{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Электромобили Rauch & Lang. Роскошь и борьба до последнего

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала про электромобили. Это седьмая статья из серии публикаций, посвященных первому расцвету электромобилей в конце XIX – начале XX веков.

На заре автомобильной эры многие будущие титаны отрасли рождались в небольших мастерских, где экспериментировали энтузиасты-одиночки. Но бывало и так, что в юную сферу приходили большие компании с длинной историей и серьезными деньгами, что позволяло им с самого начала играть по-крупному. В их числе – Rauch & Lang, корпорация из Кливленда, выпускавшая самые дорогие американские электромобили.

The Rauch & Lang

Предприятие началось с бизнеса по ремонту дилижансов, который в 1853 году основал немецкий иммигрант Якоб Раух. 10 лет спустя он погиб, сражаясь добровольцем в армии Севера, после чего мастерская отошла его сыну Чарльзу. Тот смог превратить ее в крупную и успешную компанию, которая производила различные виды повозок. В 1884 году Раух взял в бизнес-партнеры своего бухгалтера Чарльза Лэнга. Последний был сыном богатых землевладельцев и тоже имел немецкие корни.

Обновленное предприятие получило название The Rauch & Lang Carriage Company. Из его цехов выходили самые роскошные в штате Огайо кареты, а также вагоны для конки и другой гужевой транспорт. В 1903 г. Раух и Лэнг начали торговать электромобилями, которые выпускала нью-йоркская компания Buffalo Electric Carriage. Вскоре бизнесмены решили организовать собственное автопроизводство.

Первые шаги

В июне 1905 года корпорация создала R&L Stanhope. Двухместный открытый экипаж весом 726 кг. комплектовался 1,5-сильным мотором фирмы Hertner. Максимальная скорость была выше, чем у конкурентов – 35,4 км/ч, а заряда батарей хватало на солидные 130 километров. Характерной особенностью этой и последующих машин Rauch & Lang стали рессоры – сзади они были эллиптическими, а спереди – полуэллиптическими. Электромобиль стоил $1850. Версия авто с закрытым кузовом-купе появилась в том же году и продавалась за $2300. Всего в 1905 г. корпорация изготовила 50 автомобилей.

Вскоре семейство R&L пополнилось более просторными моделями с двигателями в 2,5 л.с. и рулевым управлением вместо рычажного. 4-местный Surrey в версии без тента стоил $2500. В Depot Wagon четверо пассажиров размещались в закрытом салоне и еще два человека, включая водителя – снаружи под длинным козырьком. Цена экипажа составила $3500. Оба электромобиля могли разогнаться до 32,2 км/ч, а вот в выносливости сильно проигрывали младшим братьям – запас хода составлял 80 километров.

В 1907 г. Раух и Лэнг приобрели двигателестроительное предприятие Hertner, благодаря чему сконцентрировали в своих руках всю производственную цепочку. Основателя фирмы, Джона Хертнера, назначили главным автомобильным инженером R&L. Год спустя предприниматели запустили новый завод площадью 32 тысячи квадратных метров. В 1908 г. там собрали 500 машин, в 1909 – уже 1200. Тогда же Rauch & Lang купила производителя шин Motz Clincher Tire and Rubber Co. Компания выпускала усиленные покрышки, и давала на них гарантию в 2 года или 10 тыс. миль (16093 км). Популярность марки R&L среди состоятельных американцев (и, особенно, американок) быстро росла. Не последнюю роль в этом сыграла обширная дилерская сеть, охватившая 20 городов по всей территории США.

Золотые годы

В начале 1910-х годов R&L внедрила в свои машины ряд новшеств, таких, как червячный привод вместо цепного. Это сделало электромобили еще тише, но привело к судебной тяжбе – корпорация нарушила патент Baker, крупнейшего тогдашнего производителя электромобилей, о котором я уже писал. В итоге Rauch & Lang пришлось заплатить за использование технологии конкурентов.

1912 год оказался омрачен смертью основателя компании Чарльза Рауха. Новым главой корпорации стал Чарльз Вайбер, Лэнг сохранил должность вице-президента.

При этом бизнес продолжал активно развиваться. В том же году в продажу поступила новая модель Stanhope с двумя вариантами кузова, стоившая $2350-2650 и более крупная Brougham. Она оснащалась 6-ступенчатой трансмиссией и 96-вольтным аккумулятором, рассчитанным на 160 километров пробега. Машина имела целых семь модификаций ценой от $2550 до $3800. Версию за $2900 приобрел Томас Эдисон. Еще одним именитым покупателем модели стал мультимиллионер Нед Грин – сын богатейшей женщины США, предпринимательницы Гетти Грин, прозванной «Ведьмой с Уолл-Стрит». В детстве он сломал ногу, катаясь на санях. Известная своей фантастической скупостью мать пыталась добиться, чтобы ее сына бесплатно лечили в клинике для бедняков. В результате время было упущено, и дело дошло до гангрены и ампутации. С протезом Грин не мог водить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому в 1914 г. он заказал специальную версию электрического родстера Rauch & Lang. От обычной она отличалась менее плавными линиями корпуса и наличием радиаторной решетки – как у бензиновых авто.

В R&L уделяли большое внимание маркетингу. В рекламе делался особенный упор на 60-летнюю историю компании, качество сборки электромобилей, их бесшумность и простоту в управлении. «Справится даже 12-летняя девочка» – говорилось в одном из многочисленных рекламных объявлений. На картинках, которые их сопровождали, авто Rauch & Lang изображались рядом с колесницей Цезаря, каретой Наполеона и другим транспортом прославленных правителей прошлого.

В 1913 г. производитель отказался от выпуска машин, сходных с открытыми конными экипажами. Остальные модели компании получили буквенные обозначения. Например, ТС означало town car, B – brougham, CR – club roadster, С – coach. Последний представитель семейства – наиболее любопытен. Часть электромобилей этой модели оснащалась механизмом Double control. Он позволял переставлять руль и управлять машиной как с передних, так и с задних сидений.

Примирение с недругами

В 1915 году золотой век электромобилей клонился к закату. Однако не все его творцы готовы были сдаться без боя. Чтобы выжить, былые конкуренты – Rauch & Lang и Baker – решили объединиться, благо оба предприятия располагались в одном городе. Капитализация новой компании составила $2,5 миллиона. Над ребрендингом долго не думали – корпорация получила название Baker, Rauch & Lang.

Объединенная фирма еще некоторое время продолжила выпускать электромобили марки Baker, до 1916 г. – легковые и до 1919 г. – грузовики. Последние поставлялись в том числе американской армии после вступления США в Первую Мировую Войну. Кроме того, на мощностях Baker, Rauch & Lang в 1916-1919 гг. собирали Owen Magnetic – роскошный бензиновый автомобиль с электромагнитной трансмиссией.

Owen Magnetic

Разумеется, продолжалось и производство электромобилей марки R&L. Послевоенные машины получили двигатель в 3 «лошади», что позволило нарастить максимальную скорость. Так, модель С-35, выпущенная в 1919 г., могла разогнаться до 40,2 км/ч. Ее цена стартовала от 3500 долларов. В том же году в корпорации создали кузовостроительный департамент – Raulang Body Division. Он поставлял свою продукцию производителям бензиновых авто.

Упадок

1920 год ознаменовался сменой собственников. Чарльз Лэнг, второй основатель компании, продал свою долю. Одновременно с этим легковое подразделение Baker, Rauch & Lang купил Рей Диринг, президент автокомпании Stevens-Duryea, недавно возрожденной после банкротства. Это предприятие располагалось в городе Чикопи, штат Массачусетс. Туда же бизнесмен перевел приобретенное электромобильное производство, которое переименовал в Rauch & Lang Inc. Кузовное и грузовое подразделения R&L продолжили существовать как независимые компании.

Спрос на электромобили продолжал падать, так что Диринг не смог вдохнуть новую жизнь в приобретенный актив. В 1921 году корпорация выпустила всего два типа экипажей – В-46 за 4200 долларов и С-55 за 4300. Для сравнения – в 1912-1916 гг. R&L представляла от семи до девяти моделей и модификаций в год. Уже в 1922 г. Диринг продал фирму, после чего она стала менять хозяев как перчатки.

Rauch & Lang C-55

В том же году Rauch & Lang представили модель С-505. Она выпускалась в двух вариантах. В очертаниях Coach по-прежнему угадывались черты предков – конных экипажей. Цена машины составила $4250. На ее фоне Taxicab (предназначение понятно из названия) выглядел настоящим гостем из будущего. На этот автомобиль устанавливали как привычные электрические, так и 3,7-литровые четырехцилиндровые бензиновые моторы. Версия с ДВС стоила $2350 и имела относительный успех – в 1923 г. продали 300 экземпляров. За такси-электромобиль просили на 400 долларов больше, и брали его куда менее охотно.

В 1924-1925 гг. компания выпускала В-68 Brougham. Мощность двигателя нарастили до 3,5 л.с. – хотя эта модернизация выглядела как мертвому припарки. На базе нового авто тоже создали электрический и бензиновый таксикэбы Т-68. Также в 1925 г. R&L представила 5-местный четырехдверный седан. Роскошную машину за $5000 выпускали до 1928 года, когда производство электромобилей R&L прекратилось навсегда.

Эпилог

Компания Rauch & Lang конструировала электромобили на протяжении 23 лет, представив 61 модель. Дольше нее – до 1939 года – в этом бизнесе продержалась лишь Detroit Electric, о которой я рассказывал в первой статье своего цикла.

Однако история предприятия на этом не заканчивается. Летом 1929 г. давний друг R&L Нед Грин заказал для себя бензиновую машину по индивидуальному проекту – ведь электрические экипажи не годились для дальних поездок. Авто должно было иметь только две педали – газа и тормоза, чтобы водить его мог человек с одной ногой. Бизнесмен вложил в разработку миллион долларов собственных средств. К проекту также привлекли инженеров General Electric. Автомобиль получил имя Rauch & Lang М-6-80. Его планировали сделать серийным, однако 24 октября 1929 года грянул печально известный Черный четверг, ставший началом Великой депрессии. Для Грина собрали 3 экземпляра новой машины с кузовами кабриолет, седан и brougham, однако планы по дальнейшему производству этой модели пошли прахом.

Окончательно став лишь бледной тенью самой себя, Rauch & Lang еще какое-то время выживала за счет кузовных работ и нерегулярного производства бензиновых таксикэбов, однако ее судьба была предрешена. В 1932 году некогда прославленная компания окончательно закрылась.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда