Прогноз рыночной ситуации после слияния «Яндекс.Такси» и Uber Статьи редакции
У водителей останется выбор, перспективы партнёров туманны, пассажиры не заметят разницы — обзор от основателя «Доступного города» Олега Чанчикова.
Помните простую задачу: у Пети было три яблока, а у Васи четыре. Сколько всего яблок было у мальчиков?
Никто не спрашивает, откуда ребята взяли яблоки, насколько это легально, сколько ещё осталось и что они собираются с ними делать. Потому что задача в учебнике математики для начальной школы статична. Есть ровно те условия, которые озвучены, и ничего больше: ни сторожа в саду, ни диареи, ни следующего раза, когда у Пети будет уже десять яблок и порванные штаны.
Быть статичным в бизнесе невозможно. Даже если ты естественная монополия (например, метро), то зависишь от цен на автомобили и велосипеды или от расположения остановок наземного транспорта, или от места расположения нового бизнес-квартала, или от чего-нибудь еще. Например, от развития каршерингов и такси.
Моя компания — партнёр трех крупнейших онлайн-агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Gett, Uber). За последние две недели уже, кажется, все высказались о сделке «Яндекс.Такси» с Uber. Пришла моя очередь.
Могло ли этого не произойти
Нет, не могло. В большом «Яндексе» есть теория орбиталей, по которой живут технологичные рынки. Согласно этой теории, есть лидер рынка с долей около 60%, есть второй игрок с долей около 30% и все остальные игроки, которые суммарно обслуживают около 10% рынка.
По этой модели развивался рынок поиска в интернете в России, по ней же идут другие ИТ-отрасли. И онлайн-агрегаторы такси — не исключение.
С одной стороны, позиция Uber в России достаточно слабая: за три года работы компания не смогла стать крупным игроком где-либо за пределами столицы и нескольких городов-миллионников. Страновые риски же слишком высоки для того, чтобы их не учитывать и продолжать инвестировать в Россию.
Законопроект о том, что онлайн-агрегаторы такси обязаны хранить персональные данные пассажиров в России, — хороший маркер для оценки масштабов инвестиций в Россию, на которые готов Uber.
С другой стороны, уже полгода по рынку ходят слухи о том, что «Яндекс.Такси» хочет привлечь $150-200 млн инвестиций для развития бизнеса. Сделка с Uber помогла убить сразу трёх зайцев: убрать сильного конкурента, получить доступ на международный рынок и сделать шаг к инвестиционным возможностям Uber.
То есть, на мой взгляд, вопроса о возможности подобного слияния не стояло — оно должно было произойти. Вопрос — как и с кем. Ну, и в третьих: онлайн-агрегаторы существуют в России пять лет, и укрупнение — нормальный процесс. Вспомним хотя бы региональную экспансию МТС в начале 2000-х годов.
Могло ли случиться как-то иначе
Нет, не могло. «Яндекс.Такси» — дочерняя компания большого «Яндекса», который торгуется на NASDAQ, и это накладывает массу ограничений на вариативность поведения компании. Наверняка у неё не было шансов привлечь инвестиции у неназванных частных инвесторов.
То есть задачу привлечения денег «Яндекс» мог решить только через слияние с кем-то крупным и денежным либо через привлечение денег от венчуров. В первом варианте выбора практически нет: Gett, как ни крути, остается локальным игроком, работающим в нескольких странах, а крупные российские игроки слишком серы для сделки с публичной компанией.
Во втором варианте решается задача денег, но остается сильный конкурент и проблема выхода на зарубежные рынки. Для Uber вариантов было два: либо кого-то купить (ни «Яндекс», ни Gett, скорее всего, на это бы не пошли), либо кому-то продаться, тем более, что этот кейс компания уже отработала в Китае. Выходит, и для одной, и для другой компании слияние было оптимальным вариантом.
Что будет происходить на рынке такси дальше
Объединенная компания, безусловно, сконцентрируется на массовом рынке: огромный кусок пирога занимают традиционные таксопарки, не очень технологичные Fasten (RuTaxi, «Сатурн» и другие холдинговые структуры) и «Максим». Кажется, что в короткой перспективе основная борьба на рынке такси будет идти именно здесь.
Gett фактически оказался перед критическим выбором: либо уйти в какую-то нишу (собственно, что он и делает), либо пытаться конкурировать бюджетами «по-взрослому».
Что изменится для пассажиров
Ничего не изменится еще в течение лет пяти. Во-первых, давайте не забывать, что рынок такси значительно больше онлайн-агрегаторов, и они точно хотят откусить кусок пирога у традиционных такси и группы Fasten.
Во-вторых, давайте вспомним курс маркетинга: конкуренция бывает не только горизонтальной, но и вертикальной. Уже сейчас пользователям предлагают не идти пешком до метро, а поехать на такси всего за 99 рублей. Автолюбители и жители пригородов, уже в этом году настанет наша очередь выбирать: искать парковку в центре, ехать на электричке до метро или пользоваться такси.
В-третьих, появляются новые рынки. Например, каршеринг, который часто обходится дешевле такси. Это пример рынка, на который «Яндекс» уже зашел, начав агрегировать данные каршеринговых сервисов.
Что изменится для водителей такси
Пока существует Fasten и у водителя есть выбор, ничего страшного. Вряд ли кто-то из агрегаторов решится сделать условия для водителей еще хуже, чем в RuTaxi.
Будь я водителем, я бы боялся не того, что онлайн-агрегаторы убьют рынок такси (в смысле классических таксопарков), а того, что онлайн-агрегаторы убьют свою единственную альтернативу.
Что изменится для партнёров онлайн-агрегаторов
Признаться, этот вопрос волнует меня больше всего — на этом построен мой бизнес. И здесь перспективы сильно туманнее. На мой взгляд, в ближайшие полгода вряд ли что-то кардинально изменится. Процесс слияния займет у участников несколько месяцев, маловероятно, что за это время бизнес-модель успеет поменяться.
Однако интересно, что будет дальше. Наш рынок — это около 5-7% от общей стоимости заказов, проходящих через онлайн-агрегаторы. И чем больше агрегатор, тем лакомее выглядит кусок.
Законодательство в России таково, что приходится выбирать: ты работаешь полностью «вбелую», либо с водителями напрямую. Однако и законодательство меняется, и зубы точатся — в перспективе полутора лет мы, скорее всего, увидим, как роль партнёра сначала сведется к технической (принять платеж от агрегатора и распределить его водителям), а потом и вовсе станет ненужной.
Персонально для меня такой прогноз, конечно, не благоприятный. Но самое крутое для предпринимателя — строить бизнес, который кому-то нужен: клиентам, конкурентам или рынку. Следовательно, единственная верная стратегия — продолжать быть нужным.
в перспективе полутора лет мы, скорее всего, увидим, как роль партнёра сначала сведется к технической (принять платеж от агрегатора и распределить его водителям), а потом и вовсе станет ненужной.
А после придет ФНС и спросит за всю "обналичку" и валютные операции... а потом и к водителям-физикам нагрянут за НДФЛ
Маловероятно, что кто-то будет гоняться за физиками - скорее, законодательство допилят, чтобы эти 13% удерживались на стороне партнёра.
В этот момент как раз разница между легальным и нелегальным рынком почувствуется :(
Вообще то по законодательству, работодатель нанявший водителя обязан платить за физика НДФЛ, не важно сколько он зарабатывает. Поэтому Яндекс берёт 18% комиссии, туда входит 5% агентские и 13% НДФЛ. Те кто обещает меньше, сознательно идёт на преступление, и как водитель ты должен остерегаться таких мошенников.
Вы вообще слышите о чеи пишите??? Какие 13% берет Яндекс???
Уапжаемый, Вы кажется топиком ошиблись
Читай внимательно! 18% берет Яндекс из них 5% доход, 13% НДФЛ, по крайней мере у меня с Яндексом такие отношения, а если ты бомбила, то где твоё ИП?
Уважаемый, мы пока еше на ТЫ не переходили. Это, во-первых.
Во-вторых и последующих, Ваши отношения с Яндексом (точнее с парком-партнером Яндексом) мне ясны... Ибо во веки веков, Яндекс "продает" паркам заказы по ставке, не менее 10% (для регионов), для Москвы и Спб процент (комиссия) расчитывается по спец.формуле.
И наконец... Если Вы лично подключены через "подключашку", который берет с Вас, 13% якобы "НДФЛ", то вы и есть никчемный бомбила без ИП и статуса "Водитель такси"
Всего хорошего!!!
А тебе до уважения скакать и скакать. Себе не угодных в минус вводить, чтоб ответку не получить, папахивает ватой в голове снаряженной кастрюльнёй. Не нравится чьё то мнение, думаешь ты один прав в этом мире? Ошибаешься, дружок. Читай условия работы с Яндексом внимательно, там четко прописаны 5%. Я наемный работник, мне ИП не нужно, за меня у работодателя голова болит.
Вы говорите о вещах в которых даже не разобрались. Яндекс напрямую не подключает водителей. А делает это через фирмы прокладки и все безналичные платежи Яндекс переводит прокладке, а не физ лицу. Т.е. 13% тут просто неоткуда взяться. А вот у прокладки действительно случается головная боль с выплатами водителям и 13% налога. Но яндексу срать на это. Так как в этой цепочке яндекс-прокладка-водитель налоговым агентом является прокладка.
если нет ИП, то к НДФЛ прибавляются взносы в фонды.))
а если ип есть, то он д.енб. на упрощенке, т.к.если не на упрощенке, то НДС))))
Почему вы называете Яндекс, Гетт и Убер, крупнейшими онлайн-агрегаторами?
И Яндекс и Гетт принимают заказ по телефону через оператора и уже не являются только онлайн-агрегаторами. При этом по кол-ву заказов через приложения в тройку попадут Максим, Яндекс и Фастен.
Пора бы уже перестать пытаться описать рынок заказа такси через бизнес-модель онлайн-заказа от распиаренной тройки, тем более они сами уже вышли из этой модели.
А в какую "нишу" уходит Gett?
присоединяюсь
в нишу "не плюём на клиентов".
Гетт декларирует концентрацию не на массовом рынке, а на качестве - автомобилей, сервиса, etc.
Странная такая ниша "качество", но в любом случае: декларировать - еще не значит делать.
Очень нормальная ниша. И они это делают. Поэтому езжу с ними.
Почему он не пытается объединиться с Fasten и принести свои технологии?
Потому что Fasten работает по устаревшей схеме - 85 % заказов проходит по телефону. Там , где развит Fasten, Уберу делать нечего. К тому же Fasten уже сделал свой выбор, обьеденив RusTaxi и Сатурн
Это не устаревшая схема. По ней работают все (возможно кроме Убера, но он ушёл)
Я про Gett
Яндекс и Гетт принимают заказ по телефону через оператора
Подскажите, пжлста, номерочки.
Уж очень интересно...
Экспериментируют - да, AFAIK, но на уровне статпогрешности :)
Позвоните любому таксопарку-партнёру.
"в приложении Таксометр водители видят поток свободных заказов из нескольких источников. Свои заказы, оформляемые клиентами на сайте или через операторов Call-центра мы предлагаем водителя в одном приложении вместе с заказами Яндекс.Такси"
Где в этом предложении написано, что Яндекс.Такси принимает заказы по телефону, простите?
Если Вы тоже никогда не слышали о Фастен, РуТакси, Сатурн (как и я), возможно Вам поможет простая инфо-врезка
"Компания Rutaxi ... бренды Везет и Лидер,
Fasten, ... владелец Такси Сатурн и Ред Такси ...
http://infotaksi.ru/novoe-imya-v-rossijskoj-taksi-industrii-rutaxi-i-fasten-zayavili-ob-obedinenii/
А что за теория про 60 30 и 10 процентов рынка/? Тот же поиск не клеится где примерно пополам делят его гоша и Я
Про такси за 99 рублей тоже какая то шляапа - я за 40 рублей до метро на Я такси катаюсь. В общем статья какой то несуразный высер.
Почему мысли каких то идиотов появляются на vc? Реально же трешняк.
Сначала хотел плюсануть, потом понял, что вы не про себя.
Доля Яндекс поиска почти в 2 раза выше гугла, а 99 рублей в Москве. Делать вид, что для Питера Москвы не существуют - убожество высшей степени
Доля яндекса во сколько раз выше ???? https://vc.ru/n/yandex-search-liveinternet
https://radar.metrika.yandex/
это в 2 раза выше гугла =)))????
в мобильном сегменте у них вообще 40%
Господа, автору не интересно смотреть на ваши драки. Побольше умных мыслей, формул и выводов на основе бостонской матрицы и проч. и проч.
Хоть проверяйте факты то. А про 99 рублей я как раз и сказал, что не стоит по автору операться только на мск.
Обязательно в следующий раз зайду в Яндекс и уточню, до сих пор ли существует теория орбиталей и продолжает ли Волож-старший в нее верить. Потом зайду к вам и спрошу, сколько денег вы тратите на поездку до метро.
За сим откланиваюсь. Искренне ваш, идиот.
Яндекс проигрывает системой расчета поездки. Так про анализировав с час вбив один маршрут на расстояние около 40 км цена росла до значения 2085 рублей за поездку в одну сторону и падала до значения 653 рубля. При этом ситуация на дороге по сути не изменялась - более 80% маршрута зеленая, не более 5% красная и остальная незначительная часть желтая. Эксперимент проводился с 15:10 по мск до 16:10 мск. Вывод: непрозрачность цен яндекса не даёт ему форы перед другими участниками рынка такси, наоборот, делая анти рекламу яндекс-такси, он моментально умрёт, люди у нас не любят обман, а клеймо мошенника очень трудно смыть. Приглашаю инвесторов дополнить мой эксперемент на наличие комфорта на такие пики как 2085р и на отсутствие такового на пике 653р. Боюсь разницы не будет, а может даже наоборот получится, за 2000р приедет типа шаха, а за 650р Vesta или X-Ray.
И пожалуйста, уберите из чата водителей.