Пешеходы и дороги

Привет, я снова со своим субъективным мнением.

В России две беды – дураки и дороги

Все знают эту крылатую фразу и с улыбкой произносят её в «нужный» момент.

Крылатой она стала после того, как один из величайших российских и советских писателей-сатириков и комиков, Михаил Задорнов, озвучил её на своём выступлении, но свои истоки она берёт из стенограммы выступления одного из депутатов Коми АССР на втором съезде народных депутатов СССР 1989 года, хотя споры об этимологии этой фразы до сих пор открыты. Однако суть не в этимологии, а в смысле, который заложен в эту фразу: это завуалированная оценка интеллекта (человека) и «дороги» здесь – лишь образ преподнесения.

<i>Мое уважение и почтение</i>
Мое уважение и почтение

Так что там с дорогами, пешеходами и всем прочим?

Там моя боль. Но начнём с фактов. Пешеходные переходы бывают 3 типов:

  • Наземные;
  • Подземные;
  • Разметка на проезжей части (зебра).

Рассказывать, зачем нужны пешеходные переходы, надеюсь, не нужно. Первые 2 типа – самые безопасные для обеих сторон (водитель – пешеход), но их реализация возможна не везде, да и это не самое дешёвое «удовольствие», поэтому мир начал тестировать альтернативные варианты обозначения зон, где человек может перейти через дорогу. Так, методом проб и ошибок от разных типов разметки пришли к черно-белым (а сейчас уже и жёлтым) полосам – зебрам. Появились они, по разным источникам, в период с 1940-х до 1955-го годов. В СССР первая зебра «пришла» как раз в 1955 году на Ленинский проспект.Перешагнув первый порог снижения показателей по ДТП с пешеходами, начали апгрейдить данную систему: добавили знаки, обозначающие ПП, потом и светофоры. Казалось бы, теперь есть всё, чтобы количество ДТП не просто сократилось, а варьировалось у отметки 0, но что же пошло не так?

<i>Первый в России пешеходный переход</i>
Первый в России пешеходный переход

В чат входят дураки

Все просто: «не так» как раз и спровоцировано той самой завуалированной оценкой интеллекта. Находясь по обе стороны «баррикады», я имею право высказаться в полной мере. Начнем с водителей, так как с ними, на удивление, всё проще и разумнее. В больших городах количество светофоров и камер настолько велико, что даже большому любителю погонять даёт возможность лишний раз подумать и отказаться от этой идеи. Но гонщики всё-таки находятся: и те, кто на красный любит газануть, и те, кто при знаке 40 км/ч фигачит 70-100 км/ч, потому что дворы, и «гайцов» здесь не бывает. При этом у водителей всегда есть серьёзные риски за их шалости: штраф за красный светофор – 5 000 руб и/или лишение прав на срок от 3 мес., за ДТП с участием пешехода – от 2 500 тыс. плюс вероятность лишения прав на срок от 1 года и прочие последствия с более жесткими мерами, поэтому находится всё меньше любителей экстрима.На минутку, за 2023 год только по фиксации камерами было вынесено штрафов на 141 млр. рублей, что доказывает пристальное внимание к контролю соблюдения правил дорожного движения автовладельцами. Не оправдываю никак водителей, просто описываю факты того, как законодательство распределяет меры пресечения.

<i>Просто забавно</i>
Просто забавно

А что там по пешеходам?

А с ними всё гораздо интереснее как минимум потому, что часть пешеходов убеждена в позиции, что зебра – это их территория, что это практически равно тротуару! Вы серьёзно? Вам выделили зону, где вы, соблюдая правила и внимательность, можете законно пересекать проезжую часть, а вы с такой уверенностью прётесь (простите, другого слова подобрать не могу) по зебре, даже не поднимая нос из телефона, или гордо смотрите вперед, а не по сторонам! Я не самый законопослушный гражданин и тоже грешу иногда опцией «перебежать» на красный или там, где нет зебры, но в то же время я водитель, который прекрасно умеет ориентироваться в знаках, сигналах светофора и ситуации в которую себя вписываю. Каждый раз, «перебегая», я беру на себя полную ответственность. Ответственность за свою жизнь и своё здоровье. Опустим причитания, перейдём к цифрам: штраф за переход на красный светофор – 250 руб. (в интернете написано 500, но мне недавно выписали на 250 руб.), штраф за переход в неположенном месте – 1000 руб. Вот вам и приоритезация. Водитель решил проскочить – привет риск лишения прав и/или минус 5к из бюджета. Пешеход решил гордо пройтись по проезжей части – просто заплатит 250-1000 рублей и то, если рядом будет сотрудник автодорожной инспекции, который не поленится догнать и поймать вас.

Пешеходы и дороги

«Нормальное распределение штрафов, что ты несешь?»

А я и не несу посыл, что штрафы срочно надо пересмотреть и прочие «охи-ахи». Да, бесспорно, я считаю, что если бы люди платили за свои «перебежки» по 5 000 тыс. рублей, то их отношение к прогулкам по пешеходным переходам или «пробежкам» по проезжей части было бы иное, но основной проблемой я всё-таки считаю СИЛЬНОЕ отсутствие у людей рационального мышления и понимания того, что проезжая часть – ЭТО ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. Она предназначена, в первую очередь, для передвижения автомобилей, и светофоры, пешеходные переходы и высокие штрафы для водителей – тому показатель. Автовладельцы – основные «владельцы» этой территории, а пешеходы – это люди, которые имеют право пересекать эту территорию в определённых зонах. Ну, и ценность вашего здоровья и вашей жизни, уважаемые пешеходы, это ваша ответственность и ваш выбор. Да, если вы как пешеход попадете в ДТП, то водитель, в большинстве случаев, будет виновен: оплатит штраф, его лишат прав или, ещё хуже, вынесут приговор, если ДТП принесло серьёзный ущерб здоровью. Однако эти меры не компенсируют вам ни жизнь, ни тот самый ущерб, который вы потенциально можете получить из-за своего же поступка/решения.

<i>парам-пам-пам</i>
парам-пам-пам

Завершу «сторителлингом» из личного опыта

Мне было 12 лет – первые поездки на пассажирском сиденье, чувствуешь себя такой взрослой. Мы жили в Подмосковье, и уже тогда с пешеходными переходами и светофорами все было более менее ок. Прошёл дождь, и мы с папой куда-то поехали. На одной из центральных улиц города при одностороннем движении на пешеходный переход выбежала (не вышла, а прям выбежала) женщина лет 50-60 и с такой силой влетела в мою дверь, что на арке между лобовым и боковым стеклом осталась вмятина от ее головы, как и на боковом крыле. Шок. Смять одну из самых жёстких каркасных зон автомобиля...

<i>Фото со стока, тогда у меня не было телефона)</i>
Фото со стока, тогда у меня не было телефона)

У папы бледнеет лицо, а я просто ничего не понимаю. здесь фотография арки между лобовым и пассажирский стеклом.

Мы выходим из машины, она лежит, не шевелится. Начинают подходить и просто глазеть люди, никто не умеет оказывать первую помощь и, собственно, не планирует даже скорую вызывать (тогда с мобильными телефонами всё было плохо, они были у единиц). Тут подходит мужчина и начинает проверять ей пульс, подкладывает под голову куртку и отводит моего папу поговорить. Я чувствую, как подступают слезы и истерика. Держусь, потому что всё так же мало что понимаю. Мужчина вернул мне папу, вызвал скорую. Приехала ДПС, женщину отвезли, а папа что-то обсуждал с этим мужчиной и ДПСниками. Вечером, когда мы вернулись домой, раздался звонок на домашний телефон, из трубки доносились угрозы, маты и жуткие крики – это были родственники пострадавшей женщины. Звонки поступали ежедневно, сначала с угрозами засудить нас, потом вымогали деньги (если не ошибаюсь, сумма была 100 000 руб., на тот момент это огромные деньги). Мы ждали решения органов и просто выслушивали все эти крики, так как чувство вины испытывали и, что делать, не знали. Папа похудел, места себе не находил. У меня начались ночные кошмары и детский стресс с апатией. Меня отвезли к маминой подруге – судье, но она пыталась выполнять роль психолога и долго со мной разговаривала о том, что всё хорошо. Прошло какое-то количество времени, и папу вызвали в органы для «вынесения приговора». Спустя пару часов он вернулся и сказал: «Мне выписали штраф в 500 рублей и на этом всё, дело закрыто». Мужчина, который помог вызвать скорую и т.д., оказался следователем. Он дал показания по ситуации + сотрудники ГАИ провели замеры тормозного пути, по которому выявили, что нарушения скоростного режима не было. Прошло уже 20 лет, а я очень отчётливо запомнила эту ситуацию, потому что она отлично отражает правило, которое я описала выше – вы сами несёте ответственность за свои действия. Да, мне очень жаль ту женщину, и я понимаю, что её родня желала справедливости, но суть справедливости как раз в осознанности поступков. Критическое мышление, дорогие мои, всегда помогает принимать единственно верное решение для вас самих. Берегите себя и 10 раз подумайте, оправдан ли риск, на который вы себя толкаете.

11
2 комментария

Взаимное уважение и соблюдение правил — это основа безопасного передвижения, как для водителей, так и для пешеходов

1
Ответить

Не совсем понял историю про женщину в конце.
Вы еле ехали. Женщина буквально сама выбежала и врезалась головой вам в машину. И вы стали переживать что в чем-то виноваты? Звучит как бред. И штраф в 500р за что тогда?
Или вы все-таки не пропустили ее на зебре? Хотя вы говорите про какие-то времена без телефонов. Тогда вроде вообще никого не пропускали.

Ответить