Из таксиста в курьеры: такси-сервисы и каршеринг трансформируются в условиях ограничения работы Материал редакции

В надежде компенсировать падение спроса и потерю выручки компании запускают доставку, а водители становятся «личными помощниками».

В закладки

В Москве и Санкт-Петербурге до мая приостановлена работа каршеринга. В столице под запрет попали премиальные тарифы такси и сервис личных водителей Wheely, так как машины работают по договору фрахтования.

Из-за ограничений и падения спроса сервисы ищут способы адаптироваться. Они предлагают услуги доставки посылок и продуктов, а также персональных помощников. По мнению эксперта, такие меры помогают компенсировать только 10% потерянной выручки.

Представители «Ситимобил», «Яндекс.Такси», Gett, Wheely и YouDrive рассказали vc.ru о первых результатах работы новых услуг и поделились планами по их развитию после кризиса.

Трансформация сервисов

Спрос на услуги такси с начала введения ограничительных мер упал на 70–80% по России, рассказывает представительница сервиса Gett Екатерина Шумова. Снижение количества заказов подтверждают «Яндекс.Такси» и «Ситимобил».

Каршеринг YouDrive был вынужден полностью остановить работу в Москве и других регионах из-за запрета местных властей.

Из-за указа мэра Москвы об ограничении работы «сервисов перевозок по заказу» под запрет попали сервис по вызову личного водителя Wheely и премиальные тарифы «Ситимобил» и «Яндекс.Такси». Работать могут только машины такси с белой или жёлтой оклейкой, у водителей Wheely таких знаков нет.

Чтобы компенсировать потери, сервисы запускают и развивают новые типы услуг, и первым таким направлением стала доставка посылок через водителя.

Так, у сервиса Gett доставка существует уже четыре года, но с середины марта 2020 года и к 24 апреля этот сегмент вырос в пять раз по количеству заказов и в три раза — по выручке. Абсолютные показатели в компании не раскрывают.

Как рассказывает представительница «Яндекс.Такси» Ася Паноян, до марта доставка в сервисе развивалась как эксперимент, но в новых условиях спрос на услугу быстро растёт. Впрочем, конкретные показатели в компании не раскрывают.

В Wheely пользователи ещё до ограничений могли попросить водителей заехать за продуктами, встретить родителей, отвезти цветы или документы. Сейчас сервис ввёл для этого отдельный тариф «Ассистент».

Сейчас «Ситимобил» также позволяет отправить посылку. По данным сервиса, чаще всего пользователи оформляют доставку для передачи вещей, продуктов, покупок из магазина или же для отправки заказа клиенту своего бизнеса.

YouDrive сделал курьерами своих сотрудников из подрядных организаций (например, автомойки и автомастерские) и техников, которые обычно перегоняют машины.

Вторым направлением стало активное сотрудничество в сегменте b2b.

Например, YouDrive договорился о сотрудничестве с сервисом экспресс-доставки продуктов «Самокат» и ведёт переговоры со «Сбермаркетом». «Яндекс.Такси» доставляет товары из «ВкусВилл», «Леруа Мерлен» и других магазинов и добавил бесплатное подключение доставки для малого бизнеса.

Дополнительно сервисы стараются поддерживать борьбу с Covid-19. «Ситимобил» и Gett бесплатно развозят доноров крови в некоторых регионах России. Сервис «Яндекс.Такси» выделил свыше 600 млн рублей для обеспечения водителей дезинфицирующими средствами, организации парка для развоза медицинских служб и других методов борьбы с Covid-19.

Эффективны ли новые услуги

«Безусловно, полностью восполнить потери от простоя машин невозможно, — заключает директор по связям с общественностью YouDrive Диана Лавшук. — Но мы рассчитываем, что доставка покроет расходы на зарплаты, аренду и другие моменты, кроме лизинговых платежей».

Новые услуги — логичная реакция рынка на падение спроса, но они восполняют только 10% потери выручки в целом, считает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Тем не менее для каршеринга и премиальной перевозки пассажиров это единственная возможность удержаться на плаву в период ограничений.

Услуга доставки — это всегда «антикризисная мера», с восстановлением рынка её роль кардинально снижается. Это связано прежде всего с необходимостью возложения на водителя такси юридической материальной ответственности за перевозимый товар.

Станислав Швагерус
руководитель центра компетенций МЕФТ

Он также добавляет, что доставка на такси дешевле, чем перевозка пассажиров, и водители такси выполняют несвойственные им курьерские функции. Поэтому заказы с доставкой агрегаторы вынуждены делать обязательными к исполнению под угрозой снижения рейтинга водителей.

Представители Gett, «Яндекс.Такси» отметили, что тариф доставки подключается партнёрами по желанию. Представитель «Яндекс.Такси» также уточнил, что после пандемии Covid-19 водители также смогут сами выбрать, в каком тарифе им работать.

Ожидания после снятия ограничений

«Ситимобил» рассчитывает выйти из кризиса «более развитой» компанией. «Люди вернутся к привычному образу жизни, и мы готовимся к резкому росту спроса на услуги такси», — рассказал пресс-секретарь «Ситимобил» Георгий Лобушкин.

Иного мнения придерживаются в Gett: после снятия режима изоляции спрос будет расти постепенно — в зависимости от региона и тарифов.

По мнению Gett, спрос после снятия требований по изоляции будет расти постепенно и будет зависеть от региона и класса.

По нашим оценкам, в среднем с момента снятия ограничительных мер потребуется около 10 недель для восстановления до уровня, соответствующего общему снижению доходов населения (15–20%). В дальнейшем спрос будет восстанавливаться параллельно с экономикой страны.

Екатерина Шумова
директор по коммуникациям Gett

«Ситимобил», «Яндекс.Такси», Gett, Wheely планируют оставить возможность использования сервисов для доставки и продолжить сотрудничество в сегменте b2b после снятия ограничений.

{ "author_name": "Дарья Дейнека", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438","\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438","\u0441\u0438\u0442\u0438\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b","\u043a\u0430\u0440\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430","wheely","gett"], "comments": 13, "likes": 10, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 122864, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 24 Apr 2020 19:05:26 +0300", "is_special": false }
Zadarma
Виртуальный телефонный номер через «Госуслуги»
Теперь все, кто имеет подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги» или онлайн-банке одного из трех популярных…
Объявление на vc.ru
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–1

Какая ДОТАВКА. Агрики вообще страх и совесть потеряли. Сейчас когда водитель и так не может заработать, парки которые содержат автомобили то же, они принуждают водителей на машинах стоимостью по 1-1,5 миллиона рублей развозить пиццу. Это происходит потому, что агрегаторы не несут никаких затрат по перевозке, не содержат автомобили, не заправляют их топливом, не несут гарантий по хотя бы минимальной оплате труда водителей...
Но агрегаторы по прежнему лупят свою дикую комиссию от 20-30% не снижая её на копейку и плевав на все кризисы...
А КТО будет оплачивать штрафы за парковки и остановки...? ЦОДД, МАДИ и камеры на карантин не уходили, и штрафы прежние 3000-5000р, опять платить должен ВОДИТЕЛЬ. Только теперь, что бы отработать этот штраф, мне придётся работать 3-5 смен по 14-18 часов... 
И фактически принуждают водителей к доставке, если не поехал покупать термопакеты для еды, что бы стать курьером на тачке за миллион и выше, Яндекс обрезает заказы...
А проверка пропусков, которую "лидеры цифровой экономики" опять свалили на водителей. А в приложении пассажира сделать нельзя было место для кода, вбил код есть заказ, не совпадает код такси не едет. Нет водитель должен сделать подачу, а если кода нет или он неверен, то естественно пассажир не оплатит водителю эту подачу и затраты опять на водителе, а это топливо, время... Зачем нам такие лидеры цифровой экономики забирающие 1/3 цены поездки, а с оставшейся части нужно оплатить топливо, содержать автомобиль и ещё не сдохнуть с голоду?
ПОРА вообще запрещать агрегаторов как в Германии, Турции и т.д. И данный кризис это показал, это безответственные участники рынка, потерявшие совесть от жадности...

Ответить
5

Берёшь и уходишь оттуда.

Ответить
1

Можно и уйти, но это такое себе решение... Вы если не секрет, кем трудитесь... Если борзописцем в Яндексе подрабатываете, можете не отвечать... То же работа) Кстати у коментаторов Яндексом поднанятых любимый ход "Вот лодырь ноет здесь, иди найди себе настоящую работу..." и т.д. Но я вам отвечу, как будто вы независимый коментатор)
Проблема в том, что под лозунгом "светлого цифрового будущего" агрегаторы влазят всё в большие отрасли и сферы, но влазят по своему, возвращая "тёмные времена" 19 ВЕКА: 12-16 часовой рабочий день, без выходных, праздников, отпусков и т.д. Они в нашей стране просто уничтожили социальные достижения цивилизации за последние 200-250 лет... Вас это устраивает? Меня нет, потому, что так формируется "дикий рынок труда" и завтра любой может оказаться по ту сторону... Поэтому Яндекс.Такси и развивается в Африку: Котд Д'Ивуар, Гана... Их нынешний генеральный Шулейко в интервью Форбс, так и заявил "мы умеем работать на низкомаржинальных незарегулированных рынках..." ! А в приличных странах агрегаторов, как минимум жестко регулируют США, Франция, Испания, Австралия, Австрия и т.д., а кое где просто запретили... Делайте выводы, за кого считают пассажиров и водителей агрегаторы? Всем уйти и оставить им "чистую поляну"?

Ответить
0

 Можно и уйти, но это такое себе решение...

Отличное решение, если что!
Потому что:
 Проблема в том, что под лозунгом "светлого цифрового будущего" агрегаторы влазят всё в большие отрасли и сферы, но влазят по своему, возвращая "тёмные времена" 19 ВЕКА: 12-16 часовой рабочий день, без выходных, праздников, отпусков и т.д.

Оно вам надо? :)
  формируется "дикий рынок труда" и завтра любой может оказаться по ту сторону...

Вопрос не очень и простой. Дикий рынок труда возникает не только по вине агрегаторов, но и самих водителей, готовых работать на этих условиях. Это лишь верхушка айсберга, есть и другие не менее интересные мотивы.

Ответить
0

Я пожалуй подожду. Судя по всему, агриков скоро строить начнут, а такси мне нравиться. Даже не так, их уже понемногу начали ставить на место и это процесс необратимый... А если они упорствовать будут в своей ереси, то могут запретить вообще, чем плох пример Германии?

Ответить
0

Такое же примерное сообщение читал от ресторанов в начале апреля, у них там тоже проценты бешенные от 28 до 42%. Надо выработать эффективные формы борьбы с агрегаторами.

Ответить
0

Агрегаторы невыгодны только водителям, а для пассажиров качество сервиса и стоимость услуги теперь выше всяких похвал. Так что не надо нам ничего запрещать) и вообще, вам ли не все равно везти человека или букет цветов? 

Ответить
0

Очень хороший комент.
Часть 1.  "выгоден пассажирам", "...выше всяких похвал", "качество...", "стоимость услуги"...
Если это хороший сервис, то он должен быть выгоден и тому, кто оказывает услугу и потребителю. Подругому хороший сервис не работает. И ещё маленький, но важный момент, водители то же потребители услуг агрегатора и кстати за использование ПО водитель то же платит, с комиссии, которую собирает агрегатор с водителей всё и начинается.
Кто хвалит? Когда я работал в Комфорте пассажиры поголовно говорили, что "эконом, нет, это небезопасно, это некачественно, непонятно какие водители и авто... вызываю только Комфорт..." и т.д. А работая в Экономе, я видел другую картину пассажиры массово переходили на наличные, что бы не платить за подачу и ожидание. Агрегатор это то же не компенсирует водителю. Но это не пассажиры "плохие", это они голосуют рублём за качество услуги, они не надеются получить автомобиль вовремя и процесс возврата денег агрегатором довольно длительный. Но и водители не "плохиши"... Вы знаете, что когда водителю прилетает заказ, в Яндекс.Такси, то водитель не знает куда он едет и за сколько, но обязан его принять или упадут баллы активности... Водитель принимает заказ, приезжает к месту подачи, жмёт кнопку "на месте" и видит, куда ехать. А это может быть не всегда хорошее место с точки зрения пробок, с точки зрения обратки не в холостую... А когда пассажир сел в машину и водитель нажал "поехали" то только тогда он видит цену и сопоставив куда и за сколько, а при этомЯндекс абсолютно не придерживается тарифов, водитель видит, что поездка убыточна... И поэтому массовые отказы от поездок, игра в "потеряшку" и т.д. И это очень большой процент недовольных пассажиров, поверьте... Стоимостью пассажиры может и довольны, но качеством точно нет...
А теперь более важный аспект: БЕЗОПАСНОСТЬ. Вы знаете, что только за 2019 год, количество аварий с участием автомобилей такси в Москве выросло на 80%!!! Не на 0,8 не на 8, а на 80% и аргумент, что количество такси увеличилось не работает, статистика по выданым разрешениям на таксомоторные перевозки есть. И в этих авариях страдают не только пассажиры, но и другие участники дорожного движения и естественно водители такси. А вот в Челябинской области крличество таких аварий увеличилось на 282%!!!
Часть2. Человек или букет. Вы знаете, многие водители пассажиров и за клиентов не считают, они считаюь их "нищебродами", которые межают им заработать на жизнь. И это постоянная конфликтная ситуация, породили которую агрегаторы. Для них любая поездка выгодна, т.к. все затраты несёт водитель, поэтому агрегаторы и конкурируют ценой с тролейбусами которые на дотации государства. А 1/3 поездок раньше лежала, за порогом рентабельности для водителей, были убыточны. А теперь это 2/3 поездок, и спонсор этих поездок водитель. 
И про букет. Букет это груз, а пассажир человек. Высшая квалификация водителя раньше была категория Д "водитель автобуса" и путь этот нужно было пройти последовательно, сначала категория В и С, а потом отработав несколько лет, можно было пойти учиться на категорию Д. С такси было попроще, но в таксопарк устроиться было очень сложно и кстати по правилам ПДД могли не пристёгиваться сотрудники ГАИ и таксисты, потому что они были профессионалы. Т.е. возить людей не мог, кто попало. Возить людей должны хорошие водители, а разносить букеты курьеры.

Ответить
1

Забудьте все, что было раньше. Мир поменялся. После этого кризиса профессия "таксист-курьер" станет нормой. А отказ в перевозке грузов будет кататься снижением баллов активности.

Ответить
2

Следующий шаг для агрегаторов: обучить таксистов дополнительной профессии. На выходе получим «таксист-электрик», «таксист-сантехник» и т.д. Ну и дальше сожрать рынок этих услуг.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

«Яндекс.Такси» доставляет товары из «ВкусВилл», «Леруа Мерлен» и других магазинов и добавил бесплатное подключение доставки для малого бизнеса.

опять все для Москвы😒
Хотя, у нас доставка из ВВ через самокат: оставляю заявку на сбор заказа, беру самокат и фпирёт.

Ответить
1

Я в своём посёлке предложил модель доставки. 1,5 км длинной он. Поделил на пять зон от магазина с шагом в 100 рублей. Сколько народу фыркало! Зато алкоголь зашёл замечательно, но есть одно "но": можно стать тем самым дедом Морозом, которому на каждом участке нальют...

Ответить
0

Мне бы такая доставка из вв вышла в ~330 рублей. Дорого.
Алкоголь - это, наверное, неплохой способ определить максимум покупательной способности за доставку😁

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир