«Из-за автономных автомобилей появится больше миллиардеров в сфере недвижимости»
Аналитик фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс о том, как беспилотные автомобили изменят рынок недвижимости, сигарет, и работу полиции.
Автомобильная индустрия проходит через фундаментальные изменения. Электромобили в результате уменьшения стоимости батарей начинают завоевывать рынок, в то время как автономия, по крайней мере полная, только впереди — 5-10 лет, в зависимости от того, как быстро будут решаться некоторые проблемы разработки.
Электрификация и автоматизация имеют серьезные последствия, идущие далеко за пределы автоиндустрии. Половина добываемой нефти используется для бензина, и снижение спроса понесет за собой не только геополитические, но и индустриальные последствия. Более миллиона людей ежегодно погибают в автокатастрофах по всему миру, в основном из-за человеческих ошибок, а в мире полностью автономных автомобилей этого (и многих других травм) можно будет избежать.
Но так же необходимо подумать о второстепенных и третьестепенных последствиях. Электрификация несет в себе больше, чем просто замена бензобака на батарею, а автоматизация означает не только конец авариям.
Достаточно сложно точно предсказать, каковы будут эти последствия. Было легко предвидеть массовое приобретение автомобилей, но предсказать появление сети Wal-Mart (магазин ориентирован на покупателей, приезжающих за покупками на автомобиле — прим. ред.) было сложно. Переход к электрическим и автономным автомобилям повлияет на различные индустрии.
Электрификация
Переход к электромобилям заметно снижает количество движущихся частей автомобиля. Это меняет автоиндустрию и её поставщиков (а так же смежные отрасли, работающие, например, со станками), меняет ремонт автомобилей и его жизнь. Около половины средств, которые тратятся на ремонт автомобилей в США ежегодно, идут на двигатель внутреннего сгорания, то есть большая часть этих затрат будет устранена.
Далее. Бензин покупается на заправках, количество которых насчитывает около 150 тысяч в США. Они так же исчезнут, если только в технологии зарядки электромобилей не произойдут радикальные перемены. Бензин продается с очень маленькой наценкой, поэтому большая часть прибыли на таких точках получается от магазинов.
Что же случится с продуктами, которые там продаются? Особенно интересен табак. Более половины продаж табака в США приходится на заправки. Какая-то часть продаж сигарет, чипсов и газировок будет переведена на других ритейлеров, часть уйдет в интернет (за счет автономности и электрификации логистические расходы снизятся практически на все виды товаров, что сильно повлияет на их конечную стоимость — прим. ред.).
Бензин облагается налогом, но в США меньше, чем во многих других развитых рынках. Например, в Великобритании он составляет 4% от налоговых поступлений. Их, соответственно, необходимо будет компенсировать за счет налогов на что-то другое, и это понесет за собой экономические и политические последствия. Во многих странах (особенно в формирующихся рынках), топливо субсидируется государством — уголь, бензин и керосин. Электромобили и солнечная энергия так же могут это изменить.
В то же время нам все еще необходимо заряжать свои электромобили. По некоторым оценкам, зарядка флота электромобилей приведет к росту спроса на электричество на 10-20%. Тем не менее, это во многом зависит от того, когда они заряжаются — в пиковые или не в пиковые часы.
Автономность
Самым очевидным следствием автономности является почти полное устранение ДТП, в которых ежегодно погибают более миллиона человек во всем мире. В 2015 году в США было зарегистрировано 13 млн ДТП, 1,7 млн которых закончились травмами; 2,4 млн человек пострадали и 35 тысяч человек погибли.
Причиной около 90% всех ДТП является человеческая ошибка, а треть ДТП с летальным исходом происходила с участием нетрезвых водителей. Дорожные происшествия также имеют большой экономический эффект: правительство США оценивает ущерб имуществу, расходы на медицинскую и юридическую помощь и потерю работы в 240 млрд долларов в год. Для сравнения, объем реализации автомобилей в США в 2016 году — 600 млрд долларов. Это оплачивается государством, страховыми компаниями и из личного бюджета.
Даже простые системы третьего уровня снизят количество ДТП, и чем больше продвинутых систем пятого уровня со временем поступят во флот, тем быстрее снизится процент аварий. Скорее всего, мы никогда не достигнем нулевого процента ДТП, но мы можем максимально к этому приблизиться.
Это, в свою очередь, повлияет на дизайн автомобилей — если вы не попадаете в ДТП, значит со временем можно будет избавиться от многих средств безопасности в автомобиле, которые делают машину дороже, тяжелее и ограничивают дизайн. Около 10 лет назад агентство безопасности движения США подсчитало, что их требования по безопасности увеличивали цену автомобиля на $839 (цены на 2002 год, сейчас это равнялось бы $1136), и 57 кг веса, то есть 4% средней цены и веса автомобиля.
Пробки
Для автомобилей, управляемых компьютером, проблема пробок перестает существовать. Они не останавливаются по сигналу светофора и могут двигаться группами, то есть соблюдая одинаковую дистанцию между собой, и двигаясь с одинаковой скоростью.
Именно человеческое поведение часто является причиной пробок, особенно на автостраде: дело не только в том, что люди совершают ошибки, а еще и в том, что компьютеры могут управлять автомобилем совершенно иным способом, даже в сравнении с идеальным водителем-человеком.
Видео ниже очень хорошо демонстрирует одну из таких проблем: когда тот, кто стоит в пробке на автостраде, проезжает вперед и не понимает причины образования затора.
Тем не менее, влияние автоматизации на движение и пробки гораздо сложнее, чем просто попытка сделать вождение более эффективным. Хотя автономность должна увеличить пропускную способность, известно, что большая пропускная способность означает высокий спрос.
Проще говоря, большая вместимость означает больше пробок. И наоборот, результатом уменьшения вместимости может стать снижение количества пробок. Автономное вождение дает нам большую вместимость, и в какой-то мере делает это бесплатно, поскольку в этом случае нет необходимости строить дороги, просто нужно подождать, пока все купят новые автомобили.
Парковка
Парковка — это еще один способ, с помощью которого автоматизация приведет к увеличению пропускной способности и спроса. Если автомобилю не обязательно ждать вас в шаговой доступности, где еще он может ждать и не будет ли это более эффективным? Способствует ли это более рациональному использованию пространства, большей или меньшей пропускной способности? В то же время, все действия, которые мы предпринимаем для того, чтобы сделать движение и парковку более эффективными, только побуждают спрос.
Нынешняя модель парковки, очевидно, является причиной пробок. По некоторым данным, люди, нарезающие круги в поисках парковочного места, ответственны за большой процент заторов на дороге, а парковка автомобиля на улицах уменьшает пропускную способность. Автономный автомобиль может ждать где-то в другом месте, кроме того вы сможете заказать автомобиль, который доставит вас до места назначения и поедет забирать других людей.
Стоянки важно рассматривать не только как часть движения и пробок, но и как часть системы использования недвижимости. Как уже упоминалось, некоторые парковочные места находятся на улицах, и если мы от них избавимся, то сможем расширить дороги для автомобилей или пешеходов.
Существуют стоянки при офисах или магазинах, и в целом в городских центрах. Соответственно, эта земля освобождается для других целей. Остальные парковочные места находятся либо рядом с жилой недвижимостью на улице (опять же снижая пропускную способность), либо в гаражах, на автостоянках, подземных парковках, которые значительно увеличивают стоимость жилья.
Например в Окленде, Калифорния, парковки, построенные по правительственным нормативам, увеличивали цену строительства на 18% на каждую квартиру. Подземная парковка в торговом центре в Лос-Анджелесе поднимает цену строительства вдвое. Если устранить эту статью расходов, и использовать образовавшееся пространство для других целей, каким образом это изменит города, цены на коммерческую и некоммерческую недвижимость?
Водители
Почти все это раскрывает потенциал автомобилей на заказ (сервисов такси, каршеринга). Если вычесть затраты на водителя-человека из поездки, её стоимость снизится примерно на три четверти. Из этого также можно будет вычесть часть стоимости страховки, как только количество ДТП снизится. Автоматизация выведет подобные сервисы на качественно новый уровень, что позволит людям иметь только одну машину на семью, или вовсе не приобретать автомобиль.
Количество водителей такси и частных автомобилей в США насчитывает 230 тысяч, плюс примерно 1,5 млн дальнобойщиков. Средний возраст дальнобойщика на данный момент около 49 лет, и примерно 90 тысяч водителей ежегодно уходят из этой индустрии, только половина из них — на пенсию.
Бытует мнение, что дефицит рабочей силы в этой индустрии составляет 50 тысяч человек, и постоянно растет — люди уходят быстрее, чем появляется возможность найти им замену. Если верить этим расчетам, более половины нынешних водителей уйдут через 10 лет.
Как раз к тому времени, когда, как считают эксперты, будет реализована автономность пятого уровня. В краткосрочной перспективе автономность четвертого уровня делает работу дальнобойщика более привлекательной, поскольку он сможет отдыхать, пока не понадобится его вмешательство, вместо того, чтобы делать остановки на отдых. Но в перспективе 20-30 лет все дальнобойщики так или иначе уйдут — вы не замените их, но в то же время и не лишаете людей рабочих мест — кроме мест для отдыха водителей, что возвращает нас к началу этой статьи и разговору о магазинах.
Крупная розничная торговля основана на затратах на землю, транспорт и желании людей приезжать и парковаться. Как автономность изменит это? Как поменяются города, если некоторая часть парковочных мест, особенно в центре, будет доступна для новых целей, выведена на рынок или переведена в новое место? Где бы вы хотели жить, если общественный транспорт доступен где угодно, и на вашем пути нет пробок?
Что вам больше нравится: жить в часе езды от работы, без необходимости следить за дорогой во время поездки, или в тридцати минутах от работы, проводя большую часть времени в пробках, уставившись в бампер впереди стоящей машины? Появится ли у вас желание поехать на ужин в центр города из дома в пригороде холодным дождливым вечером, если необходимость в поиске парковки отпала, а заказ автомобиля стоит дешево? Что вы будете делать в машине, пока она вас везет?
Полиция
В конце концов, подумайте о камерах. Системы датчиков самоуправляемого автомобиля включают в себя использование компьютерного зрения на 360 градусов. Это значит, что каждый автомобиль будет следить за всем, что происходит вокруг — даже за тем, что не касается вождения. Возможно, они не будут сохранять и загружать все данные, а может и будут.
Примерно к 2030 году полиция сможет запрашивать копии видеозаписей не только от близлежащих зданий, но и от каждой проезжавшей мимо места преступления машины. Или просто спрашивать, не засек ли какой-либо автомобиль в этом районе чего-то подозрительного.
Я один в статье так и не увидел про "появится больше миллиардеров в сфере недвижимости" ???
Поиском по сайту нашел ремарку "Я думаю, что автономные автомобили приведут к росту количества миллиардеров в сфере недвижимости"
и все!, разве стоит в название статьи вносить мысль которая не раскрывается в статье от слова совсем?
ну там дальше немного намекнули типа "внешние парковки снесут - построят дома".
а в целом, да, непонятно это утверждение.
Так наоборот же, больше домов, больше предложение, ниже цена и ниже маржа, меньше же тогда миллиардеров то будет, сейчас вон гипермаркет чтоб построить нужно на парковку запас по земле больше сделать чем для самой торговли.
Также если упадет цена курьерской доставки беспилотным авто то вообще нужно ли куда то ездить, если тебе грузовичек по пути закинет сосиски с другого конца города или вообще из соседнего.
И будет ли держаться ценность у недвижки именно в центре, будет ли центр также ценен как сейчас?
Насчет недвижимости есть в статье: "Например в Окленде, Калифорния, парковки, построенные по правительственным нормативам, увеличивали цену строительства на 18% на каждую квартиру. Подземная парковка в торговом центре в Лос-Анджелесе поднимает цену строительства вдвое. Если устранить эту статью расходов, и использовать образовавшееся пространство для других целей, каким образом это изменит города, цены на коммерческую и некоммерческую недвижимость?"
Эванс говорит именно об этом про миллиардеров в сфере недвижимости. Построить ТЦ в два раза дешевле, чем раньше, например.
и будут ли ТЦ вообще? с резким то падением цен на курьерские услуги, в статье же написано что подешевеет на 3/4, накой куда то вообще ехать куда то будет когда привезут все бесплатно, а может скидку дадут лиж бы не требовал самовывоз так как на нем уже давно сэкономили...
это противоречит рыночным механикам, если из за отсутствия необходимости строить парковки можно будет построить больше метров то увеличившееся предложение уронит цены вместе с маржой же, наоборот будет меньше миллиардеров в недвижимости, также если в автомобиле можно будет работать а не рулить то уменьшится так или иначе потребность в офисах, предложения больше - спроса еще меньше, так что думаю автопилот уж точно богаче в недвижке никого не сделает, думается даже разорит многих
Комментарий удален модератором
Повангую и я:
1) Минус пробки
Дураки и дороги - причина всех бед. Дураков будет меньше на дорогах
2) Падение цен на недвигу в мегаполисах
Нет пробок и комфортная дорога - почему бы и не жить за городом.
3) Уменьшение проблем с парковками
Можно парковать авто далеко от места назначения
4) Реальный взлет уберов, а не дутые пузыри как сейчас.
Сильное снижение костов на людей, снижение цены поездки, увеличение количества поездок.
5) В разы меньшее количество людей околотаксистских профессий.
Беспилотники тоже надо мыть-чистить-диспетчерить, а таксистские перевозки вырастут, поэтому люди все равно будут нужны (пусть и в разы меньшее количество).
И уменьшение количества таксистов - это же офигенно, и чего все ноют про потери рабочих мест - непонятно (никто ведь не ноет, что из-за тракторов миллионы крестьян остались без работы).
6) Падение доходов автопроизводителей
Будет меньше смысла в "обладании" авто, соответственно меньшее количество авто. У всяких же уберов в отличии от тупых людей не будет никакого желания закупаться "одноразовыми" авто и предпочтение будет более ресурсным и долговечным - т.е. увеличение времени жизни авто. Плюс удешевление самих авто - т.к. нет смысла в мощных, управляемых, скоростных авто.
7) Дальнейшее снижение доходов опсосов
Они и так превращаются из сотовой связи тупо в интернет-провайдеров, но и тут их отжимают - бесплатный инет есть дома, в метро, на работе. Будет инет и в авто уберов, а так как количество авто будетменьше количества людей + уберы будут тариться инетом пакетно - тут тоже отожмут на бабло..
8) Рост рынка доставки готовой еды
Отсутствие пробок и низкий кост на доставку радикально снизят цену доставляемой еды
9) Появление рынка доставки продуктов
Сейчас такие сервисы есть, а рынка нет: долго, дорого, ненадежно. Зачем ходить-ездить в ашан полдня, если можно заказать доставку сортирки на дом?
10) меньше шубохранилищ у РЖД
Автомобильные грузоперевозки станут дешевле, быстрее и будут возможны на большие расстояния.
Есть правда нюансы.
В 60е люди тоже думали, что полет человека на марс - дело пары лет. Но ресурсов двух сверхдержав не хватило..
Пока не ясно, потянет ли кто-то из десятка корпораций создание полноценного беспилотного авто. И будет ли оно в перспективе работать где-то кроме солнечной Калифорнии.
Дай-ка, я поспорю немного:
Пробок будет примерно столько же. Особенно это будет заметно на въезде/вызде в мегаполис, поэтому нет супер причины всем срочно уезжать жить за город.
Автопроизводители снизят доход когда все перестанут стремиться покупать новый айфон на последние бабки. До этого момента можно быть спокойным.
Опсосы не снизят доход, а будут трансформировать бизнес (google Verizon Hum).
С готовой едой и продуктами не произойдет никаких изменений. Кто-то её должен поднимать в квартиру, иначе всё теряет смысл.
А шубохранилище построят на наши с тобой деньги, а не на доход от грузоперевозок.
" Кто-то её должен поднимать в квартиру, иначе всё теряет смысл." - ну я могу и спуститься и забрать еду из автомобиля. Не так уж это и напряжно. А кому напряжно - ну будут платить чуть больше за доставку.
Не так уж сложно тогда и в ресторан сходить
Считаю, что пробки никуда не денутся. Не забываем, что численность населения тоже увеличится, вырастут дома (что уже сейчас можно наблюдать), увеличится число желающих на машино-место, вырастут цены на парковки.
Про записывать это очень здравая идея - сколько передвижных камер будет, нет смысла увешивать все камерами наружного наблюдения. По крайней мере уменьшить их количество можно хорошо.
обрабатывать и хранить это добро будет сложновато, на текущий момент.
не совсем у IBM уже есть технологии на основе ИИ которые сами обрабатывают видео. Искать по видео становится все равно что в гугле сайты. Задаете ключевые слова и получаете результат.
допустим, с обработкой справятся. хотя для обработки и потребуются колоссальные мощности. а что делать с хранением такого объема данных? и не говорите, что вот вот сделают хранилища по уникальной технологии и все будет ок.
По моему Ютуб уже решил вопрос с хранением видео.
по-моему объемы несравнимы.
по моему не обязательно хранить вообще всё - достаточно подозрительные происшествия. Или делать фотографию проходящего мимо человека с геолокацией и временем в случае если понадобиться розыск. Берёзки вдоль дороги снимать не имеет смысла.
А что будет с работниками ДПС?
переквалифицируются в ППС, например :)
"Далее. Бензин покупается на заправках, количество которых насчитывает около 150 тысяч в США. Они так же исчезнут, если только в технологии зарядки электромобилей не произойдут радикальные перемены."
Т.е. заправки не исчезнут если в технологиях зарядки произойдут перемены?
Заправляться от пистолета будут? А бензин в качестве проводника?
Any logic??
вопрос еще про заголовок
«Из-за автономных автомобилей появится больше миллиардеров в сфере недвижимости» - вырезали цитату и толком не раскрыли (выше уже об этом говорилось - не я один не нашел нормального подтверждения тезиса).
Про заправки смысл в том, что если не произойдут перемены в зарядке автомобилей, то есть если время, за которое заряжается электромобиль, не станет равным тому времени, за которое автомобиль на ДВС можно заправить.
А насчет недвижимости ответил выше. В статье есть примеры. Например построить ТЦ без подземной парковки будет в два раза дешевле.
" кроме того вы сможете заказать автомобиль, который доставит вас до места назначения и поедет забирать других людей."
Ого, кто-то только что изобрёл такси!
Бен в твите пишет " in real estate and retail ", а у вас только "в сфере недвижимости, "
Простите, но откуда такой оптимизм по поводу беспилотных автомобилей? Пока человечеством созданы считанные единицы действительно беспилотных самоуправляемых аппаратов, исключительно в космической сфере. Всё остальное управляется операторами дистанционно. И вдруг нам обещают массовое внедрение технологии.
Надо вообще запретить личный автотранспорт, оставить только общественный. А то такими темпами скоро разбазарим все ресурсы планеты. Да и где взять столько электричества(в десятикратном размере) ?
Уверен, страны, зарабатывающие на нефти и газе будут активно сопротивляться всему этому: введут какие-нибудь дополнительные налоги, придумают ограничения, чтобы всё это дело было невыгодным. Потом, конечно, всё исправится
Билл Гейтс уже предлагал ввести налог на роботов.
Я тоже - тоже хочу предсказывать будущее...)):
- Людей в развитых странах становится больше в основном за счёт миграции из менее развитых, увеличивается продолжительность жизни, беспилотные авто для каждого члена семьи (либо каршеринг - но в такси уже смысла не будет никакого) плюс снижение стоимости авто и его обслуживания - в итоге количество авто начнёт расти ещё большими темпами, чем сейчас.
- Автоматизация позволит увеличивать среднюю скорость движения, это будет компенсировать растущее число автомобилей.
- Бензиновые АЗС, зарабатывающие на кафе и магазинах превратятся в такие же АвтоЗарядныеСтанции, где дешевые кВт-часы, дорогие напитки, хот-доги и туалет.
- Паркинги станут расти не под землю, а в высоту - вместо 20-ярусных башен (как в Нойштадте) будут 40-100 ярусные башни-паркинги.
- А с учётом стремления к эко и органик, освободившиеся пространства в городах засадят деревьями и травой. Столько торговых и бизнес-центров не будет нужно. Наоборот, их количество будет сокращаться, никто не станет массово закупаться - большинство заказов будут онлайн и посылки будут развозиться в роботы-постаматы вблизи от жилых домов (в том числе по воздуху дронами, как уже тестит Amazon).
- Автоматизация, роботы и ИИ лишат работы бесконечно большое число людей (а их численность будет расти): военные и полиция (роботы и дроны), врачи (digital health, меньше количество - выше квалификация), учителя (distance education, меньше число - больше аудитория), водители (беспилотные авто и дроны), рабочие конвейеров (роботы), строители (modular buildings), продавцы и менеджеры (чат-боты в онлайн-магазинах). Это, наверное, не всё, что вспомнилось.
Однако, это означает, что СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ не нужно! Будут очень серъёзные демографические проблемы и военные конфликты!. Крупные цивилизации начнут регулировать рождаемость снова не только у себя в стране.
А зарабатывать будут в основном, как раз - высокотехнологические компании, этот тренд уже не изменить! Собственно, так было всегда, сначала оружейники, затем железнодорожники и судовладельцы, нефтяники и газовики, потом - авиакомпании, затем - фармацевты, IBM, Microsoft, сейчас Apple, Google и Tesla - одни из самых дорогих компаний.
Единствення разница - все эти виды бизнеса были реально супер прибыльны, а нынешний Tech сектор - больше похож на пузырь
У Google рентабельность, которой ещё позавидуют многие.
Я когда хотел перечислить компании, запнулся на слове гугл и решил обобщить под термином Tech сектор :) Да, гугл пока рентабелен, бесспорно)
Комментарий удален модератором
Люблю подобные статьи гипероптимизма, когда всё всем понятно.
Вспоминается 2008 год, когда нефть была по ~$147 и все ждали $300...
да смешно вспоминать, а сейчас уже мысли а не канет ли нефть как пушнина в свое время, вот когда начнут в коммерческую эксплуатацию массово вводить термоядерные реакторы тогда прям совсем интересно будет
Если все автомобили "автоматизируют", как тогда получать удовольствие от "вождения"? А если все же останутся любители "лихачить" , как искусственный интеллект будет взаимодействовать с такими непредсказуемыми водителями?
------
Помню в детстве посмотрев фильм "Чарли и шоколадная фабрика" больше всего переживал за отца главного героя , что лишился работы из за замены его роботом. Вопрос остается актуальным.
При полной автоматизации человеку-водителю законодательно скорее всего будет запрещено выезжать на многие автомагистрали и возможно даже основные городские проспекты. Но тем не менее все системы автопилотирования сегодня строятся именно таким образом что бы справлятся с любой ситуацией на дароге: случайно выбежавший пешеход, "обычный" автомобиль и тд. Так что с этим проблем не будет скорее всего.
А по поводу роботов - это действительно очень острая социальная проблема которую нам еще предстоит решить (надеюсь не только способом торможения прогресса). Недавно читал очень здравую мысль Била Гейтса - он предложил ввести налог на "робота" подобно тому налогу который работодателей облагают сегодня. Жто может в некоторых областях сравнять шансы людей и машин а так же образуется бюджет который можно направить на трудоустройство людей професси которых перестали существовать.
Точно так же, как сейчас получают удовольствия от скачек на лошадях. На отдельный полигон и получаете свое удовольствие сколько хотите.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Так же" сильно глаз резало. У вас корректоров нет?
Примерно к 2030 году полиция сможет запрашивать копии видеозаписей не только от близлежащих зданий, но и от каждой проезжавшей мимо места преступления машины.
Это уже было сделано в Литве в этом году. Угон авто и убийство расскрыли, преступников поймали.
Очень странно видеть прогнозы положительного влияния развития электромобилей на отрасли использования невозобновляемых природных ресурсов. Википедия нам говорит, что на настоящий момент энергетика выглядит так: Уголь/Торф (40,8 %), Природный газ (21,6 %), Гидро (16,4 %), Ядерная (10,6 %), Нефть (4,3 %), Прочие (Возобн.) (6,3 %). Откуда должно браться электричество для зарядки аккумуляторов?