Прокатимся на тренде: успехи электросамокатов в России Статьи редакции

Комментарии представителей YouDrive, «Делимобиля», «Яндекс.Маркета» и магазинов.

Фото ebike-base.com

В 2017 году мировой рынок электросамокатов оценили в $630 млн — он составил 8% от всего рынка двухколёсного электротранспорта без учета электробайков. Но согласно прогнозам, доля электросамокатов к 2024 году вырастет до 14,5%.

Есть несколько причин роста популярности:

  • Мобильность. Электрическая версия самоката слабо отличается от обычной — немного больше габариты и вес. Электросамокат допускается к провозу в наземном транспорте и метро, с ним можно перемещаться на лифтах и переносить на руках.
  • Мощность. Электросамокаты могут развивать скорость до 40-50 км/ч.
  • Дорожные условия и качество общественного транспорта.В Китае и США общественный транспорт становится неудобным из-за увеличения пассажиропотока — жители постепенно отказываются от него и личных автомобилей, заменив их на электрический двухколесный транспорт.
  • Экология. В развитых странах создают условия для роста электротранспорта: автомобилей, скутеров, самокатов. К примеру, на Тайване запрещён двухколесный транспорт, работающий на топливе, а за «экологически чистую» машину в некоторых странах возвращают часть стоимости.
  • Улучшение качества и времени работы, снижение стоимости электротранспорта.
  • Развитие шеринговых сервисов.

Двухколёсный Uber Санта-Моники

Компания Bird начала работу в 2017 году в Санта-Монике. За аренду электросамоката нужно заплатить $1, а затем доплачивать 15 центов за каждую пройденную милю (1,6 км). За первые пять месяцев число пользователей выросло до 50 тысяч, совершивших 250 тысяч поездок. Инвестиции вложили в расширение сети — весной 2018 года сервис открылся в Сан-Франциско и Остине. С помощью инвестиций фонда Sequoia Capital Bird поднял капитализацию до $1 млрд.

Фото Quartz

Аренда электросамокатов развивается и растёт. В начале 2018 года у Bird появились конкуренты: сервисы из Сан-Франциско Spin и Limebike, получившие $335 млн (большая часть инвестиций от Google Ventures) закупили электросамокаты и предлагают аренду с похожими условиями.

До августа 2019 года пять компаний в Сан-Франциско получат разрешение на услуги шеринга. В течение полугода общее число самокатов у всех фирм не должно превышать 1250, а если граждане не будут жаловаться, то возможно увеличение до 2500 самокатов.

В Азии аренда тоже пользуется спросом: с ноября 2016 года в Сингапуре запустился Telepod, к которому присоединился PopScoot и другие конкуренты. В Китае с марта 2017 года заработал сингапурский Innomake.

Samocat Sharing

Первый российский стартап по прокату самокатов появился осенью 2015 года. Предприниматель Василий Быков вложил $100 тысяч собственных средств в открытие Samocat Sharing. Вначале сервис предлагал только обычные самокаты — электрические были слишком ненадёжными и громоздкими.

По этой же причине зарубежные стартапы появились позже: новые модели электросамокатов от Ninebot и Xiaomi вышли только в конце 2016 года. Устройства снизили вес до приемлемого и получили объёмную батарею на 25-30 км хода.

Samocat Sharing открыл пять станций в Москве и семь в Финляндии: российский пользователь платит 2 рубля в минуту в течение первого часа, в последующие часы 1 рубль. За 500 рублей можно кататься круглосуточно. В Финляндии 30 минут стоят €2, но поездки до 10 минут бесплатные.

Samocat Sharing

Быкову удалось заинтересовать инвесторов: он привлёк около $1,5 млн от BMW, Фонда Бортника, URBAN-X и SOSV. Деньги вложил в увеличение числа самокатов и станций: до конца 2018 года планируется открыть 40 станций в Москве, а в Хельсинки — 50. Кроме 400 обычных самокатов в Samocat Sharing появится 100 электрических. Ведутся переговоры о запуске сервиса во Франции и Испании.

В 2016 году Быков пробовал заключить партнёрство с сервисами каршеринга «Делимобиль» и YouDrive, но им электросамокаты ещё не были интересны.

Запуск YouDrive Lite и «Делисамокат»

В мае 2018 года практически одновременно «Делимобиль» и YouDrive запустили собственные сервисы аренды электросамокатов — «Делисамокат» и YouDrive Lite.

По мнению гендиректора «Делимобиля» Леонида Сысоева, городские электросамокаты отлично подходят концепции «последней мили», предложенной департаментом транспорта Москвы. Она заключается в том, что от метро до дома жители должны добираться не на автомобиле, а на малогабаритном транспорте, который не нуждается в парковочном месте и не создает пробок в час пик.

Кроме того, электросамокаты лучше велосипедов подходят для поездки от дома до работы и обратно: они не требуют от владельца серьёзной физической силы и подходящей одежды. В будние дни больше всего самокатов берут в обеденное время и вечером — с 17:00 до 23:00. На выходных спрос высокий весь день.

В следующем году «Делисамокат» потратит €19 млн на развитие шерингового сервиса, в планах запуститься в семи городах. Общее число самокатов в сервисе должно увеличиться до 16 тысяч.

За первый месяц зарегистрировалось более 70 тысяч пользователей, а количество поездок приблизилось к 20 тысячам. Сервис пришелся по душе не только москвичам, но и гостям столицы, включая иностранных болельщиков.

Во время чемпионата мира по футболу в сервисе резко увеличилось число регистраций иностранных пользователей. На сегодняшний день это 620 человек. При этом самыми активными клиентами «Делисамоката» стали фанаты из Германии, Аргентины и Мексики.

Леонид Сысоев, генеральный директор «Делимобиля»

Генеральный директор YouDrive Борис Голиков считает, что пункты выдачи снижают мобильность: нужно позволять брать и оставлять электросамокат там, где он понадобился. Модель их сервиса похожа на Bird: оставить самокат можно на любой парковке велосипедов, предварительно сделав фотографию места для следующего пользователя.

В Санта-Монике и Сан-Франциско отсутствие станций выдачи не способствовало удобству. Жители городов оставляли электросамокаты на тротуарах, скамейках, проезжей части, из-за чего люди получали травмы, спотыкаясь о самокаты.

Власти городов решили проблему: за каждый брошенный самокат компания-владелец штрафовалась на $100.

Голиков утверждает, что уже сейчас сервис приносит прибыль: компания зарабатывает на сдаче в аренду больше, чем тратит на обслуживание техники.

За первый месяц в YouDrive Lite было совершено 12 тысяч поездок, среднее время которых составило 25 минут. Стоимость одной минуты — 5 рублей. Сейчас YouDrive Lite предлагает 200 самокатов Ninebot ES1, планируется дальше увеличивать их число — спрос на самокаты оказался выше ожидаемого.

Наши самокаты не бросают в неположенных местах. Система устроена так, что для завершения аренды необходимо отсканировать QR-код, который есть на доступных парковках. Без этого завершить аренду просто невозможно.

За месяц работы сервиса не было ни одной механической поломки. Случались сбои в электронике, но их быстро исправляли наши техники, либо самокат снимался с линии на время, и его ремонтировали в мастерской.

Борис Голиков, генеральный директор YouDrive

Что говорит розница

При выборе самоката для покупки всё больше жителей крупных городов предпочитают рассматривать электрический вариант. По данным «Яндекс.Маркета», если в 2016 году 89% пользовательских запросов приходились на обычные самокаты, то летом 2018 года показатель снизился до 61% — 39% покупателей выбрали электрическую модель.

Самые популярные электросамокаты на «Яндекс.Маркете» за июнь 2018 года:

Xiaomi Mijia Electric Scooter

Интерес к электросамокатам подтверждается запросами в Google: по статистике Google Trends, число запросов «электросамокат» за 2018 год в два раза выше, чем в 2017 году.

Категорийный менеджер фирменного магазина Xiaomi «Румиком» Кирилл Когут рассказал vc.ru, что в 2018 году около 80% всех покупок электротранспорта пришлось на электросамокаты, в частности, Xiaomi Mijia M365.

По его словам, этому способствовало то, что множество магазинов электротранспорта и спортивного снаряжения включили электросамокаты в свой ассортимент. Благоприятное влияние на популярность самокатов оказала погода — большинство людей покупают их в солнечные дни.

С Когутом соглашаются руководитель отдела маркетинга и рекламы сети магазинов Eltreco Анастасия Горецкая и руководитель магазина Volt Age Юлия Юрина. Например, в Eltreco наблюдается трехкратный рост продаж электросамокатов по сравнению с сезоном 2017 года.

Какой самокат выбирают покупатели

По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», самый популярный бренд среди всех видов самокатов — Xiaomi: около 14% посетителей сервиса хотят купить устройство китайского производителя. Второе место у Tech Team — 12,5% запросов. В пятерку также входят Ninebot, Razor и Novatrack.

Покупатели стараются выбирать надёжные, легкие и прочные электросамокаты, жертвуя дополнительными функциями: амортизатор и ручной тормоз оказались лишними для 65% покупателей.

Почти 50% всех запросов в «Яндекс.Маркете» пришлось на самокаты из алюминиевого сплава с колёсами из полиуретана — у них лёгкая рама и прочные колёса, которые не сдуваются и не прокалываются, как резиновые. Самокаты с надувными резиновыми колесами составляют лишь 25% запросов.

Так как самокаты можно провозить в общественном транспорте, 67% покупателей выбирают складной вариант. 52% покупателей стараются выбрать модель до 12 кг.

Российский климат не отпугивает покупателей и сервисы: несмотря на очевидную сезонность, интерес к электротранспорту продолжает расти.

Представители «Делисамоката» и YouDrive Lite уверены, что в ближайшее время появятся новые сервисы аренды электросамокатов, а себестоимость транспорта снизится. Оба сервиса будут предлагать услуги до октября, пока не выпадет первый снег.

Представители розничных магазинов видят желание покупателей сменить передвижение на общественном транспорте на электросамокат. На спрос и популярность электросамокатов влияют сервисы аренды, постепенное снижение стоимости покупки и улучшение технических характеристик в новых моделях.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

Самокат (обычный) - довольно травматичная штука, банально при переноске он все время норовит долбануть углом платформы по щиколотке (и ему это время от времени удаётся). При езде, даже на небольшой скорости возможности маневрирования (и торможения) довольно сильно ограничены. При внезапном изменении обстановки (в отличие от велика) водитель самоката успевает только сказать ой - а вот мгновенно остановиться (невозможно) или объехать препяствие (почти невозможно, колесики маленькие, лосиный тест не выйдет).
 
Мотоциклистов называют "хрустами" - потому что легкий или тяжелый байк - это все равно отстутствие "капсулы безопасности", которую представляет из себя кузов + салон современного автомобиля.
Велосипедист _продолжительное_ время обычно едет с не очень высокой скоростью, чуть быстрее бегущего человека. На велике мощные тормоза (правда, проскальзывающие в мокрую погоду), и большие колеса (можно объехать препятствие, въехать/съехать на поребрик, много чего можно, даже без подготовки, управляя велосипедом с помощью рук/ног и веса собственного тела).
  
А вот едущие на самокатах по тротуарам сотни людей ... или те же сотни, с железками в 15-20 кг в руках, заполнившие общественный транспорт - мне не кажутся очень безопасным, в долгосрочной перспективе, решением проблемы пробок. Если только одновременно разрешить короткоствол, чтобы все стали вдруг предельно внимательными и вежливыми к друг другу :)

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

поддерживаю про короткоствол. Заодно и проблема велосипедистов решится. Да и вообще много проблем

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Сергей Токарев

привет, я самокатист с опытом. Обычный, не электро
со всем почти согласен

мгновенно остановиться реально - нажимай на тормоз и самокат останавливается. У него масса меньше и инерция меньше, тормозной путь короче. Другое дело, что самокат по этой же причине чаще попадает в такие ситуации, куда человек на громоздкой технике вообще не поедет - но это уже другой акцент

по переноске - абсолютно верное замечание
при переноске самокат лучше всего складывать, как трость, но если модель неудобно складывается, то лучше нести его не за ручки, а перехватывать ближе к переднему колесу - тогда он не будет болтаться и бить по щиколотке. Такая переноска менее удобна, чем в сложенном состоянии, но переносить разложенный самокат за ручки - вообще безблагодатная тема

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Igor Erokhin
А вот едущие на самокатах по тротуарам сотни людей ... или те же сотни, с железками в 15-20 кг в руках,

Это верно. Поэтому самокаты должны быть на велодорожках. И сами велодорожки должны быть на правой части каждой крупной дороги.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Denis Kiselev

Мне кажется перспективным такой городской электротранспорт в летнее время. со многим согласен, думаю тут так: в общественный транспорт сотни людей пускать, конечно, с самокатами (особенно с более громоздкими электро) не стоит - шеринг самокатов тут уместен: типа, у выхода станции метро берешь - бросаешь рядом с точкой конечного маршрута.

Начет едущих на самокатах по тротуарам - это проблема. Или скорость и мощность ограничивать надо - так как ребенку быть сбитым дядей на 30кмч опасно может быть. Или зону для самокатов на тротуарах выделять надо - типа велодорожки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Медведев

подождём зимы )))

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Джордж Мартин одобряет это!

Ответить
Развернуть ветку
Sofrus

“По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», самый популярный бренд среди электросамокатов — Xiaomi: около 14% посетителей сервиса хотят купить устройство китайского производителя. Второе место у Tech Team — 12,5% запросов”

Аналитики от бога. Ни на маркете ни на сайте Tech Team нет упоминаний электросамокатов.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин
Автор

Рустам, спасибо. Это данные по всем видам самокатов, обновил информацию в тексте.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Serge Nekoval

Сан-Франциско это понятно, а в стране вечной зимы что делают электросамокаты? Вообще интересно, как этот бизнес работает, их зимой выкидывают/продают?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеев

Технику законсервировать на складах можно, а вот с персоналом как быть?

Ответить
Развернуть ветку
Arty Shatilov
Наши самокаты не бросают в неположенных местах. Система устроена так, что для завершения аренды необходимо отсканировать QR-код, который есть на доступных парковках. Без этого завершить аренду просто невозможно.

В чём проблема сфотографировать один раз QR на доступной парковке, распечатать на бумажке, и потом «завершать поездку» в любом удобном месте? :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Четвергов

Надо бы сначала ввести запрет на передвижение электросамокатов по тротуару, да и вообще в ПДД оформить их аналогично велосипедам.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

На самом деле на тротуарах их пока мало, но уже напрягают: причина простая - люди при пешем шаге идут примерно с одинаковой скоростью. Поэтому при перестроении мы не оглядываемся, но когда на одном тротуаре один идет 5 км.час, а сбоку едет 15 км в час - ситуация резко меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Табасов

На первой пичке ниче такой концепт мини купера

До продаж не дойдёт наверное и слабенький

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Maxim Yazykov

Я вот чего не понимаю, почему стоимость проката самоката равна стоимости проката автомобиля??
Яндекс, вроде, свои тачки как раз от 5 ₽/мин предлагает

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Почему нет, если берут?

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Вопрос спроса. Авто - это транспорт, а самокат - развлекуха.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Serge Arsentiev

Скутеры, это как-то мелко для Москвы, "при Лужкове такого не было" (с) УП
"В Израиле показали дрон-вертолет для эвакуации раненых с поля боя"
http://www.thetower.org/5500-israel-aerospace-industries-develops-pilotless-drone-to-evacuate-wounded-soldiers/

Вот это размах. Закупить 100 000* таких дронов, разметить для них на крышах домов (а лучше ТЦ) у метро посадочные гнезда, запустить Yandex.Такси на всё это дело. Конечно, с ФСО придется безопасные коридоры пролета согласовывать и жестко прошивать возможные маршруты, но это как раз будет с московским размахом. А не самокаты какие-то китайские ...
* скидка хорошая именно от 100 000 штук, я узнавал. Плюс еще дарят 10 ночей на двоих в Эйлате, но это бонусом, если контракт подпишем

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

собянинская плитка в частности и отвратительное качество тротуаров в целом убило для меня самокат как транспорт

а так перемещался на xootr mg black пару лет

Ответить
Развернуть ветку
Василий Васильев

бери колесо) ему пофиг

Ответить
Развернуть ветку
Вася Александрович

Имею самокат Xiaomi уже больше года - доволен аки слон. Удовольствия доставляет море, особенно на ровных дорогах (велодорожках).

Ответить
Развернуть ветку
Tred Lacmonde

Все без исключения электросамокаты являются бесполезным ломучим хламом - пустой тратой денег. Моноколесо - лучший персональный транспорт для города. Большинство слишком ленивы и жадны чтобы оценить абсолютное преимущество моноколеса! Я СКАЗАЛ! Мнения каждого кто не овладел моноколесом - умножаю на ноль!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владлен Исамбаев

Разве что в москве и может питере, все остальное точно нет, не тот рынок

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеев

Разве что в москве и может питере....да и то только летом

Ответить
Развернуть ветку
Irek Khabibullin

Как так вышло, что цена за базовую модель Ninebot es1 выше чем цена на es2?

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Ниже, тс что-то курил

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Skuter77

Электросамокат (да и электротранспорт в целом) хорошая вещь.

Даже в перенаселенном Китае потихоньку люди переходят с бензиновых движков на электро.
Во первых, почти бесплатно.

Во вторых, звука меньше, не бьет по мозгам.

В третьих, опять же экология.

В прошлом году заметили, что обычных бензиновых электроскутеров стало меньше, а электрических и электросамокатов - больше.

В этом году их будет еще больше.

Тоже самое - в США, Европе, России, Израиле, Турции и др странах.

Потому, правительства этих стран вынуждены в скором времени принять новые законы для регулировки.

Думаю, в Германии могут даже пойти на то, чтобы доплачивать(или сделать бесплатным электричество) владельцам электросамокатов и электровелосипедов, они в плане экологии номер 1.
Тоже самое, у скандинавов.

У США и России же культ авто, потому автомобильные лобби будут сопротивляться, так как электрофикация транспорта(перефразирую тов. Ленина) грозит для них потерей денег.

Кстати, и крупнейшие автомобильные компании уже начинают выпускать электромобили.

В этом году мы были в шоке, когда увидели, что молодые девушки стали покупать себе электросамокаты.

Кто брал легкие карбоновые Jack Hot(по 8 кг) - https://skuter77.ru/elektrosamokaty/jackhot-ejack-c-10-4-mah-carbon-black-electric-scooter

а кто потяжелее Xiaomi Mijia M 365(12,5 кг) - https://skuter77.ru/elektrosamokaty/elektrosamokat-xiaomi-black

и все как один говорили, что у них есть машина, но на работу ехать на электросамокате удобнее, так как на близкие расстояния - 2-10 км - электросамокат - идеальное средство передвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Гурченко

Так какой самокат в итоге брать? И во время дождя норм кататься?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

во время дождя вообще не рекомендуют ездить, тормозов нет

Ответить
Развернуть ветку
Василий Васильев

Сильно поддержку позицию про моноколесо. Между ним и самокатом примерно такая же разница как между самокатом и пешком.
Колесо:
1) Мобильное! Оно легко берется в общественный транспорт (достаточно просто поставить между ног). Даже в час пик не сложнее чем спортивная сумка.
2) Лучше проходимость и маневренность. Гоняли с самокатчиками, там где им нужно слезать с самоката чтобы спуститься с бордюра - колесо легко спрыгнет, так же колесо маневреннее в толпе людей.
3) Если почти село - можно просто катить, помогает моторчик. Пандусы не проблема. По некоторым можно даже скатываться не слезая. Электросамокаты накатом едут очень туго.
4) Ну и за ту же стоимость (хорошее колесо обойдется в 50+ тыщ рублей) колесо проедет дальше и быстрее.

Но колес пока не так много ибо люди слишком ленивы, чтобы освоить этот транспорт (надо потратить в среднем 1-2 суток). И сложно решиться на покупки штуки, на которой ты пока не умеешь кататься.
И масс прокаты колес вангую не скоро появятся.

В итоге катался год на Mijia, один бобик сдох (сгорела электроника, поменяли), у второго лопались камеры (3 раза спустили, потом продал). Короче если вам не нужны постоянные проблемы не берите этот самокат. Не верите мне - почитайте форумы, которые завалены способами ремонта. Колесо ломается куда реже (мои колеса тьфу пока ни разу).

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда