«Быть лидером рынка не запрещено»: глава «Яндекс Такси» — о локализации машин, такси как бирже и переходе на электромобили
Несколько тезисов из разговора Александра Аникина с РБК.
«Такси — это биржа»
- Средняя цена на поездки выросла за последний год на 12% год к году. В частности в сентябре 2025 года — на 7-8% по отношению к сентябрю 2024-го. Годовая инфляция в России по итогам сентября составила 8%.
- В «Яндекс Такси» отмечают: пользователи обычно «негодуют» из-за цен, которые формируются на фоне «сиюминутных факторов». Повлиять на последние сервис не может, но хочет «показывать биржу прямо в приложении»: сколько человек вокруг вызывают такси и сколько машин рядом — уже занятых и ещё свободных.
Экран в духе «биржевого стакана» появится в «Яндекс Go» уже в [2025] году.
Будете видеть, что вокруг вас сейчас 20 заказов и десять свободных машин — спрос кратно превышает предложение, из этой пропорции будет следовать повышающий цену коэффициент.
«Эксплуатация электромобилей дешевле»
- Аникин считает, что «триумфальное шествие [электромобилей] начнётся с коммерческого транспорта», к которому относится и такси. У самого сервиса пока лишь «сотни» таких машин.
- По операционным расходам на эксплуатацию электромобили «уже сейчас» выгоднее. Потенциал пробега больше, ломаться «нечему»: «нет двигателя внутреннего сгорания, ремня газораспределительного механизма, коробки передач». Износ тормозных колодок «минимальный».
Если заряжаться на коммерческих станциях, то стоимость 1 км будет сопоставима с бензином. Если живёшь в Подмосковье, у тебя есть зарядка и можно по ночному тарифу зарядиться — меньше.
У таксопарка, расположенного в промзоне, теоретически могут быть подведённые мегаватты, свои зарядки — это тоже будет другая, перспективная экономика.
- Проблемы — «очень высокая» базовая стоимость, при которой без государственных субсидий не сходится экономика, более быстрое падение заряда на морозе и неразвитая инфраструктура.
«У нас хронический дефицит водителей уже лет пять»
- В начале октября 2025 года Минпромторг опубликовал первичный список автомобилей, которые можно будет использовать в такси: в него попали 22 модели Lada, «Москвича», УАЗ, Sollers, Evolute и Voyah. По словам Аникина, перечень узкий и оставит «многие города и тарифные классы» без притока новых машин.
Из 22 моделей существенная часть не проходит по соображениям цены, остаётся очень ограниченный выбор.
Некоторые автопроизводители, которые давно поверили в российский рынок и начали локализацию ещё до 2022 года, почему-то в списке отсутствуют. Выглядит странно.
- У водителей-частников доля автомобилей, которые соответствуют новым требованиям, ещё ниже, чем у таксопарков. Разница в том, что менять собственную иностранную машину с пробегом «ради подработки в такси по пятницам» самозанятый не станет и просто уйдёт из отрасли.
Если новые водители на своих машинах не смогут получить разрешение, мы можем легко получить минус 50% водителей за два года.
Особенно тревожная ситуация в малых городах и регионах. Цены, которые люди готовы платить за поездки, часто не позволяют сложиться таксопарковой модели. Там таких водителей-самозанятых — 90%.
- Дефицит водителей такси оценивают в 130 тысяч человек. Он «хронический лет пять» и усугубляется конкуренцией за кадры с курьерской отраслью. По подсчётам компании, примерно 10% водителей хотя бы раз пробовали доставлять заказы.
- Чтобы справляться с этой конкуренцией, «Яндекс» думает создать «суперапп» внутри «Яндекс Про», где люди смогут «переключаться между профессиями» таксиста и курьера, не вводя свои данные повторно.
- «Яндекс Такси» также дорабатывает программу лояльности для водителей и планирует добавить «скидку на комиссию для тех, кто с сервисом сотрудничает постоянно и дольше всех». Она составит до 10%.
Все эти меры скорее среднесрочные, эффект от них ограничен. Единственный долгосрочный ответ на вопрос, что делать с нехваткой кадров в отрасли, — это, конечно, автономное такси.
«Быть лидером рынка не запрещено»
- Вопрос РБК о монопольном положении «Яндекс Такси» Аникин переадресовал регуляторам. В остальном уточнил, что сервис «постоянно общается» с Федеральной антимонопольной службой и открыто делится планами, чтобы избежать «спекуляций».
Мы своё лидерство на рынке не скрываем и в целом им гордимся. Быть лидером рынка не запрещено. Запрещается злоупотреблять доминирующим положением — с нашей стороны нет нарушений. <...>
Важно помнить, что страна большая, в разных городах разные агрегаторы существуют и занимают значимые доли рынка. Могут появляться новые. Мы рады конкурировать, нас это не пугает и даже может вдохновлять.