{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как российские города могут избавиться от маршруток и получить качественный общественный транспорт

Что такое модель перевозок «по регулируемым тарифам» и как она может изменить общественный транспорт в России

В 2015 году в России вышел федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

Он определил, какие именно органы власти организуют перевозки общественным транспортом и какие процедуры при этом используются для привлечения перевозчика для работы на маршруты. То есть ответил на вопросы: «кто» и «как» организует перевозки.

До этого на федеральном уровне ответ на вопрос «кто» был — это исходило из 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлениия». Но ответа на вопрос «как» не было — в каждом городе и регионе были свои правила.

И это длилось до 2015 года. То есть более 20 лет с перехода России на рыночную экономику!

Представьте, чтобы подобное было в других сферах. Например, в медицине. В одном городе могли бы разрешать врачам проводить операции в гаражах, в другом — проводить конкурсы между врачами и предоставлять им кабинеты для личных приемов пациентов за наличные. Конечно, это сильное преувеличение, но в общественном транспорте было примерно так.

Что самое главное, закон определил, что в России перевозки можно организовывать через госзакупки и контракты. Для этого специально появилась модель перевозок «по регулируемым тарифам». Она прежде всего не про тарифы, а про контракты.

С моей точки зрения, эта главная и самая ценная новация федерального закона. В этот момент транспорт нашей страны в институциональном плане встал в один ряд со странами с самым высококачественным общественным транспортом мира. Ведь дело в том, что практически весь высокачественный общественный транспорт в зарубежных странах (да, есть исключения, но всё же) работает в системе закупок и контрактов.

Однако встав в один ряд институционально он еще не стал таковым фактически. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы администрации городов переводили своих перевозчиков на контракты, реализуя более или менее масштабные «транспортные реформы».

Почему контрактная система так важна?

Если кратко, то потому, что в контракте описаны требования к качеству и предусмотрено финансирование за эту работу. Это означает, что общество (посредством действий властей) получит транспорт предварительно согласованного качества, а перевозчик получит оплату за эту работу.

Но, конечно, не всё так просто. Исследованию вопроса развития моделей организаций перевозок в мире и в России я посвятил книгу «Город и перевозчики». В книге -- 7 глав, каждая из которых посвящена значимым транспортным реформам в мире, включая московскую реформу 2016 года.

С кратким содержанием книги вы можете познакомиться у меня в телеграмм-канале, заказать бумажную версию на сайте Высшей школы экономики или Ozon, а электронную версию на Литрес.

0
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Рыжков
Автор

Спасибо за комментарий! Кстати не всегда всё плохо. Везде, где власти серьезно подошли к делу и наладили работу, всё хорошо. Лучший приме — Пермь. Там транспорт мирового класса

Ответить
Развернуть ветку
Denis Arefin

Мне кажется, что он был таковым, примерно, до ввода бескондукторной системы. Тогда перевозчикам было выгодно брать длинные маршруты. Сейчас, вроде и ехать недалеко, а 2 пересадки делать приходится. Плюс эти маршруты перекраивают раз в год, что тоже удобства не приносит.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg

Никак 😁 пока будет монополия на общественный транспорт ничего не поменять

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда