«Lada конкурирует со всеми, кто не Lada»: президент «АвтоВАЗа» — об «агрессии» китайского автопрома, стоимости новой Lada Aura и росте цен

Тезисы из разговора РБК с Максимом Соколовым.

Соколов. Источник фото: «РИА Новости»
Соколов. Источник фото: «РИА Новости»

Как обстоят дела с продажами Lada

  • Пока речь идёт об «осторожном, небольшом росте, переходящем в стагнацию, возможно, даже в снижение». Основная причина — «продолжающаяся агрессия и экспансия китайского автопрома и ожидание повышения утильсбора».
  • Последнее, по словам главы «АвтоВАЗа», вызывает «ажиотажный спрос именно на китайские автомобили». И этот спрос «отъедает» долю Lada. Впрочем, доля — не самоцель, так как сильно зависит от общих объёмов рынка.

Когда рынок сжался в 2022 году до 700 тысяч автомобилей, то и доля наша возросла практически до 40%, хотя продавали мы в два раза меньше, чем сейчас. Сейчас в среднем в месяц продаем плюс-минус 40 тысяч автомобилей — и это рекорды по продажам Lada за последние десять лет в абсолютных цифрах.

Но тем не менее доля всё-таки снижается. Сейчас она ниже 30%, и я уверен, что после сентябрьского всплеска, возможно, приблизится к 25% — диапазону, в котором бренд Lada существовал в предыдущие 15 лет.

Максим Соколов

Чем хорош «уход мирового автопрома» и опасен Китай

  • Преимущество в том, что российская отрасль «наконец-то серьёзным образом занялась локализацией автомобилей и компонентной базы». Но это «не окончательная победа», потому что теперь давление оказывает китайский автопром — «и это может быть гораздо опаснее».
  • «Lada конкурирует со всеми, кто не представляет собой бренд Lada», — говорит Соколов. И сейчас компания «в гораздо лучшей финансовой форме», чем в 2022 году, когда не могла производить полнофункциональные автомобили. Но Китай находится в более выгодных условиях.

Китай может использовать мировую компонентную базу для создания автомобилей. <...> Это во-первых.

Во-вторых, макроэкономические условия. <...> Китайский автопром, имея финансирование по сниженным ставкам, может вбрасывать это финансирование на наш рынок для поддержки своих продаж. «АвтоВАЗ» не может предоставить дилерам льготное кредитование. <...> Мы не можем взять деньги в банке дешевле чем под 21%. <...>

Третье — объёмы господдержки. <...> Я разговаривал с руководителями многих китайских компаний, и они говорили, что около 80% инвестиций на создание таких мощностей с уровнем роботизации свыше 90% они получили от государства, федеральных властей Китая, региональных, даже от муниципальных.

Максим Соколов

Какой поддержки «АвтоВАЗ» ждёт от правительства

  • Соколов хочет, чтобы в России как можно скорее приняли закон о локализации такси — в первоначальной редакции. Тогда завод сможет обеспечить российский таксопарк отечественными автомобилями.
  • Речь о предложении наделить правительство правом единолично устанавливать требования к уровню локализации машин в такси. Проект критиковали агрегаторы такси — в том числе потому, что в регионах, по некоторым оценкам, 98-100% перевозок приходится на самозанятых на личных машинах. Если обязать их исполнять эти требования, регионы могут остаться «без такси». Президент «АвтоВАЗа» это понимает, но считает, что в другой редакции закон работать не будет.
  • Среди других мер, которые могли бы поддержать российский автопром, — пролонгация схемы по отсрочке уплаты утильсбора на конец года и подъём локализационной планки по программе льготного автокредитования.

С чем связан рост цен на Lada в августе 2024 года

  • Цены выросли из-за инфляционной индексации, пояснил Соколов: «Это экономический закон, иначе мы скатимся в зону, из которой финансово будет не выбраться».
  • С начала 2024 года цены индексировали дважды: в мае на 2,9% и в августе на 1,4%.Последующие решения будут зависеть в том числе от темпов инфляции в стране.

Сколько будет стоить новый седан Lada Aura

  • В сентябре 2024 года предприятие планирует запустить Aura в серийное производство. Машина будет стоить больше 3 млн рублей, но выпустят и «более упрощённую версию» для такси.

В ней будет не такая дорогая отделка салона и другая аудиосистема. В остальном это будет тот же самый автомобиль, ведь он же должен ехать, а не «шашечки».

Максим Соколов

Почему «Ростех» вернулся в состав акционеров

  • В мае 2023 года «Ростех» передал 32,3% в «АвтоВАЗе» Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. Источники «Ведомостей» говорили, что среди причин — расширение санкций против госкорпорации, которые усложнили бы закупку запчастей за рубежом.
  • Сделка предусматривала опцион на право обратного выкупа — и «Ростех» им воспользовался. Впрочем, «ментальная связь между корпорацией и заводом не разрывалась», признался Соколов.

Зачем? Два года назад ситуация была одна, сегодня она другая. Все меняется стремительно. Если «Ростех» вернулся в состав акционеров, значит, для этого есть резоны — как политические, так и экономические.

Максим Соколов

Что с долговой нагрузкой и финансированием

  • Долговая нагрузка у компании «по-прежнему высокая — 100 млрд рублей и выше». При текущей ключевой ставке на обслуживание кредитов требуется «ещё почти 20 млрд рублей ежегодно».
  • Соколов говорит, что банки «верят» в «АвтоВАЗ», но вместе с тем предлагает сделать публичными специнвестконтракты, которые автозаводы заключают с Минпромторгом — чтобы «все игроки видели, кто, сколько, в каком сегменте планирует производить и сколько инвестировать». Так проще планировать инвестиционную деятельность.

Давайте с открытым забралом, карты на стол, посмотрим на наш рынок, его перспективы. Посмотрим, кто и что может производить полезного для нашей страны. Так, чтобы не только шильдик производился или прикручивался на территории России, а производилась вся компонентная база.

Максим Соколов

В каких странах «АвтоВАЗ» планирует возобновить сборку

  • Сохраняются планы возобновить производство в Египте, но «мячик на его стороне». Процесс тормозит ухудшающаяся «для всех партнёров за рубежом» макроэкономическая и внешнеполитическая ситуация.
  • Компания также готова вернуться к работе над проектами в Казахстане и Узбекистане, но те тоже «буксуют».
2828
55
22
11
11
311 комментарий
100 ₽

«завод сможет обеспечить российский таксопарк отечественными автомобилями»

Удар прямо в пах.
Я на К+ и Бизнесе должен в тазике ездить?

24
5
1
Ответить

Он может объяснить, почему китайские ведра напичканные техникой, стоят дешевле чем Жигули, в которых вообще нихуя нет?

106
10
4
Ответить