Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4

Всем привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Полгода назад произошло большое историческое событие в Москве запустились два новых диаметра — МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». Сегодня они перевозят ежедневно 650 тыс. пассажиров. О том, что изменилось в столице с их запуском и как будет развиваться система диаметров в будущем, расскажу в своей новой колонке.

В путь дорогу

Появление двух новых диаметров — настоящий подарок для жителей Москвы и Подмосковья: для них появилось множество удобных и быстрых маршрутов передвижения между самыми отдаленными районами. Поезда теперь возят пассажиров с тактовым расписанием раз в 5-7 минут. Все уже, наверное, забыли, что раньше надо было следить за расписанием электричек!

МЦД-3, движение по которому запустили 17 августа, соединил города Зеленоград и Раменское: это 38 станций и 85 километров. Он проходит через 24 городских района.

МЦД-4, движение по которому запустили 9 сентября, связал Апрелевку, Внуково и микрорайон Железнодорожный в Балашихе: это 36 станций и 86 километров путей. Он проходит через 25 городских районов. За полгода работы по нему совершили поездки уже более 34 млн пассажиров.

Несмотря на то, что новые МЦД заработали не так давно, уже сейчас ясно, насколько существенный эффект это оказало на всю транспортную систему. Во-первых, МЦД-3 и МЦД-4 сняли часть нагрузки с линий и отдельных станций метро: заметно разгрузилась Таганско-Краснопресненская линия, на «Рязанском проспекте» стало свободнее на 12%.

Во-вторых, теперь жители активно используют МЦД для поездок внутри города: раньше, до появления диаметров, таких пассажиров было немного. Ездили мало, потому что не было единой тарифной системы, а поездки были невыгодными. После запуска первых двух диаметров количество поездок на них внутри Москвы увеличилось вдвое! Уверен, что с учетом МЦД-3 и МЦД-4 эти цифры в будущем только вырастут.

То, что внутри города стало перемещаться значительно быстрее, видно и по конкретным маршрутам.

К примеру, из микрорайона «Мещерский лес» до Белорусского вокзала благодаря МЦД-4 сейчас можно добраться по прямой всего за 40 минут: раньше такой путь пассажиры проделывали с двумя пересадками за 1 час 5 минут.

Из Перово в парк Останкино и Телецентр по МЦД-3 можно доехать без пересадок за 45 минут. Возможно, кто-то помнит, но раньше этот путь занимал 1 час 15 минут с двумя пересадками.

Со станции МЦД-3 Ховрино в районе Западное Дегунино до Выхино до запуска МЦД-3 добираться было почти столько же — 1 час 20 минут, да еще и с двумя пересадками. Теперь время в пути сократилось до одного часа, а пересадки больше не нужны.

По МЦД-3 из микрорайона «Медовая Долина» до «Москвы-Сити» путь раньше занимал 1,5 часа, теперь — всего час. С Киевского вокзала на аэроэкспрессе путь до аэропорта «Внуково» теперь занимает 33 минуты (раньше — 45) благодаря строительству дополнительных главных путей на Киевском направлении железной дороги.

Это один из примеров «косвенных» эффектов от МЦД.

Стоп-машина

Один из важнейших эффектов МЦД — разгрузка улиц и дорог за счет сокращения количества личного транспорта. Автовладельцы, которые раньше ездили в город и область на своих машинах, теперь выбирают диаметры, потому что это стало удобнее и выгоднее.

С вводом МЦД-3 и МЦД-4 суммарная продолжительность 8–10-балльных заторов сократилась вдвое, при этом на магистралях, расположенных рядом с диаметрами, стало свободнее на 5-15%. Уже посчитано, что с личных машин на все существующие диаметры пересело в общей сложности 50-55 тыс. автомобилистов.

Трафик снизился, в основном, за счет приезжих из области, ранее они могли часами стоять в пробках на подъездах к столице. Меньше, кстати, стало пользователей каршеринга и такси – часть из них теперь тоже пользуются диаметрами. Уменьшение автомобильного трафика делает движение транспорта в городе более прогнозируемым. Косвенный эффект от сокращения числа машин – улучшение экологии всего московского региона, об этом я рассказывал в другой своей колонке.

Копейка путь бережет

Автомобилисты выбирают диаметры не только из-за удобства, но и из-за выгоды — это дешевле, чем платить за бензин. Благодаря удобной системе оплаты проезда на МЦД пассажиры перемещаются внутри Москвы по низким тарифам и пользуются бесплатной пересадкой на метро, МЦК и другие диаметры. За все время существования МЦД-1 и МЦД-2 пассажиры совершили 255 млн. бесплатных пересадок!

На новых диаметрах действует три тарифные зоны — «Центральная», «Пригород», «Дальняя» с разной стоимостью проезда (например, в «Центральной» зоне поездка стоит 54 рубля по «Кошельку» карты «Тройка», по банковской карте — 61 рубль), это сильно выгоднее, чем железнодорожные тарифы. Если взять, к примеру, третий диаметр, то для некоторых пассажиров МЦД-3 зоны «Пригород» стоимость поездки сократилась до 3,5 раз. Пассажиры, имеющие законное право бесплатного проезда в метро и пригородных поездах, получают и бесплатный проезд по МЦД. Бесплатно могут ездить и дети до 7 лет.

Тарифы на МЦД-3
Тарифы на МЦД-3
Тарифы на МЦД-4
Тарифы на МЦД-4

Комфорт – класс!

Разумеется, комфорт поездки определяется не только временем в пути и короткими маршрутами: большое значение имеет и подвижной состав. Сегодня на диаметрах курсируют современные ЭП2Д, ЭП2ДМ и поезда последнего поколения «Иволга 3.0», созданные специально для наземного метро.

Ездить на них — одно удовольствие: тут есть удобные сидения, разъемы для гаджетов (есть даже беспроводные зарядки), зоны для велосипедов и самокатов, колясок и багажа, сквозной проход через вагоны и другие «фишки». На МЦД-4 пассажиров возят электрички новой модели ЭП2ДМ с обновленным дизайном, яркими удобными сиденьями.

Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4

Полное обновление подвижного состава на МЦД-3 произойдет уже в этом году, на МЦД-4 — до конца 2025 года. Планируется закупить порядка 700 вагонов новых поездов для диаметров. Вскоре на линии выйдет и совершенно новая отечественная модель — «Иволга 4.: она находится в завершающей стадии испытаний и уже получила сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза.

Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4

Основное отличие четвертой версии поезда – дополнительная третья пара дверей в каждом вагоне (во всех, кроме головных): это существенно ускорит высадку и посадку пассажиров. Новая «Иволга», как и прошлая модификация поезда, может разогнаться до 160 км/ч. Места для зарядки электросамокатов, возможность провоза велосипедов, беспроводные зарядки — это все тоже остается, при этом появились новые удобные сиденья с подголовниками ежевичного цвета и «умное» освещение.

На дальней станции сойду

Пассажир должен ощущать комфорт не только в поезде, поэтому старые станции и платформы реконструируются, превращаясь в транспортные хабы — Московские городские вокзалы. Здесь можно быстро и удобно пересесть на другой вид транспорта (по теплому переходу или под навесом), а также выпить кофе и перекусить. В качестве примера здесь можно привести Внуково, Переделкино или Мещерскую: раньше это были самые обычные станции, теперь здесь построены удобные красивые здания с лифтами, туалетами, есть комфортная пересадка на автобусы. Сегодня в рамках проектов МЦД и МЦК уже создано и работает 80 вокзалов.

Для некоторых станций МЦД-3 и МЦД-4, расположенных на территории Москвы и Подмосковья, наш Институт разработал проекты благоустройства и улучшения транспортной доступности. Часть проектов уже реализована (работы выполнял Департамент капитального ремонта), благодаря чему во многих местах появились новые остановки городского транспорта и пешеходные дорожки, обустроенные с учетом привычных для жителей маршрутов, организованы места для парковки.

Возле станции МЦД-4 Переделкино‎ по нашему проекту была благоустроена привокзальная площадь. Перед входом появилась широкая пешеходная зона, позволившая пассажирам в 1,5 раза сократить время пересадки.

Вот так выглядит благоустроенная станция Переделкино МЦД-4:

Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4
Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4

Вдоль Лукинской улицы (она проходит рядом со станцией) стало больше парковочных мест, а возле входа появился отдельный карман для такси и новая автобусная остановка. Рядом со станцией расположен поселок Чоботы, о жителях которого мы тоже позаботились: новые наземные пешеходные переходы от 9-й Чоботовской аллеи ко входу на станцию Переделкино‎ сократили на 200 метров пеший маршрут до станции.

Возле станции МЦД-4 Мещерская (этим проектом также занимался наш Институт) появилось большое привокзальное пространство площадью 2000 кв. метров со станциями велопроката и зоной отдыха. В 50 метрах от входа организованы новые остановки, что сократило время пересадки между автобусом и МЦД на 5–6 минут. Также здесь появились новые парковочные места, в том числе для маломобильных граждан.

Вот так выглядит благоустроенная станция Мещерская МЦД-4:

Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4
Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4
Как по рельсам: что изменилось в Москве с запуском МЦД-3 и МЦД-4

По нашему проекту также благоустроили территорию вокруг станции МЦД-3 Томилино. Здесь установили новые остановки и реконструировали подъезд к ним – теперь к станции смогут подъезжать более вместительные автобусы большого класса. Построена прямая пешеходная дорожка, благодаря которой проход к остановкам стал короче и удобнее. На самой станции появились современные крытые павильоны, где можно спрятаться от дождя и снега. Кроме того, была благоустроена пешеходная зона вокруг памятника Пушкину.

Как видите, МЦД — это не только новые станции и маршруты, но и абсолютно новый уровень комфорта и сервиса. С развитием диаметров преображаются районы и кварталы, появляются новые места отдыха.

В завершение расскажу о том, что ждет МЦД в будущем.

Во-первых, продолжит развиваться инфраструктура диаметров. Уже строятся и новые московские городские вокзалы (Рижская, Митьково, Малино, Беговая, Петровско-Разумовская), к 2028 году их будет уже 125.

Продолжится работа и по интеграции станций МЦД с другими видами транспорта, благоустройству прилегающих территорий, созданию удобных парковок и подъездов для городского транспорта. Будет обновляться подвижной состав. Следующий, глобальный этап развития проекта МЦД – это возможное продление диаметров за пределы Московской области до соседних регионов, но об этом я расскажу в одной из следующих колонок. Следите за новостями!

Что еще делает город для удобства москвичей читайте в моих следующих колонках и подписывайтесь на Телеграм-канал «Урбанизм в галстуке». Там — еще больше новостей про транспорт, урбанизм и городскую среду.

33
1 комментарий

современные ЭП2Д, ЭП2ДМ и поезда последнего поколения «Иволга 3.0»

ЭП2Д и ЭП2ДМ - суть ЭР2, просто причёсснные. Да и чего в них современного и удобного, когда буквально на каждой остановке они оглушительно скрипят тормозами, а как минимум на центральном участке D4 машинисты сами объявляют атанции вместо информатора?

Полное обновление подвижного состава на МЦД-3 произойдет уже в этом году, на МЦД-4 — до конца 2025 года

А почему раньше не могли изготовить достаточное количество ПС, чтоьы не пришлось ждать?

дополнительная третья пара дверей в каждом вагоне (во всех, кроме головных)

На МЦК бы их..

Ездить на них — одно удовольствие

Оглушительные тормоза на якобы современных электропоездах от Демиховского завода, несоответствие высоты платформы высоте пола даже на новых станциях (ой, вокзалах. Это, кстати, придумал тот же чинуша, что и Лошадь трёх вокзалов?), из-за чего приходится натурально спрыгивать с поезда, опоры контактной сети стоят буквально посреди платформы даже на новых ОП, хотя на Курском вокзале научились их крепить к навесу, старые турникеты, на экранах которых мало что видно, старые раздрызганные и ографиченные ЭД4М, информация на табло в поездах (даже в Иволгах), оставляющая желать лучшего...

Ответить