда роботов-комплектовщиков, которые будут управляться ИИ, и беспилотные автомобили для доставки, и у вас получится полностью автономный маркетплейс без участия человека.

Страхование грузоперевозок. В условиях растущих рисков в логистике формируется устойчивый спрос на решения, которые позволят застраховать грузоперевозки легко, быстро, эффективно и контролируемо с помощью высоких технологий. Платформа цифрового сопровождения страхования грузоперевозок Zunami использует ИИ в расчете индивидуальных страховых тарифов, автоматизации работы с клиентами и выявлении случаев мошенничества в страховании.

***

Про искусственный интеллект говорят давно, но только в последние годы мы видим массовые примеры его успешного применения. Пока ИИ не может полностью заменить человека, но уже сегодня возможности этой технологии поражают.

Подписывайтесь на наш блог, здесь мы продолжим делиться новостями и материалами о сферах применения ИИ, автоматизации логистики и цифровизации страховой отрасли.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда