В Сан-Франциско по всей территории города запустили беспилотное такси

С 25 июня любой желающий может заказать поездку с Waymo в Сан-Франциско. Это знаковое событие, но не все гладко с развитием беспилотных такси, в США и у нас. Разбираюсь в теме.

До этого момента такси работало в тестовом режиме, и надо было попасть в лист ожидания (к слову, как и у нас), чтобы совершить поездку. Излишне говорить, что такое такси управляется искусственным интеллектом.

Беспилотное такси Waymo. Источник<br />
Беспилотное такси Waymo. Источник

В марте 2024 года Waymo получила важное одобрение от Комиссии по коммунальным предприятиям Калифорнии на управление коммерческой службой роботакси в Лос-Анджелесе, на полуострове Сан-Франциско и на автострадах Сан-Франциско. Waymo еще не расширила свою коммерческую беспилотную деятельность на автострады Сан-Франциско или населенные пункты на Большом полуострове, хотя компания проводит испытания в этих районах.

Этим кто-то пользуется?

По собственным данным Waymo, с момента запуска теста на поездки с Waymo подписалось около 300 000 человек — это более четверти населения города. Еженедельно совершает десятки тысяч поездок в Сан-Франциско.

А что с безопасностью движения?

В компании утверждают, что в области безопасной эксплуатации беспилотное такси не имеет себе равных. Из более чем 30 научных работ следует, что Waymo Driver повышает безопасность дорожного движения в городах присутствия. Водитель Waymo избегает серьезных столкновений лучше, чем даже самые внимательные водители-люди, и данные показывают, что у Waymo меньше страховых претензий, травм или полицейских отчетов, чем у водителей-людей.

За более чем 3,8 млн миль пробега по сравнению с водителями-людьми водитель Waymo попал на 17 случаев меньше в аварии с травмами и на 12 случаев меньше в аварии, о которых необходимо сообщить в полицию,.

Статистика безопасности беспилотных такси от Waymo.<br />
Статистика безопасности беспилотных такси от Waymo.

Так ли все безоблачно?

Во-первых, TechCrunch отмечает, что анонс был сделан всего через пару недель после того, как Waymo добровольно отозвала софт для всех своих 672 роботакси Jaguar I-Pace после того, как один из них столкнулся с телефонным столбом.

Буквально за неделю до поджога автомобиль Waymo сбил велосипедиста.

Департамент транспорта Калифорнии приостановил работу роботакси конкурента Waymo, Cruise, после нескольких крупных аварий с участием этого роботакси.

Конкурент Waymo, роботакси Cruise, был признан MIT провалом года.

В течение 2023 года случилось сразу несколько громких аварий с участием беспилотников Cruise. В августе беспилотник Cruise, в котором ехал пассажир, столкнулся с пожарной машиной. А в сентябре Cruise обвинили в смерти человека: медики не смогли спасти пострадавшего в аварии мужчину, т.к. дорогу скорой заблокировали беспилотники Cruise. А в октябре под колеса попала женщина, беспилотник её не распознал и протащил под собой несколько метров. После такого громкого случая работу Cruise приостановили в Калифорнии, а потом и в США в целом.

Во-вторых, не все так хорошо с принятием беспилотных такси.

Так, летом 2023 года в США вирусились видео, в которых люди ставили на капот беспилотным такси дорожные конусы. Из-за этого навигационные системы беспилотников приходят в ступор и встают посреди дороги.

Вандализм и порча — это проверенный временем способ показать свое отношение, порой даже в ущерб безопасности движения.

Такой способ выразить свое отношение применили активисты Safe Street Rebel, которые выступают за безопасность на дорогах, в том числе против засилья беспилотников. Одни хотят показать, что беспилотники примитивные и ненадёжные. Другие - боятся потерять работу из-за засилья технологий.

Зимой 2024 года толпа сожгла автономное такси Waymo в Сан-Франциско. Буквально за неделю до поджога автомобиль Waymo сбил велосипедиста.

Пожар произошел на фоне нарастающей напряженности между жителями Сан-Франциско и операторами автоматизированных транспортных средств.

К слову, роботы-доставщики Яндекса также страдают от вандализма.

Сгоревшая машина Waymo в Сан-Франциско в феврале 2024 года. <a href="https://www.theverge.com/2024/2/11/24069251/waymo-driverless-taxi-fire-vandalized-video-san-francisco-china-town" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник<br /></a>
Сгоревшая машина Waymo в Сан-Франциско в феврале 2024 года. Источник

В 2023 году городские власти и жители Сан-Франциско выступили против того, чтобы робо машинам была предоставлена лицензия на круглосуточную эксплуатацию, а некоторые жители в знак протеста обездвижили их, поставив оранжевые конусы на капоты автомобилей.

У нас тоже есть беспилотники, что с ними?

Да, беспилотные такси Яндекс ездят по Иннополису (Татарстан) с 2018 года.

Для пользователей изначально было 5 точек посадки и высадки, в 2021 году их было уже больше 20. Неплохо, однако высаживаться по собственному выбору нельзя.

В июне 2023 года также запущено беспилотное такси Яндекс в районе Москвы Ясенево. Необходимо было заранее (еще в 2012 году!) записаться на тестирование, но форма записи доступна до сих пор.

В октябре 2023 года Яндекс запустил тест в районе Сочи, а летом 2023 была новость о запуске теста в Белграде.

В Сан-Франциско по всей территории города запустили беспилотное такси

Так как это тестовая поездка, есть ограничения:

• Роботакси работает с семи утра до часа ночи.

• Чтобы вызвать машину, нужно воспользоваться специальной кнопкой в приложении Яндекс Go. Она появляется, когда пользователь находится в Ясенево.

• У такси есть определённые точки посадки и высадки — около 40 на весь район.

• Любая поездка на роботакси в Ясенево стоит 100 рублей.

• Роботакси пока берёт на борт только одного пассажира — обязательно совершеннолетнего.

• В машине всегда находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки (таковы правила).

Пока что нет новостей о том, что Яндекс отрывает сервис для всех желающих.

Пожалуйста, поддержите меня, поставьте лайк!

6
1
14 комментариев

Меня очень вдохновляет такой прогресс, может и у нас в будущем изменится уровень жизни

2
Ответить

Куда пойдут работать все таксисты?

Ответить

Не очень понятно, как считается аварийность обычных водителей. Как измерить их суммарный пробег? Какие-то данные есть у страховых компаний. Но, точно не все. И точно их нельзя сравнивать с беспилотнмками, т.к. там метрика подсчитана явно иначе

Ответить

Будущее уже наступило

Ответить

А в России уже когда такое запустят?!

Ответить

А оно вам надо? Кто будет ездить на нем, все начнут возмущаться, что без водителя не безопасно, надо ведь сначала общество подготовить, а потом уже новизну вводить!

Ответить

Ну что? Когда в Воронеже?

Ответить