Все по местам: как во время выставок, матчей и концертов заранее планируют работу транспорта

Всем привет! На связи – директор «МосТрансПроекта» Владимир Титов. Проведение крупных выставок, футбольных матчей, фестивалей всегда сопряжено с передвижением по городу большого количества пассажиров. Вместе с коллегами по транспортному комплексу наш Институт разрабатывает планы транспортного обслуживания этих мероприятий. В своей новой статье расскажу про процесс разработки планов, применяемые в этой работе технологии и интересные задачи, которые приходится решать. Поехали!

Голевой момент

Как в советский период, так и в современной России Москва выступала площадкой для самых крупных и масштабных событий. Одно из крупнейших мероприятий – Чемпионат мира по футболу 2018 года, во время которого мы впервые участвовали в организации мероприятий такого уровня. Еще в 2011 году решением правительства России был создан организационный комитет, который решал, в том числе, вопросы транспортного обслуживания стадионов.

Планированием транспортного обслуживания московских объектов – стадионов «Лужники» и «Спартак» – занимался МосТрансПроект. Мы также разрабатывали и план управления всем перевозками – документ, описывающий мероприятия, необходимые для комфортного передвижения клиентских групп и болельщиков по территории города.

Основой такого планирования являются данные организаторов: перечень задействованных объектов и их вместимость, даты и время проведения матчей, емкость парковок, количество болельщиков и т.д. Всю эту информацию мы получили заранее во время подготовки к ЧМ-2018.

Планировалось, в период проведения чемпионата Москву посетят около миллиона человек, в том числе 700 тыс. – в туристических целях. 75% прилетят на самолете, 17% приедут железнодорожным транспортом, 8% – автомобильным. Проанализировав эти данные, мы спрогнозировали, сколько людей будет приезжать на стадионы в какие часы и сколько будет уезжать, какая нагрузка при этом ляжет на метро, городской транспорт и дороги.

Исходя из этих прогнозов решалось, какие понадобятся дополнительные меры. Основные объекты ЧМ-2018 в соответствии с нашим планом связали 11 дополнительными экспресс–маршрутами, по которым курсировало 120 автобусов до станций метро и аэропортов. Для зрителей, аккредитованных лиц FIFA и волонтеров ввели бесплатный проезд на транспорте общего пользования. Режим работы метро в дни позднего окончания матчей был продлен до 3 часов ночи. Около объектов проведения чемпионата на время матчей вводились временные схемы организации дорожного движения.

Уже тогда, в 2018 году, мы применяли специальный софт для прогнозирования транспортных потоков. С его помощью мы рассчитывали, с одной стороны, общий спрос на транспорт в масштабе города с учетом дополнительных потоков зрителей и болельщиков мероприятий, с другой – делали микромоделирования транспортных и пешеходных потоков, оценивая достаточность пропускной способность пешеходной и транспортной инфраструктуры вблизи объектов. Так нам удавалось заранее прикинуть, где могут возникнуть «узкие» места на маршрутах движения болельщиков (например, на КПП или входах/выходах из метро), оптимизировать движение автомобильного транспорта. Это программное обеспечения применяем и сегодня.

Все по местам: как во время выставок, матчей и концертов заранее планируют работу транспорта

Массовые мероприятия хороши и тем, что позволяют провести стресс–тест всей транспортной системы. К примеру, в ходе подготовки к ЧМ-2018 мы обнаружили дефицит пропускной способности вестибюля станции МЦК «Лужники» – узким местом оказались эскалаторы, которые, учитывая конфигурацию станции, не дают повысить её пропускную способность на вход. Было найдено решение, позволяющее распределить спрос от посетителей на вход по времени за счет растягивания потоков через петлю по улицы Лужники и Хамовническому валу. Данное решение, кстати, используется и по сей день в период аналогичных по посещаемости мероприятий в «Лужниках».

Распространенная во время ЧМ-2018 практика — адаптировать режим работы ближайших к стадионам станций метро. Перед началом игры, когда болельщики прибывают на матч, отдельные вестибюли работают только на выход в город. Зайти в метро в это время можно через другой вестибюль. После матча — наоборот, «период развоза», когда ближайшие вестибюли работают только на вход в метро. Мы также понимали, что для комфортного перемещения пассажиров до и после игры потребуется больше поездов. Поэтому составы ходили с минимальными интервалами, характерными для часов пик.

Важно и то, что на период проведения ЧМ-2018 на базе ситуационного центра ЦОДД также работал Региональный центр управления пассажирскими перевозками, задачей которого был круглосуточный контроль за ситуацией на дорогах в Москве и Московской области на маршрутах движения болельщиков и команд. Центр отвечал за выработку оперативных решений и управление транспортными потоками, сбор и анализ всей поступающей информации на основе данных, предоставляемых различными оперативными и городскими службами на маршрутах движения клиентских групп.

Взглянуть на «Россию»

Наша работа на ЧМ-2018 года собрала положительные отзывы, а полученный опыт мы использовали впоследствии на других мероприятиях. Тем более, что методология транспортного планирования за эти годы, безусловно, изменилась и улучшилась.

Самый свежий пример – транспортное обслуживание выставки «Россия», проходившая на ВДНХ с ноября 2023 года по июль 2024 года. Разработкой плана занимался также наш Институт. Работа предстояла интересная с учетом того, что на ВДНХ в дни выставки продолжали работать другие павильоны. Кроме того, по ряду обстоятельств план транспортного обслуживания готовился в сжатые сроки, но мы все равно справились.

Далее мы провели анализ существовавшей на тот момент инфраструктуры. У станций МЦК «Останкино», D3 «Ботанический сад» и метро «ВДНХ» был приличный запас пропускной способности (хотя именно у «ВДНХ», как выяснилось, не слишком большой, но об этом ниже). Запас провозной способности наземного городского транспорта составлял 40–50% при прогнозном росте пассажиропотока в 30%, какого–либо усиления не требовалось.

Все по местам: как во время выставок, матчей и концертов заранее планируют работу транспорта

Из условно «проблемных» мест мы обнаружили КПП на въезде, через который может проезжать максимум 360 машин в час (речь идет про служебный транспорт резидентов ВДНХ), а спрос в дни выставки достигал 600 машин. Тогда мы предложили «растянуть» график прибытия автомобилей на выставку во времени, чтобы исключить заторы, и это в итоге помогло. В рамках общей схемы мы разработали временную схему организации дорожного движения с ограничением парковки на некоторых местах, обособлением полосы для грузового транспорта.

По такси расчеты были такие: в самые загруженные дни на ВДНХ приезжает до 2,4 тысяч такси, пиковый часовой спрос составляет 360 машин в час, но во время выставки он может достигать 1 тыс. машин в час, а значит нужны было найти дополнительно 83 места для высадки–посадки пассажиров. Эти места впоследствии нашли и подготовили. Все это нужно было, чтобы исключить пробки на въезде и вокруг территории. Также нами была разработана схемы обслуживания экскурсионных групп заказными автобусами (более 3 тыс. человек ежесуточно), а также схема ночного движения грузового транспорта.

Трус не играет в хоккей

На первый взгляд может показаться, что разработать подобный план дело простое. Но самом деле в этой работе очень много разных нюансов.

Основная сложность – максимально точно предсказать поведение людей на мероприятиях. Нужно рассчитать, какая часть болельщиков приедет на городском транспорте, какая – на метро, а кто воспользуется личными автомобилями или такси. Модель поведения сильно зависит от статуса мероприятия и уровня. К примеру, на ЧМ-2018 было много людей, которые размещались в отелях и пользовались такси. С такси вообще отдельная сложная история, поскольку люди после выставок и матчей часто вызывают такси спонтанно, в разные места. Москвичи пользуются чаще всего рельсовыми видами транспорта – метро, МЦК – через которые можно совершить пересадки на другие линии и попасть к себе домой. У приезжих из других городов могут быть совсем другие транспортные привычки. Поэтому, даже имея точные данные по проданным билетам, невозможно на 100% предсказать, кто какими видами транспорта воспользуются. Все это, в какой–то степени, творческая работа, успех которой очень сильно зависит от опыта.

Разумеется, мы заранее были готовы к тому, чтобы принимать какие–то оперативные решения для «донастройки» ранее утвержденного плана. Показательный пример – северный вестибюль станции ВДНХ, о котором я говорил выше. Его расчетная пропускная способность 10 тыс. человек в час, с учетом выставки «Россия» ожидалось, что через него проходить будет 8,6 тысяч человек, то есть 14% было еще в запасе. Вроде должно было хватить. Но дело в том, что расчеты не всегда учитывают реальную ситуацию, в которой присутствует множество непредсказуемых факторов, например, способы оплаты, которыми пользуются посетители мероприятий (а сегодня их, напомню, ну очень много); сколько людей захотят пополнить в терминале «Тройку» в момент прохода и т.д. В результате реальная загрузка вестибюля оказалась выше расчетной. Среагировали мы быстро: организовали информирование посетителей на пути следования к метро о необходимости использования южного вестибюля, а также необходимости заранее пополнять карты и продумывать способы оплаты. Все это позволило перераспределить потоки посетителей выставки и снизить пиковый спрос на ближайший вестибюль. На ЧМ-2018 года, кстати, были похожие ситуации, но штабная работа позволяла отслеживать и быстро реагировать на какие–то нештатные ситуации.

Все по местам: как во время выставок, матчей и концертов заранее планируют работу транспорта

В идеальном мире, наверное, можно подготовить целевую схему, где все будет сразу прекрасно ехать и идти. Но это больше утопия. На этапе согласования, когда все вроде бы рассчитано, может оказаться, что требуется еще несколько дополнительных зон под парковки, зону высадки такси нужно отодвинуть на 200 метров от КПП, при этом к объекту планируется подвоз дополнительно несколько сотен посетителей в день. Фух! Таких примеров масса, но нам не привыкать, мы знаем, как с этим работать.

МосТрансПроект занимался (и продолжает заниматься) также разработкой постоянных схем транспортного обслуживания отдельных городских объектов – Северного и Южного речного вокзалов, парка «Остров мечты», московских стадионов (ВТБ–Арена) и т.д. Также мы дорабатываем устаревшие схемы и повышаем транспортную доступность станций МЦК, МЦД. Но это уже совсем другая работа, в ней тоже много интересного.

Об этом расскажу в своей следующей колонке. До встречи! Следите за новостями.

Начать дискуссию