Почему электросамокат стоит как каршеринг? Конкуренция, экономика и перспективы кикшеринга в Москве
В Москве четыре крупных игрока кикшеринга — Whoosh, Urent, «Карусель» и lite. «Трушеринг» сравнил условия сервиса этих операторов и проанализировал, могут ли они составить друг другу реальную конкуренцию.
Сколько стоит прокатиться по Москве
Тарифы у всех четырех операторов состоят из двух частей — плата за разблокировку и оплата минут в движении (данные на сентябрь 2020 года). Стоимость старта одинаковая — 50 рублей, а поминутная тарификация у всех разная:
- Whoosh — минута стоит 5, 7 или 9 рублей в зависимости от спроса.
- Urent — минута от 3 до 7 рублей в зависимости от района и дня недели.
- lite — от 5 до 7 рублей за минуту в зависимости от спроса.
- «Карусель» — от 6 до 7 рублей за минуту.
К примеру, у Whoosh цены нередко держались на уровне 9 рублей за минуту, что, с учетом его демпинга в центре Москвы, вызывало много вопросов.
В последний месяц цены у всех операторов остаются практически всегда на минимуме в будни и добираются к максимальным значениям только в выходные:
Зона, доступная для катания
Самая большая зона пользования сервисом — у Whoosh. Самокаты можно найти как внутри Садового кольца и ТТК, так и за их пределами. Особенно развито юго-западное направление:
У Urent нет зоны в пределах Садового, и вообще не охвачены юго-западные и западные районы. Активней всего сервис распространяется на юго-восток:
У «Карусели» и lite количество самокатов значительно меньше, поэтому первая представлена в основном только в пределах ТТК, за исключением юго-востока, а вторая — чуть дальше Садового кольца:
В Москве операторы кикшеринга не могут самостоятельно выбирать зоны, в которых будет эксплуатироваться сервис. Для их запуска необходимо получить специальное разрешение. При этом в случае отказа компаниям не называют какие-то определенные причины.
За кикшеринг решают, где именно можно эксплуатировать самокаты, что негативно сказывается на конкуренции.
Какие самокаты есть в парке операторов кикшеринга
Парк Whoosh — самый большой по данным на начало сентября. На улицах Москвы выставлено порядка 3000 самокатов на базе Ninebot.
У Urent всего 16 000 самокатов во всех регионах присутствия (порядка 15 городов), сколько точно в Москве — узнать не удалось.
В парке «Карусели» около 1000 самокатов, разработанных специально для шеринга.
Парк шеринга lite самый малочисленный среди четырех операторов и составляет 800 самокатов FitRider.
Экономическая модель сервиса
Редакция «Трушеринга» в марте проводила мониторинг рынка кикшеринга. Тогда компании, предлагающие франшизы или помощь в организации подобного бизнеса, озвучивали стоимость одного электросамоката в пределах 35 000 — 55 000 рублей. Еще около 10 000 рублей пришлось бы потратить на дополнительную батарею и около той же суммы на кастомизацию.
Даже при самых грубых подсчетах выходило, что стоимость одного самоката не превышает 75 000 рублей. Для сравнения средняя стоимость автомобиля в каршеринге составляет более миллиона рублей плюс стоимость телематики, оплата парковки и оклейки.
Срок жизни одного самоката по разным оценкам составляет от 28 дней до 2-3 сезонов в зависимости от модели и интенсивности использования.
Как мы видим, стоимость аренды, которая сопоставима (а иногда и превышает) стоимость аренды автомобиля в каршеринге, не подкреплена экономическими расчетами. У операторов есть возможность сделать цены ниже.
Может ли Москва стать мировым лидером кикшеринга
В прошлом году настоящий бум кикшеринга случился в Польше — сервис охватил 19 городов, а суммарное количество самокатов было около 11 000 единиц. В стране появилось не только множество местных игроков, но и такие «тяжеловесы» как Bird и Lime.
Средняя плата за разблокировку в Польше — 40-50 рублей, минута аренды — 7-9 рублей. Это сопоставимо с ценами, которые устанавливают российские игроки рынка.
Возможен ли в России и, в частности, в Москве, подобный бум кикшеринга? В Польше есть два момента, которые отличают сервис от российского: оставлять самокаты можно где угодно, а со стороны администраций городов нет каких-то дополнительный ограничений (кроме законодательного запрета передвижения по велодорожкам). Это весомые аргументы в пользу развития конкурентной среды.
В Москве пока конкуренция довольно условная — большая часть операторов сосредоточена в центре города, но при этом есть несовпадение по зонам, что исключает прямую конкуренцию игроков и дает возможность удерживать нужные и не всегда адекватные цены.
Интересней ситуация складывается в Санкт-Петербурге, где не нужно получать специального разрешения от администрации города. Там на момент написания статьи было пять основных операторов кикшеринга, четыре из которых появились в этом году.
В июне, когда мы проводили тест-драйв питерского кикшеринга, в городе было только два оператора, предлагающих аренду электросамокатов — Whoosh и Molnia. Во время максимально спроса (середина выходного дня) минута аренды у Whoosh стоила 9 рублей, а у Molnia по схожему тарифу — 7 рублей.
На текущий момент, когда количество игроков значительно увеличилось, цены у операторов сравнялись. Возможно, изменение стоимости вызвано окончанием сезона, но исключать факт конкуренции тоже не стоит.
Сможет ли московский кикшеринг стать лучше?
Очевидно, что в Москве операторов для реальной конкуренции не хватает одинаковых условий по части зоны пользования, а также количества игроков рынка. Мировой опыт, а также пример Санкт-Петербурга показывают, что для развития услуги в целом нужно здоровое противостояние между компаниями. Оно не только привело бы к адекватному ценообразованию, но и повысило бы качество сервисов.
Стоит и учесть опыт каршериговых компаний в Москве, когда на пике развития сервиса в городе работали 15 компаний. Для них не вводились какие-то ограничения по зонам эксплуатации, при этом каждая компания формировала свою тарифную сетку и подход к клиентам.
Здоровая конкуренция позволила каршерингу стабильно развиваться на протяжении более чем пяти лет.
Чтобы самокаты стали полноценной частью инфраструктуры города, необходимо не только расширять парк, но и развивать инфраструктуру: специальные дорожки и парковки. Также стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.
Карусель - срань полная.
В августе пытался взять у них самокат на час - он не едет. Потанцевал вокруг него - не едет. Специалист техподдержки удаленно ребутал его - без толку.
В итоге плюнул, запросил возврат.
Деньги не возвращали 4 месяца, вешая мне лапшу про то, как их финансовый отдел пиздецки загружен и не успевает обрабатывать заявки.
В итоге я внезапно вспомнил, что можно попробовать вернуть деньги чарджбэком через банк. И о чудо, транзакцию банк откатил спустя пару дней.
В гугле плее подобных отзывов тьма, но при этом рейтинг все равно высокий, что позволяет предположить о накрутке рейтинга.
Ничего страшного. Я недавно заметил как Яндекс накрутил себе рейтинг к ".Лавке"
Так что теперь это норма жизни 😽👍🌎
Тоже негативное впечатление сложилось о данном сервисе. Я раз 5 пытался сдать один самокат на парковку. Каждый раз приложение писало что мой самокат «забронирован», хотя вот он у меня в руках и я хочу его сдать, но даже на таком этапе уже были проблемы. Да и по скорости самокаты особо не отличаются от своих конкурентов. Софт лагучий, самокаты дребезжат - диз.
Ниже цены не получится, не выживает бизнес. Проблема поидее в плохой живучести самокатов. Их укатывают за раз и они постоянно требуют ремонта. Представьте если б в массовый прокат давали обычные горные велосипеды - их приходилось бы ремонтировать каждый день.
Самый удачный вариант с этой точки зрения у карусели, у них у первых появился самокат сделанный специально под шеринг
Ну да, они там весь флот в среднем раз в год меняют, потому и цены такие.
Фиг с ними, с самокатами.
Почему у кикшеринговых мобильных приложений UI до неприличия похож?
А почему он должен быть разным? Каждый новый конкурент не хочет рисковать, а смотрит, как выглядит то, чем люди уже пользуются, и делает нечто похожее.
Смартфоны вон тоже отличаются только взаимным расположением камер и вспышки. И что?
Это же элементарная психология: отличаться, чтобы запомниться. Но никто из них этим ходом не пользуется — и такая одинаковость удивляет 🤔
Боятся экспериментировать?
А ничего, что в случае самокатов, поездка, а не апка, является ценностью? И, задача апки - как можно быстрее и надёжнее соединить юзера с ценностью из реального мира. А для этого, увы, похожий ux на конкурентов - это плюс для переманивания аудитории. Ведь любая неоптимальность ux отлично компенсируется знакомостью именно такого процесса для юзеров.
Да, можно сделать, например, только одну кнопку "найди ближайший самокат", и все. Или с первого экрана требовать ввести точку Б, не пуская дальше, и строить маршрут со взятием самоката. И это запомнится, без сомнения. Но первая реакция будет "ну нах, а где карта, где можно увидеть расположения самокатов, как у всех нормальных приложений? Удалю ка я эту хрень"
если вы будете реализвовывать различные незнакомые сценарии (каждый день), то пользователь не будет разбираться и уйдёт туда, где всё на привычных местах.
возможно, запомнит.
намекаете, что кто-то продаёт лопаты золотоискателям?
Можно и так сказать 😉
Предположу что скоммуниздили у кремневодолинных стартапов-единорогов в которых только на изучение UIUX потратили больше чем стоимость всех российских самокатов вместевзятых.
Просто хочется пожелать вам удачи в проекте, потому что зеленые городские технологии - это будущее. НО. Цена на самокат как на каршеринг - в глазах потребителя это откровенно завышено
Urent вообще странные ребята, взяли летом около ВДНХ с другом катнуть, у их самокатов нет датчиков заряда батареи и в какой то момент они тупо заблокировали переднее колесо из за того что батарея села, их даже невозможно было катить,
а дальше история про поиски - "куда сдать?" пункт сдачи - один был в 300 метрах мы там не нашли парковку, а второй оказался огорожен небольшим забором и на нас охранник вышел кричать когда парковали, короче дно полное
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
То,что я видел в Европе, как на них гоняют,кидают,прыгают! Один в один как и у нас некоторые местные любители уничтожить чужое имущество. Без разницы какой менталитет- везде есть разрушители к сожалению
Комментарий недоступен
Я бы сказал, что санкции по отношению к маргиналам оказывают большее влияние, нежели процентное соотношение девиантов.
В Москве на них нереально кататься - колеса из литой резины, в Москве везде - плитка. пальцы и колени ушатывать только
В Казани вообще инфраструктуры нет - приходится ехать:
1. по кривому тротуату
2. на каждом поребрике поднимать и спускать 32 кг
Литые колеса постоянно скользят, по поребрикам, по стыкам, по неглубоким лужам
Стоит как каршеринг, в Казани даже дороже выходит
Везде какая-то мутная история с "сначала оплати 500 рублей, а там как повезет"
У URent кривые зоны - едешь - начинает пищать и тормозить, проедешь дальше - разблокируется
Я бы им всем зоны совместил, и посмотрел кто выживет с нормальной конкуренцией
В затратах не хватает еще "своровали"/ "не нашли", чего крайне мало в каршеренге. И еще стоимость зарядки (сколько нужно людей/батарей/логистика...)
мне кажется вопрос еще в климате. зимой нахрен не надо
а для "последней мили" нужны тратуары
Вуш самые нормальные в мск.
в сочи ездил на Urent, но они там все тупо ушатанные
Вушеры шушеры
страшно далеки вы от народа...стоимость не должна превышать цифру, которую пользователь "успел бы заработать" в сэкономленное в поездке время, иначе пользы от такого "подброса" ровно 0
Согласен. Дикость! Каршеринг, как я понимаю, стоит столько же, сколько аренда электросамоката.
Вот в этом году появились самокаты на улицах Липецка. Опробовал сегодня.
Сравниваю с привычным для меня способом перемещения - такси и пешим ходом.
На адекватные дистанции в 5-7 километров ехать на самокате выходит, насколько понимаю, ДОРОЖЕ, чем на такси.
Рывок на 1-2 километра может и дешевле такси (пока тут скидки и т.п.), но возникает другая проблема - до парковки надо ИДТИ! Причем даже дальше, чем до остановки автобуса, как правило. То есть надо ехать от одной парковки до другой парковки. При этом в обоих случаях идти пешком до места назначения. Заехать в магазин, например и вернуться не выйдет, точнее выйдет дорого.
Шеринг этот пока незрелое гуано. Думаю проблема в аккумуляторах. Полагаю суеты с зарядкой и обслуживанием самокатов много. В итоге и люди платят дорого, и шеринги сами не так уж и жируют по моим прикидкам. Сомневаюсь, что самокат типичный ездит в день больше 100 минут (одну зарядку). То есть для Липецка это 600 рублей выручки с самоката, с которым надо поняньчиться вручную каждый день. Плюс амортизация. Плюс риски хищений и вандализма. Плюс короткий сезон.
Нужны другие самокаты! Нужны сменные батареи. Причем менять батареи могут сами пользователи за тот или иной интерес. Например за то, что человек заедет до "ланька с батарейками" сам и заменит (или сотрудник заменит) аккомулятор на заряженный можно давать бонусные минуты... Или сдавать "тележку" за отделные деньги, а замену батареи - отдельно. В общем пока это развлекаловка. А хотелось бы использовать как транспорт. И личный самокат лично мне не нужен как таковой. Нафиг таскать на себе железку? Но и платить как за такси или каршеринг за самокат - дич.