{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сколько стоит владение своим автомобилем?

Во сколько мне реально обходится (будет обходиться) владение собственным автомобилем?

Таким вопросом, уверен, задаюсь далеко не я один. Данная статья относится к рубрике диванного анализа, смешанного с реальным кейсом: какую машину я могу себе позволить?

Введение

В настоящее время, с учетом широких возможностей выбора способов перемещения из точки А в точку Б, особенно в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, встает вопрос о том о целесообразности покупки своего автомобиля. Без теоретических размышлений о том, какое транспортное средство лучше для какого-то среднего человека, в данной статье я постараюсь ответить на вопрос "Могу ли я позволить себе автомобиль и, если да, то какой?".

Понимаю, что данная тема уже затерта до дыр со всех сторон, поэтому постараюсь изложить свои идеи кратко и без лишней воды. А в конце приложу простую Excel-таблицу для ваших собственных расчетов стоимости владения автомобилем при ваших условиях эксплуатации. Кто и так понимает суть проблемы, может сразу пролистать пост вниз до таблиц (собственно ими можно было и ограничиться с самого начала).

Проблема: тяжело наглядно сопоставить неоднородные расходы на машину с привычными ежемесячными доходами, расходами и сбережениями

Покупая автомобиль, особенно новый, мы вынуждены выложить крупную сумму сразу, а также нести расходы на его содержание постоянно во время всего срока владения, затем мы вернем часть средств при продаже автомобиля. То есть расходы на машину очень неоднородны: различны по величине и периодичности, зависящие от пробега и нет. В то же время почти для всех нас привычен финансовый период, равный одному месяцу: мы получаем зарплату 1-2 раза в месяц, мы привыкли (надеюсь и вы тоже) подсчитывать ежемесячные расходы на жизнь, откладывать часть заработка раз в месяц и прикидывать целесообразность покупок и других расходов тоже в пересчете на ежемесячные расходы.

Поэтому, чтобы получить наглядный ответ на вопрос "Сколько стоит владение собственным автомобилем?" я, во-первых, составил таблицу всех возникающих расходов на владение автомобилем, а во-вторых, привел все расходы к ежегодным, а затем и к ежемесячным затратам, также посчитал стоимость одного километра пути при заданном пробеге.

Исходные данные

Автомобиль, цена: новая Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в. в хорошей комплектации Style стоимостью 1,600,000 рублей.
Покупка: за наличные, без кредита (однако в приложенном калькуляторе вы можете ввести затраты на кредит для его учета).
Снижение стоимости (амортизация): 10% от текущей стоимости в год
Ежегодный пробег: 15,000 км
Цена топлива: 50 руб. (АИ-95)
Расход топлива: 10 л на 100 км

Почему этот автомобиль? Skoda Octavia является одной из самых популярных моделей в своем классе, обладает высокой надежностью и репутацией на нашем рынке, очень практична и вместительна, в то же время имеет хорошие скоростные характеристики и позволяет комфортно передвигаться даже на дальние расстояния.

Откуда взялся пробег в 15 тыс. км? — Расчетные данные исходя из личной эксплуатации автомобиля. В таблице ниже приведен примерный ежегодный объем поездок.

Данные о снижении стоимости (амортизации) взяты с auto.ru из раздела Статистика цен для конкретной модели автомобиля. Данные о стоимости страхования КАСКО, ОСАГО, техобслуживания (ТО + замена масла), шин, шиномонтажа и пр. взяты из соответствующих калькуляторов и открытых источников для города Москвы. Расходы на парковку взяты исходя из личных условий эксплуатации машины. Не учтены расходы на мелкий ремонт, т.к. автомобиль новый и на гарантии. Включены доп. расходы в размере 5% от общих на неучтенные мелкие затраты или небольшой негарантийный ремонт.

Расходы на владение и эксплуатацию автомобиля

Ниже приведены собранные воедино расходы на владение автомобилем с учетом покупки и последующей продажи через 3 года владения, затрат на страхование и уплату налога, обслуживание и эксплуатацию Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в.

Таким образом, средние ежегодные расходы на владение данным автомобилем составляют 360 тыс. руб., что равняется около 30,000 руб. в месяц при ежегодном пробеге 15 тыс. км. Стоимость же километра пути составит 24 рубля (не стоит считать во сколько вам обойдется поездка на море, так как эта цифра характерна только для общего пробега и всех поездок).

Владение новой Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в. в комплектации Style в течение трех лет в пересчете на ежемесячные затраты обойдется в 30,000 рублей в месяц.

В чем смысл

Представление расходов на содержание своего автомобиля в виде ежемесячных затрат позволяет наглядно понять, сколько реально денег требует автомобиль, не пытаясь осознать, насколько большой суммой является первоначальная покупка автомобиля стоимостью 1.6 млн руб. и какую для этого зарплату необходимо иметь.

Зная свой ежемесячный доход, средние ежемесячные расходы (надеюсь, вы ведете их учет) и планы по сбережению и накоплению капитала, вы можете трезво оценить стоимость владения автомобилем и понять, какую машину вы можете себе позволить при определенных требованиях и условиях эксплуатации.

Пример: зарплата 100,000 руб. в месяц, ежемесячные расходы (без автомобиля) 50,000 руб., включая 10,000 руб. на транспорт, которые позволяют обходиться без автомобиля, а также желание откладывать и инвестировать не менее 1/3 своих доходов (30,000 руб.).

Зная, что владение автомобилем нам будет обходиться в 30,000 руб., а также сэкономит 10,000 руб. на общественный транспорт, можно посчитать, можем ли мы себе его позволить: 100,000 (зарплата) – 40,000 (ежемесячные расходы минус транспорт) – 30,000 (сбережения) – 30,000 (затраты на машину) = 0. Таким образом, указанный автомобиль идеально вписывается в приведенный для примера бюджет и не требует кардинального изменения поведения и образа жизни.

Житель Москвы с зарплатой в 100,000 руб. в месяц, ежемесячными расходами 40,000 руб. (без учета транспорта) и откладывающий не менее 1/3 своего дохода, может позволить себе новую Skoda Octavia 2020 г.в. без изменения зарплаты, повседневных расходов и сбережений.

Другие модели автомобилей (в т.ч. с пробегом)

Так, Skoda Octavia II (A5) 2013 г.в. за 624,000 руб. потребует 17,000 руб. в месяц. Владение Kia Ceed III (новый) 2020 г.в. будет стоить 28,500 руб. в месяц. А новый VW Tiguan II 2020 г.в. обойдется в 36,000 руб. в месяц. Цифры указаны при покупке без использования кредита, при пробеге в 15,000 км в год.

Все данные есть в приложенном файле, в котором вы можете изменить исходные данные, стоимость обслуживания и получить сумму ежемесячных расходов для интересующего вас автомобиля.

Допущения и комментарии

1. Данная статья не пытается ответить на вопрос, что выбрать: свой автомобиль или каршеринг. Она лишь помогает ответить желающим купить автомобиль на вопрос "Могу ли я себе позволить купить машину и, если да, то какую?"

2. Необходимость обладать большой суммой денег для покупки автомобиля: да, необходимо сначала накопить (чтобы не использовать кредит) приличную сумму для покупки автомобиля, однако это не безвозвратные затраты, а "перекладывание денег в другую форму", в данном случае - автомобиль, который затем можно продать и вернуть часть затрат на его покупку.

3. А может лучше вложить деньги в акции вместо крупной покупки, а на доход ездить на каршеринге? В данной статье не рассматриваются плюсы и минусы владения тем или иным транспортным средством, это отдельная тема. Для учета же затрат с учетом упущенного дохода от инвестиций, несложно добавить к расходам ожидаемый доход от инвестирования суммы, равной стоимости автомобиля.

4. Если у вас семья, состоящая из 2 и более зарабатывающих членов, расходы на автомобиль можно учесть в общем семейном бюджете, чтобы уточнить расчетную целесообразность покупки.

P.S. в статью внесены мелкие расходы, а именно увеличены расходы на парковку, чтобы представленные цифры были актуальны не только для меня и небольшого количества людей со схожими данными по эксплуатации, но также и тех, кто пользуется платными парковками весьма часто.

Приглашение к дискуссии

Это моя первая публикация на vc.ru, которую я решил сделать только потому, что составленная для самого себя информация мне показалась очень полезной и наглядной для принятия решения о возможном владении автомобилем.

Буду рад любого рода комментариям: критике, благодарности, замечаниям и попыткам доказать, что свое авто — это не современно. Спасибо за внимание.

С уважением,
Степан Петров

0
553 комментария
Написать комментарий...
Petr Verzilov

Упущенная выгода от инвестирования получится от 10% в год. С новой Октавии за 1.6 это минимум 500к за 3 года (средний срок владения автомобилем), 14к в месяц. Получается почти половину зарплаты отдавать на автомобиль? Безлимитная тройка в мск к слову стоит 20к в год.

И еще стоит задуматься о том что не купишь ни за какие деньги - время. Положим за 100к вы работаете в офисе и ваш час стоит ~600 рублей. Сколько за месяц времени надо будет уделить машине: прогревы-помывки-парковки и т.д.? Даже если брать лютый минимум - часов 15, то прибавляем еще 10к.

Получается на выходе владение автомобилем стоит 30к (непосредственные затраты) + 14к (упущенная выгода) + 10к (потраченное время). За 54 тысячи в месяц (мы еще по минимуму посчитали) можно ездить везде на такси и не париться.

Да и за деньги вложенные в авто + его цену (с новой октахой это 2+ ляма) можно даже в крупном городе переехать ближе к работе чтобы поездки свести к минимуму.

Ответить
Развернуть ветку
M Y

Если с такими подсчетами ко всему подходить, можно далеко зайти.

- Зачем квартира 50 метров, если можно жить в 30? И вообще, зачем ипотека и переплачивать 5 миллионов, если можно снимать? За это время рынок вырастет, хуллион упущенной выгоды, n лет потраченного времени на заработок % по ипотеке.

- Полетел на отдых — зачем Италия, можно в Крым. Это же +50 тысяч, которые можно инвестировать и + 6 часов лету, которые можно проработать.

- Зачем покупать дорогой сыр, если можно дешевый, а разницу закинуть под %, на вкус одно и то же.

К чему это я:
1) Машину — это комфорт. Да, можно на метро за 50 рублей, с третьей попытки зайти в вагон в час пик и дышать ароматами Парижа летом, а можно сесть в машину и с комфортом доехать. Про поездки из магазинов с вещами, поездки с домашними животными, детей и вот это все — я молчу.

2) Машина — это мобильность. Захотел — сел и поехал, без разницы куда. Ты не зависишь от расписания чего бы то ни было. Последний раз, например, были в Риге, 9 часов из Москвы и ты на месте, от решения до поездки 6 часов. Без — это время ушло бы только на аэроэкспресс + контроли в аэропорту. Про то, что билетов на нужные даты нет и стоят дороже — молчу. 

3) Машина — это скорость. Да, как не парадоксально, но на ней порой быстрее, даже в Москве. Не все живут в 3-х минутах от Метро. Для примера, до работы 5 км. Летом на велосипеде, ок. Но:
- 10 минут до метро, 10 от метро, 25 в метро и 2 пересадки.
- На автобусах 3 пересадки и ждать их.

Так что если машина покупается исходя из этих или похожих причин, то это нормально и рассуждая об упущенной прибыли и потерях времени, можно вернуться к вопросу о сыре из бумаги за 200 рублей vs нормальном за 1000.

Другое дело, если она покупается потому что "ну эт престижно", "у соседа же есть" и все в этом духе.

Ответить
Развернуть ветку
Petr Verzilov

Спасибо за ваше мнение)
Всё относительно, мы же рассчитывали конкретную тачку под конкретную зарплату, а не отрицали смысл авто вообще. Согласитесь, глупо платить больше половины дохода ежемесячно за такого рода комфорт, куда комфортнее на эти деньги просто переехать ближе к работе или скажем снять садик ребенку у дома.

1) В машине можно также встрять в 2-3 часовую пробку на МКАД и подышать всласть ароматами выхлопа фур, дико хотя в туалет. Она может сломаться, и придется менять  онемевшими руками колесо в полной темноте и на холоде на обочине трассы. Ее может поцарапать дурак во дворе и уехать, а ты потом бегай по ГИБДД и страховым пару недель. Минусы найти тоже можно. А любые вещи и животные помещаются в такси - у него вместительность сопоставимая, а цена ниже. Мы же даже не с ОТ сравниваем.

2) С дальней поездкой согласен, но часто ли такое бывает что надо внезапно сорваться в другую страну и все билеты распроданы? Если да - определенно автомобиль ваш выбор. На самом деле случай довольно фантастичный,  даже сейчас зашел в поиск и могу спокойно взять билеты в Ригу на сегодняшний обед за скромные 17 тысяч. Яндекс же показывает 12 часов на авто и тысячу км в одну сторону (умножаем 24р/км из статьи на 2000 туда-обратно и получаем 50к). Даже со всеми проверками, дорогой в аэропорт и перелетом выйдет часа 4-4.5 (в нековидное время) и в полтора раза дешевле (кстати, а что авто не проверяют разве на границе?) Я уж молчу про состояние после 12 часов в тачке. И какой смысл в авто в данной ситуации? Если едет больше двух людей? Только если вдруг нет билетов и позарез надо?

3) 5 км - это 2-3 станции, никак не будешь ехать их 25 минут даже с пересадками, за 25 минут можно половину ветки проехать. Тут на самом деле паритет - где то быстрее авто, где то метро (в условиях большого города). Но на такси опять же скорость и комфорт такие же, цена ниже и головняков куда меньше. Вызвал и через несколько минут уехал.

Я с 15 годами стажа продал тачку просто потому что ездить на работу/за ребенком отнимает много времени, везде платные парковки и фиг их еще найдешь, стандартная ситуация: 15 минут вечером на поиск места парковки (платная есть но от нее тоже идти минут 10). В итоге нашли сыну садик на районе, на работу езжу на комфорт+ Яндекса, продукты и все остальное сейчас можно бесплатно или почти бесплатно заказать на дом. Вышло примерно так же по деньгам как владение тачкой, но освободилась куча времени и сил.

Конечно всем хочется есть сыр за тысячу, и его можно даже есть получая 15к зарплату, но есть ли в этом смысл?

Так же и авто. Если много двигаешься или маршруты связаны с загородом, где другие варианты передвижения ограничены или очень дороги - смысл несомненно есть. А просто на работу/домой/в магазин - почти никакого.

Ответить
Развернуть ветку
Anatol Seibel

Все верно пишете, но у автора есть примечание на этот счет — он не агитирует против авто, а лишь приводит подсчеты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petr Verzilov

Ты чертовски прав! Смотри, по моим скромным подсчетам на октаху уйдет 54к в месяц, проще говоря 6.5 месяца в в году мы работаем на тачку, которая нужна чтобы ездить на работу)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

слыш, полторы недели в  месяце на нологи еще
а потом уже эти ваши окташи и наташи

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petr Verzilov

Ну если большинство об этом не задумывается, это не значит что это время ничего не стоит. Может у подростка-юноши время и бесплатное, но когда от занятости видишь друзей раз в пару месяцев, понимаешь его цену. Даже потратить этот час в день на улучшение себя в профессиональном плане, чтение книг или спорт принесет куда больше дивидендов на дистанции, ведь так?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
550 комментариев
Раскрывать всегда