Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

54-ФЗ коснулся каждой сферы бизнеса, в том числе и транспортной отрасли. Летом 2019 года Госдума продлила мораторий на привлечение к ответственности за неприменение ККТ в транспорте и ЖКХ до июля 2020 года. Отложенная дата не за горами, однако из-за сложившейся ситуации с пандемией, Госдума предложила в очередной раз продлить мораторий. Организации общественного транспорта успели приобрести ККТ и сопутствующее ПО для избежания штрафов. Вопрос: будут ли внесены поправки или уже сейчас стоит готовиться к исполнению 54-ФЗ для транспорта? Мнением поделились эксперты розничной платформы БИФИТ Касса и рассказали о выгодной и законной альтернативе установке ККТ в транспорте.

Из-за вынужденного режима самоизоляции, по данным на 4 мая, в Москве и регионах пассажиропоток в общественном транспорте снизился на 70 %. Такси стали использовать меньше 69 % москвичей. К июню ситуация стала улучшаться.

Несмотря на вынужденные траты транспортных предприятий и таксопарков на покупку средств защиты и обработку транспорта, многие предприниматели озадачились вопросом приближающегося снятия моратория в июле 2020 года по использованию ККТ в транспорте. Хотя СМИ пишут (без отсылок на законопроект) о возможном продлении моратория до октября 2020 года.

Согласно закону, с 1 июля 2019 года онлайн-кассы должны применяться в такси, автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутах и других видах городского транспорта, выполняющих роль пассажирских или грузоперевозок.

В процессе принятия проекта были внесены изменения, которые коснулись предпринимателей, работающих без сотрудников. Такие компании получили отсрочку до июля 2021 года.

Также от применения касс в фискальном режиме (передача данных ОФД и налоговой) были освобождены перевозчики, работающие в отдаленной от города местности. Сюда же вошли водители маршруток, зарегистрированные в качестве самозанятых. Для остальных предпринимателей сроки остались прежними, но были введены послабления за неверное применение ККТ или неполное соответствие 54-ФЗ, — именно тот самый мораторий на штрафы (171-ФЗ от 3 июля 2019 года).

По действующему и последнему законопроекту до июля 2020 года части 2,3,4 и 6 ст.14.5 КоАП РФ будут недействительны. Это значит, что мораторий распространяется только на предприятия общественного транспорта. Владельцы транспортных компаний и такси не освобождаются от применения ККТ.

Во многих регионах уже сейчас начались проверки транспортных компаний и таксопарков, поэтому о кассах и их применении нужно задуматься уже сейчас.

Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

Кассы в транспорте — плюсы для владельцев автопарков

В целом, переход на современные онлайн-кассы и сопутствующее ПО несет множество плюсов для транспортных компаний:

  • появится возможность анализировать транспортные расходы, прибыль, знать точное количество посетителей, оптимизировать маршруты;
  • не придется использовать неэффективные методы контроля сотрудников и платежных операций;
  • можно получать полезную информацию о пассажирах и применять ее в маркетинговых целях: предлагать скидки, льготы.

Но самое важное — онлайн-касса упрощает процедуру покупки билета у водителя или кондуктора. Кондукторам не придется отдельно выдавать билеты, сдавать их и вести отчетность. Достаточно предъявить кассовый чек покупателю. Данные о покупке автоматически отмечаются в кассе. Пассажиры всегда смогут оплатить проезд картой или смартфоном. К тому же, закон разрешает предоставлять чек не только в бумажном виде, но и в электронном, по смс или в виде QR-кода. Что во многом помогает предпринимателям без труда соответствовать законодательству и облегчить продажу билетов.

Здесь стоит отметить, что речь идет о предприятиях малого и среднего бизнеса, которым не по карману покупать в каждый автомобиль ККТ или устанавливать в салоне платежные валидаторы и поддерживать их работу. Если автопарк насчитывает не больше 100 автомобилей, в таком случае подойдет всего 1 облачная касса, смартфон водителя и бесплатное кассовое ПО.

Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

Использование облачной кассы или смартфона с кассовым приложением в транспорте

В начале 2020 года разработчик кассового программного обеспечения БИФИТ Касса направил официальный запрос департаменту налоговой и таможенной политики Минфина. Поскольку компания предлагает ряд собственных решений, среди которых приложения для курьеров, транспорта, позволяющие расшаривать стационарную кассу и использовать смартфон или планшет в качестве рабочего места кассира, — компания прояснила условия и возможность применения ККТ при выездной торговле и продаже билетов в транспорте.

Регулятор в ответном письме подтвердил: при оказании услуг и расчетов по месту выполнения работ и вне торговых объектов, можно применять удаленную фискализацию. В салоне транспортного средства может находиться устройство с интерфейсом для выполнения расчета. А саму функцию фискализации и передачи данных может выполнять удаленная или облачная касса. Главное условие исполнения закона — выдача или отправка чека клиенту сразу после расчета. Электронный чек со всеми фискальными признаками, также как и QR-код чека приравнивается к бумажному.

Допустимо использование кассового приложения на устройстве вместе с фискальным регистратором.

Кассовый аппарат может использоваться единожды в конце рабочего дня, если при расчете с пассажиром на его билете будет напечатан QR-код с ссылкой на кассовый чек.

Таким образом, закон разрешает применять кассу как в салоне транспортного средства, так и удаленно — через сервисы облачной фискализации.

Однако транспортная отрасль обладает своей спецификой, поэтому не каждая касса со своим предустановленным ПО подойдет для работы внутри транспортного средства. К тому же немногие компании готовы покупать специализированную кассовую технику в каждый салон транспортного средства. Для соблюдения норм действующего законодательства компания БИФИТ Касса разработала уникальное на рынке решение БИФИТ Касса Транспорт для автоматизации работы транспортной компании, управления автопарком и комфортной работы водителя и кондуктора.

Варианты работы и применения ПО БИФИТ Касса Транспорт

Кондуктор, водитель

Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

Для кондуктора оптимальным решением станет мобильная касса, терминал, смартфон или планшет. Такие устройства удобно носить с собой, держать в руках или установить на приборную панель. Начинкой послужит кассовое ПО БИФИТ Касса Транспорт, которое превращает интерфейс любого устройства в рабочий интерфейс кассира.

Приложение работает на более чем 80 моделях кассовой техники известных производителей (Атол, ШТРИХ-М, Модулькасса, Paymob), POS-терминалах, смартфонах и планшетах на базе Android.

Доступные опции:

  • возможность добавления транспортных листов;
  • интеграция с системой учета;
  • настройка заданных маршрутов;
  • продажа транспортных карт;
  • пополнение баланса карт;
  • актуализация баланса и тарифов по карте;
  • история транзакций с быстрым поиском;
  • добавление билетов с ценами;
  • возможность демонстрации QR-кода, отправка чеков на email или смс.

Фискализация происходит удаленно, в режиме реального времени.

Здесь предусмотрено 2 варианта отправки данных:

  • Расшаривание стационарной кассы.

Подойдет компаниям, у которых есть ККТ в офисе.

Приложение, установленное на устройство кондуктора, будет передавать все данные о билетах на ККТ в офисе компании. Кондуктор будет получать данные от кассы в приложение и предъявлять пассажиру распечатанный на мобильной кассе/ беспроводном принтере чеков в салоне транспорта бумажный чек; показать сгенерированный QR-код; или сможет отправить чек в электронном виде на смс, почту, в виде ссылки.

  • Использование облачной кассы.

Облачная касса подойдет транспортным компаниям, которые хотят арендовать ККТ. Арендованная касса физически находится в ЦОД. Каждый водитель сможет подключиться к облачной кассе на смартфоне, планшете или мобильной кассе через приложение БИФИТ Касса Транспорт. Смартфон будет использоваться в качестве модуля связи с кассой. На экране будет отображаться QR-кода с чеком для покупателя. Также смартфон можно подключить к принтеру чеков, POS-терминалу прямо на приборной панели.

Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

Личный кабинет для работы диспетчеров

Отдельно для диспетчеров предусмотрен личный кабинет для управления автопарком. В нем видна информация о водителях, маршрутах, тарифах, есть возможность выстраивать аналитику. Важно, что диспетчер или владелец автопарка сможет видеть все поступающие чеки в режиме онлайн и даже связаться с водителем. Также предусмотрены лимиты на чеки и выручку, контроль путевых листов, возможность отправки копии чеков.

Транспорт и онлайн-кассы в 2020 году — повременить или пора применять?

Штрафы в 2020 году за отсутствие онлайн-кассы в транспорте и такси

Вне зависимости от ситуации в стране, налоговая не спустит с рук нарушений действующего законодательства.

С июля 2020 года размеры штрафов для ИП составят:

  • до 3000 рублей за несоответствие кассы требованиям закона и непредоставление данных или передачу данных ОФД и в ФНС с опозданием;
  • 2000 рублей за невыдачу фискального чека пассажиру;
  • до 50 % выручки, но не менее 10 000 рублей за отсутствие ККТ или должной передачи данных налоговой.

Для ООО:

  • от 5000 до 10 000 рублей за несоответствие ККТ 54-ФЗ или просрочки отправки сведений в налоговую;
  • 10 000 рублей, если пассажиру не был выдан, отправлен или продемонстрирован чек;
  • до 100 % дохода, но не меньше 30 000 рублей за отсутствие ККТ.

Штрафы строгие и могут навредить бизнесу. Поскольку реформа уже затронула отрасль, необходимо задуматься как лучше установить ККТ в транспортное средство и как избежать проблем с внеплановыми налоговыми проверками.

11
2 комментария

Для мелких ИП и регионщиков - хороший вариант. Но, крупные все же закупаются миниками. На приборной панеле при входе в автобусы стоят кассы на подставках. Или валидаторы. Входишь, покупаешь билет у водителя, все через кассу. Фискализации внутри транспорта. Но тема крутая. Единственный вопрос, почему так часто переносят этот мораторий? Для других бизнесов почему-то ККТ были сразу и обязательными 

1

почему же, многие крупные транспортные компании также используют облачную фискализацию. Во-первых, это реально экономит затраты на покупку, регистрацию касс для каждого сотрудника в транспорте. Здесь потребуется всего несколько касс, которые удаленно будут фискализировать данные, переданные через приложение. Также не придется следить за состоянием каждой кассы, чтобы те не вышли из строя. Менять их, ремонтировать в случае чего. К тому же не везде хороший интернет и кассы могут не сразу передавать данные. В удаленной фискализации есть свои плюсы и их реально много, особенно для транспорта