{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Б

Ох, отхвачу, конечно, минусов от местной быдлоты, но:
Автомобиль это 1,5-2 тонны повышенной опасности. Если Вы просто купили автомобиль и любуетесь им, то с Вас никакого спроса. Но как только Вы выезжаете на дороги общего пользования - Вы вступаете в особые отношения с окружающими - вся телеметрия (средняя скорость, максимальная скорость, маршрут, работа поворотников, перестроения) должна быть доступна органам правопорядка в режиме онлайн. То, что в цивилизованном мире называют "подключенным автомобилем", помимо всяких плюшек в виде умного регулирования траффика и обучения автономного управления следующих поколений, позволит полностью избавиться от нарушителей ПДД. А если не избавиться - то заставить понести полностью неотвратимое наказание.
Когда все научатся ездить по правилам, глядишь и беспилотное управления 5 уровня подоспеет

Ответить
Развернуть ветку
Не верь, что написано ниже

Плюсую. Каждый день провожу около 2-х часов за рулём, и хотя-бы раз в день встречаю неадекватов, которые создают, аварийные ситуации и нарушают пдд.
Если на машины будут ставить ПО, снижающее скорость - это будет самым лучшим решением для сохранения жизней людей.
И возникает вопрос: почему до сих пор не поставили гео-маяки на каждую машину и так, чтобы любая тачка "видела" бы любую другую машину и сбрасывала скорость, если что-то "пошло не так".
Плюс ко всему этому, такие "маяки" сразу бы приобрели пешеходы для своей безопасности.
А ещё хорошим подспорьем будет, когда будут ставить алкотестеры - сел, дыхнул и поехал. Или не поехал, а пошёл пешком))

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Развитый Валера

Ты только что зачем то обозвал всех кто здесь сидит, быдлом.
Знаешь кем это делает тебя? )))

Никогда не бойся отхватить минус за собственное мнение

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Leo Uvarov

лови минус за оскорбления почтенных посетителей данного ресурса!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков

У каждого дома есть кухонный нож, вилка что потенциально может стать орудием убийства, предлагаю в каждую квартиру поставить камеру и датчики. Камон, я не за нарушителей, против езды пьяным за рулем но в крайности вдаваться не надо, а то можно еще каждого кастрировать при рождении, а то каждый же может наделать детей, стать неблагополучной семье и вырастить социального опасного индивидума.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Может сначала сделать имеющиеся штрафы неотвратимыми? А то в новостях регулярно: "200-300-700 неоплаченных штрафов"?
У нас до сих пор скоростной лимит +19км/ч не штрафуемый (79км/ч в городе - вы серьёзно, да?), а превышение скорости до 100км/ч в городе будет стоить вам две чашки кофе (250р), если вы оплатите его в первые две недели вроде был.

Могу продолжать дальше. Почему-то, когда начали ловить и активно штрафовать людей не пропускающих пешеходов - проблема вежливости водителей решилась меньше чем за пол-года, хотя до этого она существовала долго.

Почему-то штрафы за парковку на газонах появились давно, а активно за это взялись только сейчас (не в Москве).

И так далее.

Кстати, в Москве, когда наш солнцеликий президент приезжает в кремль, gps сходит с ума рядом с кремлём, "перемещая" людей в Шеременьево, вроде бы. <sarcasm>За перемещение со скоростью света - права невезучим будут сразу отбирать? </sarcasm>

Ответить
Развернуть ветку
Константин SDR

А как там с людьми? Они ведь на улицах куда более опасны.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Поставил вам минус от быдлоты за быдлоту. 
Я понимаю, что рабам без палки никак. Вам наверное сложно представить, что можно решать проблемы не только тотальным контролем и кнутом. Но таки есть способы сократить аварийность на дорогах и без подобных решений. Более того они уже проверены и отлично работают в других странах.
Они правда стоят дорого и внедрять их долго. Но зато они устраивают не только тех у кого рабская ментальность. 
Для понимания, я не хочу, чтобы в России было также, как в Сингапуре. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий М

Ты просто фашист, это не нормально, но так бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В этой мысли было бы зерно истины, если бы люди были уверены, что государство это они. У нас люди уверены, что государство это несменяемые дяди которые тебя имеют каждый день в хвост и гриву.
Помогать им делать это качественнее мало кому захочется. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шляпошников

Ну или хотя бы постепенно подключать новые авто и мониторить критические неисправности авто

Ответить
Развернуть ветку
Денис Егоров

Это правильнее называть V2X, vehicle to infrastructure. 

Ответить
Развернуть ветку
animegravitation

зачем онлайн? для чего? чтобы перегружать сети?

Ответить
Развернуть ветку
Развитый Валера

В этой фразе прекрасно всё!

передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства
Ответить
Развернуть ветку
Жалкий чувак

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Саша Белов

Начнем с того что через пару дней уже будет доступ к данной базе через даркнет. Ваш образ жизни, точки притяжения, все места где бываете, и хотели бы быть инкогнито (например приехали к любовнице). Либо какие то важные встречи или переговоры с важными людьми которые ну скажем так должны остаться втайне. Продолжать можно бесконечно долго список дискредитирующих данных которые можно будет получить о вас.
Ну и самое страшное на последок имея такие данные, протоколы связи с автомобилем, Вас можно будет легко и просто убить, Убийцу никогда не найдут, да скажут нелепая случайность, ведь вы просто случайно вьехали в дерево или столб,  а вся телеметрия в авто будет говорить о том что, да это нелепая случайность. Ведь тот человек который вас убил легким движением руки сперва дернет руль в столб, а потом отредактирует данные телеметрии что это случайность, вы отвлеклись на телефон и врезались. Ну и чтоб вы гарантировано сдохли прибавит газу ведь педаль электроная, и заблокирует двери чтоб вы точно не вылезли если не помрете, дак сгорите в тачке заживо. ВООООТ КАК КЛАССНО ДА? 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pushin

Что курил?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vsevolod Cherepanov

Про последнее и самое страшное. А разве так и сейчас нельзя сделать? Ну не телеметрия, а наша доблесная скажет, что это была случайность, в чем разница? Заблокированные двери тоже меня не сильно напугали, во время аварии двери и чисто механически могут быть заблокированы.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Слишком сложно и много рисков. Еще скажите что будут с дрона лазерным лучом облучать, пока человек на заболеет и не умрет))
Гораздо проще человека придушить, а эксперт на вскрытии напишет что проблемы с сердцем или тромб оторвался.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ермушко

Они там уже все методички прочитали и принялись за Оруэлла?! Просто жесть, учитывая качество диджитал инфраструктуры в России. Создаётся студентами, обслуживается даунами и мониторится товарищем майором в режиме 24/7. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Забыли добавить - не применяется к чиновникам, продаётся дёшево.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Дижитал инфраструктура у налоговиков такая, что западные спецы охренели. Хотя это легко объяснимо - когда дело касается сбора дани, можно и постараться.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Да как вы заипали со своим Оруэллом! Зайди в любую тему, там каждому вчерашнему школьнику мерещатся Оруэлл, потому как кроме Оруэлла ничего в жизни своей не читал и не планирует.
Иди скорей купи резиновую уточку, она защищает от 5G. Так Оруэлл писал в «скотном дворе».

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
alice fox

Очень перспективная тема...    А давайте сделаем следующий шаг по  дороге в ад - "подключенный телевизор". Кроме микрофона и камеры, снабдим его кучкой дополнительных датчиков, позволяющих мониторить все, что происходит в квартире. Ну, ради безопастности же....

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Оруэлл писал предупреждение, а не руководство.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexandre Svergoun

А я предлагаю в качестве пилотного проекта поставить такую систему всем чиновникам и депутатам на пару лет. А потом пусть решают ,нужен такой закон или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Литвинов

сколько штрафов настригут за превышение скорости по телеметрии сразу...

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Sniper

Разве Яндекс еще все интересное про автомобилистов знает при помощи приложения Навигатор? А что там у вас в машине работает и каков расход топлива на 100 км это товарищу майору и не нужно. Спеслужбы и так умеют удаленно и скрыто включать микрофоны и камеры на наших смартфонах. Проект больше смахивает на желание распилить бюджеты.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Не у всех есть приложения яндекса. Да и включение камеры/микрофона - скорее миф.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Линейный волк

Оооочень 'скользкая' тема 

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Большой брат любит вас

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

<sarcasm> Но странною любовью. </sarcasm>

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 71 комментарий
null