Письмо в редакцию: Настоящее и будущее каршеринга в России

Основатели агрегатора «Весь каршеринг России» Александр Слободчиков и Владислав Зражевский об истории создания проекта, монетизации и конкуренции с «Яндексом».

Александр Слободчиков

Причины появления и история проекта

Конец 2015 года и весь 2016 год в Москве был периодом взрывного роста каршеринга. Вообще каршеринг в Москве существует с 2012 года, но представлен он был только оператором Anytime с автопарком примерно в 150 автомобилей. В таком виде он просуществовал до лета 2015 года и чувствовал себя, судя по всему, неплохо, но особо не наращивал численность автопарка.

Вероятно, запуск каршеринга стал возможен, когда отменили требование возить с собой доверенность на управление автомобилем. Но в тот период не было особых причин для его развития — парковаться в центре Москвы можно было бесплатно почти где угодно. А главными драйверами развития каршеринговых сервисов в мире являются платные парковки и ограничения на въезд в центр города с одновременным предоставлением преференций для такси и других видов общественного транспорта.

В июне 2015 года стартовал каршеринг YouDrive, а в сентябре 2015 года — «Делимобиль», запуск которого сопровождался мощной маркетинговой активностью. Во время рекламной кампании СМИ сообщали о том, что «Сергей Собянин запустил первый московский каршеринг». Лукавство этой фразы заключалось в том, что «Делимобиль» действительно был первым московским каршерингом, соответствовавшим требованиям Дептранса Москвы.

До запуска «Делимобиля» никаких требований к каршерингам в Москве правительством города не предъявлялось. Большая заслуга «Делимобиля» в том, что он смог договориться с Дептрансом о предоставлении 12-кратной скидки на оплату муниципальных парковочных мест для каршеринговых автомобилей. Вместе с этим были оговорены требования Дептранса к операторам каршеринга и их транспортным средствам.

Все эти требования и преференции были оформлены в виде Постановления Правительства Москвы от 19 августа 2015 года № 523-ПП и Приказа № 61-02-283/5 от 2 сентября 2015 года. В этих документах детально описаны, в частности, требования к габаритам и оснащению автомобилей, а также к цветографической схеме машин московских каршерингов.

Конечно, в конце 2015 г. — начале 2016 г. эти документы дали конкурентное преимущество «Делимобилю», так как эта компания изначально им полностью соответствовала. Но в итоге выиграли все участники рынка: теперь появилась возможность предоставить клиентам каршерингов возможность парковаться в центре бесплатно; без этого каршеринг в Москве просто не состоялся бы.

Кроме того, появилось само понятие «московский каршеринг» и бесплатный общий бренд — те самые узнаваемые машинки с оранжевой кормой. Этот бренд оказался настолько удачен, что его стали использовать даже каршеринги за пределами столицы и даже России. В январе 2017 года в Сочи запустился каршеринг URentCar, машины которого выглядят точь-в-точь как машины каршерингов Москвы, хотя там никаких специальных требований к раскраске нет. Более того, по слухам, скоро запустится каршеринг в Минске, машины которого будут раскрашены по той же схеме, только жёлтым, а не оранжевым цветом.

Но вернёмся в осень 2015 года. В современном мире, когда чего-то становится более одного, обязательно должен появиться агрегатор этого чего-то. В случае с каршерингами идея витала в воздухе. Если ты клиент каршеринга и хочешь воспользоваться автомобилем, ты пойдёшь к ближайшему автомобилю. Чтобы найти ближайший автомобиль, клиент должен открыть официальное приложение каршеринга.

Если каршерингов три, то придётся проверить все три приложения. С другой стороны, было понятно, что будут появляться новые операторы. Забегая вперёд, скажу, что так и вышло. В феврале 2016 года запустился CAR5, в октябре — BelkaCar, ещё ряд компаний заявили о готовности выйти на рынок в следующие месяцы.

Идея создания приложения-агрегатора была настолько очевидна, что я вобщем-то и не думал в это влезать. Тем более, что в октябре уже была парочка сайтов-агрегаторов, которые обещали выпустить приложения в ближайшее время. Однако когда в декабре 2015 года я зашёл в Google Play, агрегатора по-прежнему не было.

Это уже не лезло ни в какие рамки, поэтому пришлось засучить рукава и за пару дней слепить MVP, у которого даже и сервера-то не было — данные получались напрямую с серверов операторов. Пару недель единственным пользователем приложения был я, после чего, 31 декабря под бой курантов я откупорил бутылку шампанского и загрузил приложение в Google Play.

Этот проект не был классическим стартапом с заранее проработанной бизнес-моделью, исследованием рынка, «правильной» командой и прочим. Однако уже с первого января 2016 года даже при полном отсутствии рекламы пошли первые установки — сначала шесть человек в день, потом 10, 30, 50. В итоге в разные периоды число установок приложения на Android в день колебалось на уровне 50-100.

Иногда случались всплески более 200 установок. Отдельного внимания заслуживают пики по 1000 человек за день. Первый пик, 29 мая 2016 года — это день, когда максимальную огласку получила история конфликта Александра Семёнова с «Делимобилем» по поводу аварии, штрафа на 600 тыс. рублей и последующими разбирательствами. Эта история очень активно освещалась в СМИ, в том числе и на vc.ru.

Кстати, через пару дней мы созвонились с Александром и встретились. В тот момент он сам был в шоке от того, какое внимание он привлёк к себе, и ему было интересно, как всё это повлияло на популярность каршерингов, а я к тому времени уже месяц собирал статистику по арендам. Второй, ещё больший всплеск, вызвал выход сюжета о каршерингах на «Первом канале» и «Россия-24». Однако этот всплеск, как ни странно, прошёл почти незамеченным нами.

В феврале к проекту подключился мой давний товарищ Владислав Зражевский в качестве разработчика под iOS. В результате в начале марта вышла первая версия нашего приложения для iPhone и iPad, — аудитория удвоилась, и по состоянию на март 2016 года составила 800 человек в день. Количество скачиваемых копий приложения под iOS в среднем находилось на уровне на 90-160 в день, и сегодня общее количество установок примерно одинаково на обеих платформах.

Владислав Зражевский

Весной и в начале лета 2016 года мы вдвоём активно дорабатывали функциональность и интерфейс приложений: появились фильтры по компаниям, маркам автомобилей, уровню топлива в баках. В приложении под Android мы сделали «радар автомобилей», который в фоновом режиме обнаруживал появившиеся поблизости от пользователя свободные машины (кстати, аналог этого радара я создал в виде бота для Telegram).

В конце марта сделали глобальный редизайн интерфейса обоих приложений. В приложении на Android даже была реализована функция бронирования автомобилей непосредственно из агрегатора (сейчас это доступно и на iOS).

Параллельно я вёл группы в «ВКонтакте» и Facebook, работал с отзывами пользователей, а также общался со всеми операторами каршерингов на тему легитимизации наших с ними отношений. Каршеринги очень по-разному реагировали на мои предложения о сотрудничестве, но в целом реакция была позитивной и предсказуемой. В конечном итоге официальное API в середине лета предоставил только Anytime.

Кстати, спасибо парням и девушкам из Fleetmap, мы наступали друг другу на пятки, и приходя в офисы каршерингов я то тут, то там обнаруживал следы их присутствия; в итоге они сильно помогали в общении с операторами. С YouDrive долго не удавалось выйти на контакт, и в итоге я прибег к лёгкому хулиганству, призвав через приложение своих пользователей (на тот момент их было всего чуть более 1000 человек) написать о моей просьбе на e-mail компании.

Судя по всему, конверсия призыва была приличная, потому что через сутки мне позвонил директор по развитию YouDrive Антон Елизаров. С основателем же YouDrive, Борисом Голиковым, удалось встретиться намного позже, в студии РБК на записи передачи «Лидеры рынка».

Наиболее драматично отношения нашего агрегатора сложились с компанией «Делимобиль». Должен отметить, что руководство компании всегда действовало исключительно корректно и последовательно. На тот момент нам не удалось найти приемлемых для обеих сторон условий сотрудничества. Руководство компании не было против отображения их автомобилей в наших приложениях, однако пообещало пересмотреть позицию в августе, когда планировалось значительное расширение их автопарка.

И действительно пересмотрело: 24 августа мне на электронную почту пришёл скан официального письма с подписью Станислава Грошова. В письме содержалось требование прекратить отображение информации о расположении автомобилей компании «Делимобиль», а также обещание провести технические работы по приостановке взаимодействия нашего сервиса с их инфраструктурой.

После этого был заблокирован наш сервер по IP. В это же время информация о расположении автомобилей «Делимобиля» была убрана из свободного доступа с сайта компании. Основной причиной такого решения руководство «Делимобиля» назвало попытки несанкционированного доступа к их автомобилям, в результате чего решило показывать расположение свободных машин только зарегистрированным клиентам компании.

Стремясь соответствовать политике «Делимобиля», я реализовал отображение машин только для авторизованных пользователей. Эта версия приложения была доступна какое-то время в бета-версии, но так и не была опубликована, так как легитимизировать механизм авторизации не удалось до сих пор.

В этот период мы возобновили общение с командой агрегатора Fleetmap — Милославом Резниковым, Костей Якушевым и Аней Рыжковой. Они, как и мы, были увлечены идеей создания полноценного агрегатора московских каршерингов.

Сайт-агрегатор Fleetmap был готов уже осенью 2015 года, но у них затянулась разработка приложений. Первая встреча с Милославом и Костей состоялась ещё зимой, они предложили мне присоединиться к ним со своим приложением, но тогда я отказался.

После отключения «Делимобиля» Милослав снова предложил объединиться для более эффективного ведения переговоров с «Делимобилем», и на этот раз мы с Владом согласились. После объединения приложения бэкенд оставили наш, а сайт с минимальными изменениями — от Fleetmap. Тем не менее, мы так и не нашли общий язык с «Делимобилем».

Текущие показатели по установкам и посещаемости

Сейчас суммарное число установок приложений нашего агрегатора под iOS и Android составляет более 90 тысяч, число активных пользователей в день (DAU) — от 1,5 до 3 тысяч человек, число активных пользователей в месяц (MAU) — около 19 тысяч человек.

Для сравнения: число установок приложения YouDrive под Android по данным с Google Play — от 10 до 50 тысяч, BelkaCar — от 10 до 50 тысяч, Anytime — от 50 до 100 тысяч, «Делимобиль» — от 100 до 500 тысяч, CAR5 — от 5 до 10 тысяч.

Эти показатели можно умножить на два, чтобы оценить общее число установок с учётом iOS. Таким образом, наше приложение по числу установок находится на одном уровне со всеми официальными приложениями каршерингов за исключением «Делимобиля».

Отдельный предмет гордости — положение в поисковой выдаче сторов по релевантным запросам. Например, по запросу в Google Play наше приложение находится рядом с BlaBlaCar, Car2Go, ZipCar, DriveNow и другими мировыми лидерами каршеринга и автопроката.

При этом мы не потратили ни копейки на продвижение приложений в сторах. Решающую роль сыграло правильное описание и «взрывной» рост каршеринга в Москве.

Сейчас в нашем агрегаторе присутствуют все российские каршеринги за исключением «Делимобиля» (который пришлось отключить), в том числе петербургский Colesa.com и сочинские Sharemobil и URentCar.

Монетизация

Разумеется, самый логичный способ монетизации агрегатора — получение комиссии с операторов за регистрацию новых клиентов, а также комиссия с аренд автомобилей, совершённых через агрегатор. И если с первым пунктом у нас уже есть положительный опыт сотрудничества с некоторыми операторами, то платить комиссию с каждого заказа операторы ещё не готовы.

Дело в том, что даже московский рынок каршеринга ещё далёк от насыщения. Сейчас в Москве суммарно находится около 2,5 тысяч автомобилей. При этом ёмкость рынка Москвы по оценкам от разных источников колеблется от 5 до 10 тысяч автомобилей.

Расчёт ёмкости рынка производят разными способами, например, исходя из площади и численности населения города и того факта, что свободные автомобили должны находиться не далее пяти минут ходьбы от пользователя, либо сравнительным методом. Для сравнения можно взять Берлин, в котором при населении 3,5 млн человек работает 2,5 тысячи каршеринговых автомобилей.

При таком положении дел сегодня московские каршеринговые операторы не испытывают проблем с притоком клиентов, при том что загрузка автомобилей очень высокая. Один автомобиль арендуется в день от пяти до восьми раз, при средней продолжительности аренды около сорока минут (по данным нашей собственной статистики, что хорошо согласуется с данными из открытых источников).

Сегодня каршеринги в Москве не конкурируют за клиента, а стараются захватить максимальную долю рынка путём наращивания автопарка. Такую же картину мы наблюдали, когда в Санкт-Петербург пришёл YouDrive. Число аренд местного каршеринга Colesa.com не уменьшилось, при том что YouDrive получил пропорциональное размеру автопарка число аренд в день по сравнению с численностью автопарка Colesa.com (по данным нашей собственной статистики). Зато после этого события оба каршеринга стали активно расширять зону аренды.

Что это означает для агрегатора каршерингов? Что в ближайшее время серьёзных доходов у агрегатора быть не может. Зато в перспективе нескольких лет, когда каршерингам станет тесно в Москве, роль агрегатора вырастет. Если, конечно, к тому моменту кто-то из участников не задавит конкурентов численностью автопарка.

«Яндекс» приходит в каршеринг

В кругах, знакомых с каршерингом, уже давно было мнение, что рано или поздно появится приложение «Яндекс.Каршеринг», или даже интегрированное приложение с «Яндекс.Транспортом».

Именно это и произошло. В начале мая в «Яндекс.Транспорте» появились промокоды для получения бонусов при регистрации в каршерингах, а уже 16 мая «Яндекс» анонсировал выход приложения «Яндекс.Каршеринг» на iOS.

Нет никаких сомнений, что приложение от «Яндекса» будет выполнено на высоком техническом уровне и получит богатую функциональность. Однако «Яндекс» признаёт, что на данном этапе речи о коммерческих отношениях с каршерингами пока нет. У компании достаточно ресурсов для того, чтобы просто застолбить место на будущее и занимать его столько, сколько потребуется. С другой стороны, операторы каршерингов рады сотрудничать с «Яндексом», так как для них это доступ к огромной аудитории.

Что это означает для нашего проекта? Сами по себе наши приложения никуда не денутся. Однако, скорее всего, новые пользователи будут предпочитать приложение от «Яндекса». Кроме того, со временем произойдёт значительный отток пользователей из нашего приложения, возможно, даже полный. Опыт наших конкурентов показывает, что разрыв по численности аудитории между лидером и приложением, занимающим второе место, даже не в разы, а на порядок.

Однако у нас есть шанс держаться на плаву, расширяя функциональность приложения и смещая акцент с «просто агрегатора» к сервису, основанному на каршеринге, создавая тем самым дополнительную ценность для пользователей, другими словами, сделать pivot. Для этого у нас достаточно свежих идей, которые генерируются с помощью ответа на вопрос «Чего хочет пользователь?»

Что означает приход «Яндекса» в каршеринг для самих операторов? Думаю, вопрос риторический, так как ответ у всех уже есть, так же как и ответ на вопрос «Сделает ли "Яндекс" агрегатор для каршеринга?».

Сначала все будут радоваться новым открывшимся возможностям, новым клиентам. Потом ловушка захлопнется, и у нас будет один удобный и недорогой каршеринг от «Яндекс», а бренды YouDrive, BelkaCar, Anytime, «Делимобиль» и другие мы будем видеть только случайно нажав кнопку «О программе». Конечно, это произойдёт не очень скоро, но «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Маркет» мы видим уже сегодня. Конечно, был и «Яндекс.Мастер», но время покажет.

Что дальше

В ближайшие два-три года произойдет насыщение рынка, и число автомобилей в Москве достигнет 6-8 тысяч. Дальнейший рост количества каршеринговых автомобилей будет связан прежде всего с изменением формата жизни людей в больших городах: владеть автомобилем станет очень дорого, для многих людей отпадет необходимость ездить каждый день на работу. Уже при пробеге менее 50 км в день вам выгоднее пользоваться каршерингом, а не владеть личным транспортом.

А вот широкого распространения электромобилей в Московском каршеринге ждать не стоит из-за высокой их стоимости и как следствия повышенния в два-три раза стоимости аренды, иначе не окупится. Срок жизни каршеринговых компаний мы оцениваем в 10-15 лет. Почему такой срок?

В 2019 году компания Mobileye совместно с крупнейшим поставщиком комплектующих для автомобилей Delphi представит платформу для производства автономных автомобилей, а в 2021 будет представлен первый полностью автономный автомобиль от BMW.

В последнем интервью на TED Элон Маск обещал полностью беспилотное вождение уже через два года: в основе беспилотных достижений Tesla и Volvo лежат решения от Mobileye. Кроме Mobileye свои беспилотные технологии активно разрабатывают компании Uber, Mercedes и другие. Российские компании Cognitive Technologies и «Яндекс» также заявляли о своих программах создания беспилотного автомобиля.

Еще через 5-10 лет инфраструктура и её информатизация в крупных городах достигнет такого уровня, что в ней смогут работать беспилотные автомобили.

Как только начнут появляться первые беспилотные компании, традиционный рынок каршеринговых компаний исчезнет, ведь беспилотный автомобиль может трудиться и днем и ночью, не останавливаясь ни на секунду. По нашим расчетам на основе статистики агрегатора, сервис беспилотных автомобилей с автопарком в 2-3 тысячи единиц будет так же эффективен, как все сервисы каршеринга в Москве на 10 тысяч автомобилей. Чтобы пользоваться беспилотным автомобилем не надо иметь права, быть трезвым или идти далеко пешком.

Сложно сказать, как будет выглядеть то приложение, с которого каждый пассажир городского транспорта будет начинать свой день через 10 лет, но скорее всего оно будет иметь мало общего с текущими агрегаторами.

0
11 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Даниил Восторгов

прикол в том, что это дешевле.

у меня всё

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ян Сухановский

В моих реалиях МСК - это выглядит так.
Ну как такси, так и каршерингом я считаю пользуюсь только в отсутствии пробок.
У меня есть много раз проверенный маршрут, правда данные немного неактуальны.
Условно: ул. Живописная - м.Марьино.
Дорога на каршеринге ночью без пробок занимает примерно 25-30 минут (+20 к разрешённой скорости). Итого получается 200-250 рублей.

Такси же у меня получалось 500-600. Но добавлю, что ездил до того как яндекс и убер ввели фикс, и посему таксисты тянули время как могли.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Davydov

Зачастую это дешевле, и за пределами центра удобнее.
В центр ездить действительно не удобно - можно долго кружить в поисках места и стоимость получится выше такси.

Второй плюс - отсутствие таксистов. Мне комфортнее без них.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Davydov

Не всегда, конечно. Но я начал пользоваться каршерингом еще с 2013 года, когда было 150 машин на всю Москву. Так что сейчас проблемы можно сказать нет :)

А еще мне очень нравится опция аренды на сутки. Удобнее и дешевле, чем классический прокат (не надо оформлять документы и бензин включен в стоимость). Взял машину и уехал за город на выходные.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Ну, мне за рулём больше нравится, чем не за рулём. Но не в своём, да ещё и солярисе - и правда, удовольствие сомнительное.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Сухановский

Тоже имел дело с каршеринговыми компаниями в качестве разработчика. Юдрайв - самые адекватные. После них Кар5. Затем идёт энитайм, с которыми у меня диалог не получился, но тут сам виноват. Последние - Делимобиль.
Их чудесная отмазка про защиту от врагов, поэтому только зарегистрированные пользователи должны видеть свободные автомобили - бред бредом.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Личная история. Относился равнодушно ко всем, т.к. не имею водительских прав и не стремлюсь их получать. Сегодня, Люблино/Марьино на пересечении Краснодарской улицы и Верхних Полей водитель Делимобиля не стал ждать, пока зеленый свет светофора для пешеходов прекратит гореть и поехал по зебре в момент пересечения дороги пешеходами с противоположных сторон. Это было около 14 часов или чуть позже. Там частенько такие наглецы бывают, особенно таксисты (ловил на похожем одного Яндекс Такси, но номер запомнить не удалось). В этот раз даже гастарбайтеры покрутили пальцем у виска и матернулись в сторону водителя. Вот и всё чем заканчиваются все инновации в России: что хочу - то и делаю, я на авто, а значит всегда прав.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Куликов

Интересно, за пределы мск и спб это благо цивилизации когда-нибудь распространится?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Slobodchikov

В Сочи, Анапе, на Ставрополье уже есть https://carsharing.urentcar.ru/

Вот так это работает: https://www.youtube.com/watch?v=qSefk1Ep8PY&feature=youtu.be&t=98

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Slobodchikov

Забыл! Промокод на 300 р. https://urentcar.cartrek.online/sign-up?promo=GQUT0F

Ответить
Развернуть ветку
Денис Иванов

За месяц активного передвижения по городу без личного авто воспользовался каршерингом 1 раз против 25-30 раз такси 7-8 раз метро, 2 раза МЦК. Хотя очень хотел. Для меня - конец истории.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда