YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться
Основатели и сотрудники каршеринга YouDrive рассказывают, как создавался популярный сервис.
Этим летом одному из лидеров и первооткрывателей российского каршеринга, YouDrive, исполнилось три года. Для рынка, который в нашей стране только формируется, это большой срок. Сегодня в приложении YouDrive доступно уже более 2500 машин. Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
С чего все начиналось
Идея поменять представление соотечественников о передвижении по мегаполису пришла Борису Голикову, нынешнему генеральному директору компании, когда обычный горожанин и вовсе не понимал, что значит это модное слово «каршеринг». Борис поделился идеей с давним партнером Андреем Куприковым (ныне директором по развитию бизнеса YouDrive), который не сразу понял, о чём идёт речь — и перепутал каршеринг с райдшерингом. Разобравшись, что к чему, Андрей оценил не только замысел, но и заложенные в него перспективы роста — ведь бурно развивающийся за рубежом рынок в столице находился в зачаточном состоянии. Для запуска проекта требовалось финансирование. Было принято решение найти фаундера, а не просто инвестора. Это было необходимо для того, чтобы не возникало тупиковых ситуаций при принятии управленческих решений, когда один — против, другой — за, и непонятно, как поступить. В итоге в команде появился Алексей Нурдинов, операционный директор. Ему, кстати, принадлежит идея добавить в автопарк YouDrive электрокары.
Фаундеры стали изучать западный опыт, разрабатывать бизнес-план. Бенчмарками стали популярные сервисы: американский Zipcar и два немецких — Car2go и DriveNow (обе компании принадлежат автомобильным концернам). Первым делом были выявлены слабые места западных схем каршеринга. Zipcar, например, можно брать и оставлять только в конкретных пунктах проката. Car2go работал тогда по карточкам-ключам, регистрация же проходила в офисах компании. Создатели YouDrive решили максимально упростить услугу.
Первыми машинами, появившимися в каршеринге YouDrive, стали 10 автомобилей марки Skoda, которые были куплены на деньги фаундеров. “Леша предлагал сразу смотреть в сторону электромобилей, всего такого футуристичного, — вспоминает Андрей Куприков. — Он неплохо разбирается во всяких моделях, характеристиках и прочем. Но мы, на тот момент, его от всего этого отговорили и решили запустить 10 привычных бензиновых машин. На это хватало денег”.
Следующим этапом стала разработка приложения. Серверную часть написал Андрей, для остального наняли разработчиков-фрилансеров. Первое время в команде разработки не было даже дизайнера — банально не хватило денег. В общем, все, что было, — это машины и приложение. Не было ни офиса, ни колл-центра — ничего. На звонки пользователей фаундеры отвечали самостоятельно по общему городскому номеру, который переадресовывал звонки на их мобильные. Клиенты звонили по ночам: то машина не открывается, то не закрывается, то стоит не там, где должна. В приложении было видно, что из 10 машин доступно только 9 — о, значит, кто-то поехал! После этого, нужно было зайти в базу клиентов, посмотреть, кто зарегистрировался, кто сейчас арендует машину.
Кирилл Курашев, нынешний директор по маркетингу YouDrive, был одним из первых пользователей сервиса. Он поделился своей историей знакомства с сервисом в роли одного из первых клиентов. Тогда, в далёком 2015-м, Кирилл работал в крупном банке и вовсе не подозревал, что в результате окажется сотрудником этого каршеринга. Друзья прислали статью на VC.ru, где Борис и коллеги представляли свету YouDrive — Кирилл тогда уже попробовал услуги другого московского каршеринга и активно рассказывал об этом всем друзьям. Уже тогда в YouDrive можно было оставлять машины на платных парковках, в то время как для автомобилей конкурента нужно было искать бесплатные места.
И правда, в начале лета 2015 года не было никакой поддержки каршеринга городскими властями — ни оранжевой оклейки, ни интеграции в структуру московского транспорта, ни льгот на платные парковки.
В первое время работы сервиса стало понятно, что у этой услуги большое будущее. Впрочем, было выявлено и множество недочетов, от которых предстояло избавиться прежде, чем начать масштабирование бизнеса.
Исправлять ошибки было бы сложнее, если бы машин в парке YouDrive было больше. Например, первые же дожди выявили проблему: машины попросту глохли. Сначала очень долго искали, где проблема: лили воду на машины, пытались понять, в чем дело. Может, это конденсат? Выяснилось, что проблема была в работающих дворниках и бортовой сети автомобиля, и техники стали придумывать, как это исправить.
Про автопарк, конкурентов и решение проблем
Осенью 2015 года удалось привлечь крупного партнера — Панавто и, в парке YouDrive в тестовом режиме начали работать 100 автомобилей Smart. Успех был очевиден.
В это же время запустился и Делимобиль — и вместе с ним началось активное развитие интереса к каршерингу со стороны городских властей. Тогда же появилась узнаваемая оранжевая оклейка «Московский каршеринг», а следом все операторы рынка получили льготы на парковку. Потом на рынок вышла Belka с крутым, продуманным приложением, тогда команда YouDrive пришла к выводу, что их приложение сильно отстает. Это было неожиданно и компания была не готова к тому, что каршеринговый сервис, только что пришедший на рынок, сможет так легко сместить YouDrive с позиции лидера. Это стало толчком к развитию. Было принято решение нанять программистов, дизайнера, которые смогут переделать приложение.
Параллельно с масштабированием бизнеса встал вопрос о заправке и техническом обслуживании автомобилей. Так родился проект Pump - сервис мобильной заправки. Сейчас автомобили заправляются “в полете”: сотрудники Pump дистанционно следят за уровнем топлива в машинах и выезжают к тем из них, в которых бензин кончается. Аналогичным образом происходит ремонт и мойка машин.
Так произошло, например, с online регистрацией. Изначально пользователь регистрировался с помощью приложения, но договор ему доставлял курьер. С ростом популярности сервиса стало ясно — это слишком дорого. И тогда YouDrive первыми на рынке ввели полную online-регистрацию через приложение без физической копии договора. Вообще, многое из того, что сейчас считается стандартом для каршеринга, было придумано в YouDrive именно с целью оптимизации расходов и создания более технологичного сервиса. К таким нововведениям можно отнести и мобильную заправку, и рейтинговую систему для пользователей, и селфи-проверку перед поездкой.
Спустя год после начала работы сервиса, к команде YouDrive обратился сочинский каршеринг UrentCar. Возникла идея объединить базы двух сервисов. Сочи любимы москвичами, город нуждается в них. При этом многие столичные жители посещают черноморский курорт лишь на день-два - не у всех есть время и желание за этот непродолжительный срок пытаться понять, как устроен сочинский каршеринг. Было принято решение — необходимо интегрировать платформы одну в другую, чтобы автомобили всех партнеров сразу отображались у пользователя на экране. Эта идея сложная с технологической точки зрения, но команде удалось реализовать ее за месяц. Так появился YouDrive Pool.
Платформа YouDrive Pool объединила партнеров по каршерингу. Пользователи, у которых есть приложение YouDrive автоматически получают доступ к машинам партнеров, а сервисы каршеринга — доступ к широкой базе клиентов YouDrive.
К этому моменту компания уже значительно выросла — помимо smart, ставших визитной карточкой сервиса и представленных в 2 поколениях и всех возможных типах кузова, включая кабриолеты, в парке YouDrive появились и Mercedes-Benz, и BMW, и Nissan, готовился к запуску MINI. Бизнес рос, вместе с ним росла команда — двигать процессы руками исключительно фаундеров, разумеется, было невозможно. В тот период в YouDrive стали появляться отделы и функциональные направления.
Запуск электросамокатов
Основатели YouDrive решили не останавливаться на автомобилях. В мае 2018 года стартовал проект шеринга электросамокатов YouDrive lite. На первоначальном этапе инвестиции в проект составили около 20 млн. рублей. Весь процесс аренды — от регистрации до разблокировки самоката — происходит через приложение. Шеринг двухколесных средств передвижения обслуживается через Pump — к электросамокату выезжает техник и при необходимости меняет батарею.
Как водится, услуга была порождена личным опытом одного из основателей компании. Сначала Андрей купил себе личный электросамокат, поделился впечатлениями с Борисом, он тоже попробовал. Стало понятно, что это может быть востребовано, это легко шерить. Дальше стали смотреть на западные аналоги Bird и Lime. Нужно было придумать, как это интегрировать в городскую транспортную систему. Суть шеринга электросамокатов YouDrive lite отличается тем, что самокаты не привязаны к dock-станциям. То есть пользователь может оставить самокат на ближайшей велопарковке, а не искать пункт приема.
Что дальше?
Сейчас перед командой YouDrive стоит глобальная задача — сделать передвижение по городу максимально простым. Идея заключается в том, чтобы приложения YouDrive и карты Тройка было более чем достаточно для передвижения по городу. Например, утром можно доехать до работы на каршеринге, вечером взять в аренду электросамокат, чтобы доехать до метро и добраться до бара к друзьям. И затем вызвать себе такси до дома через то же приложение YouDrive. Таким образом, мы получим супер-мобильные города, в которых каждый житель сможет "конструировать" свою поездку. По словам руководителей YouDrive, компания готова развивать новый формат передвижения практически в любых городах. Так что в планах еще много работы.
Строить бизнес не просто ради денег, а ради удовольствия от использования это всегда очень круто!
Интересно, насколько реально присоединиться к YouDrive, чтобы пережить то самое испытание перехода в стартап и ощутить на себе бесконечный драйв от работы?))
Всё зависит от профиля, специализации и нужд компании — текущим днём, думаю, присоединиться не так просто, но всегда можно написать нам на почту [email protected] :)
Сколько труда оказывается проделано для того, чтобы сейчас все казалось таким простым и понятным :)
Удачи, ребят! Вы - молодцы :)
Обожаю самокаты YouDrive! Суперудобный сервис)
Как раз попробовали на выходных покататься с девушкой. Более чем понравилось. А учитывая репутацию их пока что единственного (?) конкурента и их самокатов - выбор невелик. Китайская подделка на китайский же бренд - это, видимо, из серии "we need to go deeper".
Но странная штука возникла при регистрации.
Меня и мою карту одобрили в течение получаса. А вот девушке написали, спустя 2 часа, что карта у неё не соответствует требованиям: мол, нужна именная, где эмбоссированы имя-фамилия. А у неё на карте эмбоссированы какие-то числа вместо имени-фамилии.
Ну я тогда наудачу привязал ей в ЛК свою карту - самую неименную в мире стоковую карту альфы, которую они в отделении берут из пачки и привязывают к аккаунту клиента - всё приняли.
Ну нет у девушки другой карты, и делать специально под юдрайв желания тоже нету. Не все любят иметь кучу симок и банковских карт на все случаи жизни.
Ну и, пока куражились с картами, пропустили вечер воскресенье - обидно было.
Гигансткая проблема всех каршерингов в Москве, что в будние дни после 9 вечера в пределах Садового кольца (а иногда даже и в пределах третьего кольца) нет НИ ОДНОЙ машины НИ В ОДНОМ сервисе каршеринга.
А при чем тут каршеринг? Все вечером едут из центра на окраины. Покупайте машину и ездите как хотите..
почему нет зарядок в машинах? несколько сотен рублей же, я вот только поэтому не пользуюсь
Были — но, к сожалению, они слишком часто из машин убегают. Возможно, конечно, сами...
Ищем выходы и решения, есть предложения — мы только за 👍🏻
Друзья прислали статью на VC.ru, где Борис и коллеги представляли свету YouDrive
Вот она, кстати: https://vc.ru/tribuna/8663-youdrive
Добавьте в статью, чтобы другие любопытствующие время на поиски не тратили :)
Никита, спасибо! Добавили)
Да-да, в моей жизни YouDrive начался именно с этой статьи :)
хороший сервис! начал знакомство с каршерингом с него. спасибо! но в последнее время ооочень редко машины рядом. прям чувствуется нехватка. надеюсь из-за того, что они постоянно в движении. интересно, сколько у вас в среднем 1 машина в день клиентов катает, какая динамика?
Спасибо :3
Да, мне тоже стало сложнее найти машину в последнее время.
Мы не всегда успеваем догонять рост клиентской базы и сейчас очень много машин в аренде.
Вообще мы не очень любим делиться цифрами, но по секрету скажем, что в среднем, за сутки машина меняет 8-10 арендаторов.
Эх, ностальгическое настроение навеяли! Помню 2015, когда впервые стал замечать в центре машины Youdrive, и это выглядело как какой-то закрытый клуб. Помню, какой космос был после Делимобиля, когда зарегистрировался без бумажного договора. Помню первую поездку зимой на фитнес: утром выпало 10 сантиметров снега и стало намного веселее, когда разобрался, как у робота переключать передачи. Партнерство с мелкими каршерингами, гейфимфицированная система лояльности, самокаты в конце концов - все у юдрайва хорошо. Возможно даже, хотел бы там работать.
Рейтинг — это скоринг помимо лояльности. Просто самое дорогое и ценное, что у нас есть, мы доверяем тем, кто лучше с нами знаком.
Селфи не унизительное, а значительно повышающее безопасность — гордимся этой штукой.
Парк автомобилей особенный и уникальный, но о вкусах не спорят, что уж там.
Ну и по поводу регистрации — опять же, у всех свои стандарты безопасности.
Жаль просто, что вместо объективной критики сервиса получился перечень личных обидок :(
Селфи - отличное решение, кстати. Меня просит раз в месяц примерно. не напрягает, хотя в начале 4-5 раз подряд просил.
Комментарий удален модератором
Объясните, чем вам мой негативный опыт не объективная критика? Тогда получается любой негативный опыт - чьи-то обидки. Очень надеюсь, что вы не представитель Юдрайва, иначе тушите свет...
Только вами пользуюсь!
Как здорово, что вы ради этого комментария зарегистрировались на нашем сайте 13 минут назад. Как и Анна Еремина выше.
Парни, бизнес это круто, при этом можно и ответственности побольше добавить.
Понимаю, что бизнес-модель рассчитана на замене расчета по километражу на расчет по минутам.
Но Вы придумайте же там что-то.
Меня смущают очень серьезно 2 вещи:
1. это охренеть какая скорость кершеринговых авто, и особенно во дворах и жилой зоне, у меня дочка там с женой гуляют, я переживаю за безопасность. Причем я понимаю мотив - это поминутная оплата, люди инстинктивно жмут в пол, чтобы платить меньше.
2. и второй пункт - это вообще ахтунг - мобильные заправки во дворе, те кэршеринг тачка стоит у меня под окном, потом приезжает каблучок, включает компрессор и заправляет авто пистолетом. Вы там совсем с дуба рухнули? А если что случится, дом взлетит на воздух, а это 1000 человек?
Вы услышьте меня, пожалуйста, потому что если не услышите, мне придется свое защищать от угроз, а это не совсем приятное дело для всех, письма там, запросы, проверки, гпн, гибдд.
Полезным делом занимаетесь, может, тоже когда-нибудь освою Вашу услугу.
Спасибо за понимание.
Евгений, не волнуйтесь — на всё есть логичный ответ.
1. Каждый наш автомобиль оборудован магической телематической системой — и мы отслеживаем злостных нарушителей, наставляя их на путь истинный. Почитайте про нашу "Школу вежливого вождения" — она как раз мотивирует каршероводов ездить вежливо и аккуратно.
2. Все наши заправщики сертифицированы и оборудованы по последнему слову техники. В Европе нет проблем с расположением заправочных станций в городе — в жилых домах и бизнес-центрах. Рисково не наличие АЗС или процесса заправки, а их качество. Мы, конечно же, внимательно следим за этим.
Комментарий удален модератором
1000₽ вернём, разумеется, без письменного заявления почтой — напишите нам в поддержку, пожалуйста, и все получится.
А селфи-проверка — потрясающая штука. Сделать селфи у машины — несколько секунд, а вот избавиться от проблем со взломами, фродом и передачей управления — бесценно.
Самый большой ваш минус - это баллы. Абсолютно бесполезная штука, которая вам же режет доход. Вы хорошие машины спрятали за этими уровнями. А чтобы их набрать надо кататься на полной фигне. Что у вас на 1 уровне? смарт - дергающаяся табуретка, китайцы - нет спасибо, премиум - деревянный и абсолютно скучный. И остается ездить раз в месяц, когда нет альтернативы.. Ну чтож доходы вам видимо не нужны.
Они уже пофиксили, теперь стаж и возраст решают. Баллами дается только халявный доступ к КАСКО и bmw i3
Пользуюсь юдрайвом. По сравнению с разлолбанными солярисами делимобиля небо и земля! Но машин мало! В среднем от меня до машины 20 минут ходьбы
Не прекращаем наращивать парк — но рост спроса последнее время нас и правда опережает. Исправимся!
Нет у вас планов доплачивать людям за перегон машин в определенные зоны?
А то часто вечером в центре нет машин и они все стоят по окраинам города.
А мне каждый раз грустно наблюдать вот такую картину. Не уехать из дома, ни приехать домой. А ведь это самый центр города. Какая-то несправедливость в Питере. Не представляю, когда я смогу потратить эти полторы тысячи бонусов за заправку.
Павел, мне и всем коллегам грустно наблюдать эту картину вместе с вами.
Это район с платными парковками в Петербурге.
Казалось бы, вся Москва в платных парковках, и это нам не мешает, но причина проста:
мэрия Москвы сотрудничает с каршерингами и предоставляет им льготные абонементы на такой паркинг.
К сожалению, с Петербургом сейчас так не получается.
Вдохновляющий бизнес
Комментарий удален модератором
YouDrive, кажется, самый идиотский каршеринг в Москве
Комментарий недоступен
Сделайте пожалуйста в Казани что-нибудь
Думаю, всё еще впереди :)
Комментарий недоступен
Нет, мы используем полноценные мойки и не моем машины химикатами посреди улицы :)
Комментарий удален модератором
Пытался "подружиться" с данным сервисом- заявку практически сразу отклонили, хотя водительский стаж больше 5 лет.
В общем, пользуюсь конкурентами, но на электрокары YouDrive иногда ревниво поглядываю)
Про время до машины — спасибо, учтём и протестим.
Если машины доступны вам до получения уровня — значит, случилась магия :) Но помните: помимо доступа к разным автомобилям уровни рейтинга дают много других преимуществ.
Стиль вождения и правда оценивается не на всех машинах. Пока что.
Мне сегодня единицу за стиль вождения поставили. Хотя не жёстко ну совершенно. И вообще все чаще выбирал YouDrive, чтобы поправить свою оценку 3,5, но как правило машины обратной связи не давали, а теперь такое. Чувствую себя героем Nosedive (эпизод Black Mirror)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Недавно вас тестировали. Смарт немного удивил. Давайте партнериться с нами в Multiprokat.com
Юдрайв стоит третьим в моих каршеринговых приложениях. Очень нравится ваш автопарк и тариф с бесплатным ожиданием вне зоны парковки. Но, видно, не судьба пока попробовать - ни в Строгине, ни в Митине вечером не бывает нормальных машин. Только китайцы и каптюры, минутах в 20 от метро.
недавно перестал пользоваться YouDrive, хотя нравились... просто наш жилой комплекс исключили из зоны бесплатной парковки. теперь предлагается оставлять машину и километр идти пешком. спасибо, блин!
Читаю вот, вроде буквы русские, а половину слов не поймешь :)
Хорошая компания, довольно часто пользуюсь(хотя в основном ДМ, из-за их утренних скидок) - жаль "отменили" режим передачи. Это топ была функция.
Нравится то, что у вас иногда машинки открываются через блютуз. Почему не сделать так по умолчанию? как это сделано в рентми
Из минусов отмечу то, что мою маму не взяли на работу, хотя у нее есть хороший опыт работы в КЦ каршеринга, ваши условия сильно интересней конкурентов))))
А, ну еще бот. Нанотехнологии это гуд, но у вас бот в приложении застрял довольно далеко в прошлом(
В плане отменили?
Все продолжает работать :)