Агенты перестройки: как и почему будет меняться рынок такси в России

Фото: Анна Аникина / Коммерсантъ
Фото: Анна Аникина / Коммерсантъ

В 2019 году Аналитический центр при правительстве прогнозировал рост рынка легального такси на 5,6%. В 2018 году этот показатель составлял 8,6%, в 2020 году он мог упасть до 3,7–4%. Рынок должен был перейти от бурного роста к стадии стабильного развития.

Ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, ожидаемо привели к падению спроса на такси. В апреле департамент транспорта Москвы сообщал о сокращении на 59%, в регионах говорили о 20–30%.

Впрочем, катастрофы не произошло — агрегаторы быстро сориентировались в ситуации и сделали ставку на курьерские услуги. Аналитики полны оптимизма в связи с отменой режима самоизоляции и ожидают V-образных темпов восстановления рынка в третьем квартале. Однако, скорее всего, кое-какие коррективы в прошлогодний прогноз пандемия внесет.

Но есть два фактора роста рынка, которые аналитики редко учитывают при составлении прогнозов. А именно — увеличение числа перевозок в b2b-секторе, а также активное формирование сегмента b2g.

Бизнес приценился к подотчетным транспортировкам

В 2016 году сервис Яндекс.Такси, только выходивший на рынок корпоративных перевозок, оценивал этот сегмент в 6 млрд. рублей в год только по Москве. И с тех пор сегмент b2b стабильно набирает позиции. По нашим данным, в 2018 году прирост составлял 14%, в 2019 — 12%, а к июню 2020 — уже увеличился на 16%. И дело тут не столько в количестве новых клиентов, сколько в увеличивающихся суммах контрактов.

Можно сказать, что рынку корпоративного такси пандемия дала толчок — компании обратились к перевозчикам, чтобы их сотрудники могли безопасно передвигаться по городу, соблюдая дистанцию и минуя общественный транспорт. Кто-то использует такси для срочной доставки товаров или предлагает бесплатные поездки VIP-клиентам, тем самым подогревая их лояльность. Это намного дешевле, чем иметь собственный автопарк и штат водителей — некоторым бизнесам удается сэкономить до 40%.

Если еще лет семь назад процессы, связанные с бизнес-такси, были сложными, неповоротливыми и оставляли много пространства для манипуляций. Все было завязано на бумажных квитанциях, невозможно было отследить ни реальную стоимость, ни цель поездок. Сотрудники использовали корпоративный транспорт для поездок по личным делам, иногда накручивали стоимость услуг, чтобы положить разницу к себе в карман. Платежные документы было легко потерять или испортить. Развитие технологий сделало систему максимально прозрачной — теперь все фиксируется автоматически, а стоимость поездок списывается с корпоративного счета. Плюс современные агрегаторы могут предложить бизнесу выгодные условия и участие в программах лояльности.

Госструктуры пересядут на одобрение министра финансов

В декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов выступил с предложением оптимизировать расходы на служебные автомобили для федеральных чиновников. В частности — за счет пересаживания части из них на такси. Подобные инициативы звучат не впервые — еще к концу 2019 года правительство должно было разработать проект поправок к указу президента “О транспортном обслуживании федеральных госслужащих”, который бы запретил ряду чиновников закреплять за собой машины из государственного автопарка. Несколько лет назад рассматривали вариант пересадить на такси сотрудников Минфина, но тогда от идеи отказались — не устроили цены на услуги агрегаторов.

В некоторых регионах уже перешли от слов к делу. Еще прошлой весной губернатор Пермского края Максим Решетников рассказал в своем Instagram о готовности экспериментировать с вызовом такси со смартфона для чиновников. Первый контракт с агрегатором заключили уже в мае. В рамках пилотного проекта на такси пересели пять ведомств. Таким образом удалось сэкономить порядка полумиллиона рублей. Сейчас к услугам такси обращаются на постоянной основе 13 краевых ведомств, в каждом их них сервис используют около 20 человек. И это лишь один не самый крупный регион.

В Сургуте сотрудников мэрии пересадили на такси и общественный транспорт еще в 2017 году. Часть служебных машин продали, а на вырученные средства обновили остаток автопарка. Персональное транспортное средство осталось только у главы города. За два года экономия составила 50 миллионов бюджетных рублей. Отчасти — за счет зарплат штатных водителей, которые ранее могли часами сидеть без дела.

Использование агрегаторов позволяет регулировать стоимость использования транспортного средства в час. Сходят на нет расходы на техническое обслуживание транспортных средств — эти заботы берет на себя служба такси. В крупных городах такое решение избавляет от головной боли, связанной с ограниченным числом парковочных мест.

Число тендеров на транспортные услуги и перевозки от госзаказчиков увеличивается с каждым годом. В 2018 году была произведена 70 261 закупка на сумму 690,5 млрд рублей, в 2019 — 73 987 контрактов на 821,8 млрд. Есть все основания полагать, что в 2020 году сегмент продолжит расти. Из-за коронавируса в сегменте была просадка — ее пик пришелся на февраль. Тогда на время заморозились все контракты. Но постепенно ситуация начала исправляться.

Все это не значит, что b2c-сегмент окончательно исчерпал себя. Но взрывного роста от него ждать уже не стоит. Революция здесь уже произошла пять лет назад. Снижать цены больше некуда — ни один водитель не захочет работать на таких условиях. Можно делать ставку разве что на качество сервиса, узкие ниши и дополнительные услуги.

Что же касается бизнеса и государственных структур — это огромные практически непаханые поля. И все указывает на то, что в ближайшие пять лет именно они определят вектор развития и станут мощными драйверами роста российского рынка такси.

1111
Начать дискуссию