Сколько стоит открыть автошколу в России и можно ли на этом заработать Статьи редакции
Объясняют предприниматели из Казани, Нижнего Тагила и Москвы.
Реформа автошкол началась в 2013 году. С тех пор увеличился срок обучения до трёх-четырёх месяцев, экзаменов стало три вместо двух («площадку» и «город» разделили), автошколы начали проходить дорогостоящую процедуру лицензирования, согласовывать программы с ГИБДД и так далее.
Власти аргументировали эти меры желанием снизить смертность на дорогах к 2020 году на треть, ежегодно ужесточая требования. В связи с реформами учебным заведениями пришлось значительно поднять цены на обучение. Изменения происходили на фоне экономических кризисов 2008–2012 и 2014–2015 годов, потому желающих сдавать на права становилось всё меньше, как и учебных заведений.
Айрат Халиуллин, сеть автошкол «Джек», Казань
Предприниматель открыл свою автошколу в 2015 году. Впоследствии развил франчайзинговую сеть по Татарстану (восемь собственных филиалов) и другим регионам России (27 франшиз на стадии открытия).
На открытие первой автошколы ушло девять месяцев и 1 млн рублей. Халиуллин отмечает, что потратил лишнее время на многократные доработки помещения для проверяющих органов: распределял датчики пожарной сигнализации.
Также предприниматель потратил деньги на закупку ненужных вещей. Например, плакаты, которые по новым требованиям нужно было заменить на электронную доску, или комплект манекенов по завышенной цене.
Вторую точку Халиуллин открыл примерно за 290 тысяч рублей, исключив допущенные ранее ошибки.
- Регистрация ООО — 4000 рублей.
- Аренда помещения — 30 тысяч рублей.
- Зарплата инструкторам по вождению — около 180 тысяч рублей.
- Зарплата администратора и преподавателя ПДД — 30 тысяч рублей.
- Аренда площадки — 20 тысяч рублей (с расчётом, что в группе учится 20 человек).
- Маркетинг — 15 тысяч рублей.
- Дополнительные расходы — 15 тысяч рублей.
Каждый филиал проходил проверки в строгой последовательности: сперва санэпидемстанция, после государственный пожарный надзор, ГИБДД и Министерство образования.
На окупаемость первая точка вышла с первого месяца. Сейчас чистая прибыль с одного филиала — 300–350 тысяч рублей в месяц при общей выручке около 900 тысяч рублей (при наборе в 30 курсантов и при средней цене за обучение по Казани — 27 тысяч рублей). Заработанные деньги идут на зарплатный фонд сотрудникам, аренду помещения и автодрома, на рекламу, оплату интернета, канцтоваров, налоги.
Начинающим Халиуллин рекомендует изучить все требования надзорных органов и заранее подготовить документацию, на которую обращают внимание проверяющие инстанции. Ниже — неполный список необходимых документов.
- устав;
- ОГРН;
- ИНН;
- решение и приказ о назначении директора;
- пожарная декларация;
- обучение пожарно-техническому минимуму;
- план учебного календаря;
- все документы по сотрудникам, по автомобилям, договоры с автодромами.
А самое главное — подобрать помещение, которое сразу будет максимально подходить под все требования, а не дорабатывать его в процессе. Перед заключением договора аренды необходимо добиться минимум двух месяцев «арендных каникул», отметил руководитель автошколы «Джек».
Целевой аудиторией «Джека» стали молодые люди от 16 до 25 лет. Поэтому теорию в автошколе преподают молодые педагоги до 30 лет, а в учебный процесс внедрены современные технологии. Например, с помощью специального мобильного приложения курсанты компенсируют пропуски занятий: могут решать билеты по теории, а преподаватели — отслеживать этот процесс в личном кабинете.
Собственного автопарка в автошколе нет. Водители выходят на работу на своих автомобилях.
Основные инструменты продвижения — социальные сети. Там сконцентрирована практически вся целевая аудитория «Джека».
Алексей Ушков, основатель сети независимых автошкол «Вектор», Нижний Тагил
В сфере автошкол Алексей уже 15 лет. Начинал как инструктор, позднее, в 2009 году, открыл свою автошколу.
При удачном стечении обстоятельств, говорит предприниматель, открывая свою автошколу, можно уложиться в 700 тысяч рублей. Самых серьёзных затрат потребуют учебные автомобили и оборудование. Сложный этап, по мнению Ушкова, — это прохождение проверок всех надзорных органов.
Ушков отметил, что трудности можно минимизировать, воспользовавшись опытом коллег или купив франшизу.
Для наглядности предприниматель рассмотрел два варианта бюджета — минимальный и максимальный.
Минимальный бюджет
- Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
- Аренда автодрома — 10 тысяч рублей в месяц.
- Аренда класса 30 м² — 15 тысяч рублей в месяц.
- Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
- Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
- Услуги ГИБДД — бесплатно.
- Автомобили не покупаем — арендуем.
- Инструкторы работают внештатно.
Неиссякаемый бюджет
- Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
- Строительство автодрома — 4 млн рублей.
- Приобретение класса 60 м² — 3 млн рублей.
- Учебный автомобиль новый — 1 млн рублей за штуку, надо минимум два.
- Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
- Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
- Оборудование — 1 млн рублей.
- Итого: около 10 млн рублей.
Выйти на рентабельность, по мнению Алексея, можно через три месяца. Прибыль с одной группы в 20 человек, набираемой ежемесячно, — до 120 тысяч рублей в месяц. Небольшие учреждения в вопросе окупаемости и управления имеют преимущества, уверен предприниматель, потому что они более гибкие по цене, могут легко менять классы, автодромы.
Каждый сотрудник в маленькой автошколе выполняет несколько функций, совмещая преподавание и руководство, например. В этом случае директор видит всё, что происходит в учебном заведении — напрямую общается с курсантами, инструкторами. Управление происходит в ручном режиме.
Ушков отмечает, что лучшие времена автошкол пришлись на девяностые — тогда руководители получали сверхприбыли. Сейчас ситуация другая — учащихся меньше, автошкол больше, цена ниже.
Трудности у автошкол начались в 2015 году, считает Ушков, когда образовательные учреждения вновь обязали получать заключения ГИБДД и согласовывать программы.
Когда вопрос с заключениями решился, появилось другое нововведение — увеличение часов вождения. Цены на обучение значительно выросли, и всё это на фоне развивающегося экономического кризиса. Курсантов не было, даже несмотря на попытки автошкол понижать цены.
По мнению предпринимателя, ситуация с тех пор мало изменилась. На рынке по-прежнему всегда есть две-три автошколы с очень низкими ценами: курсантов они набирают, но потом навязывают дополнительные услуги по высокой цене. Остальные автошколы придерживаются средней цены, сохраняя неплохое качество обучения.
Иван Костин, бывший директор автошколы «Автомир», руководитель проекта dinamika.moscow
По образованию Костин — психолог. Впервые в сфере автошкол он оказался, помогая друзьям в работе со слабослышащими курсантами. Впоследствии увлёкся и стал полноценно преподавать.
В 2014 году предыдущий руководитель «Автомира» из-за болезни полностью передал дела Костину. Правда, руководить автошколой он всё равно не имел права из-за новых требований по лицензированию. Ему удалось запуститься лишь после прохождения необходимых для этого процедур.
Несмотря на то, что до прихода Костина к управлению автошкола уже некоторое время существовала, организационные вопросы молодому человеку пришлось решать в полном объёме.
Первый этап — оформление юрлица.
Второй этап — поиск подходящего помещения, которое у Ивана уже было, оборудованное учебными столами и стульями. Остальную материально-техническую базу пришлось докупать.
Тогда трудность возникла с поиском манекенов, которые необходимы для проведения уроков по безопасности. В 2014 году спрос на них резко вырос, соответственно, выросла и цена. Ехать за ними пришлось в Петербург, потому что только там были варианты по доступной цене.
Вторая, более серьёзная сложность, касалась аренды учебных площадок.
Точных затрат предприниматель не назвал, но озвучил примерные статьи расходов, как разовые, которые потребовались только для открытия, так и постоянные, на которые ежемесячно уходила часть выручки.
Разовые
- Подготовка документов к лицензированию (работа юристов) — более 100 тысяч рублей.
- Покупка электронной доски, проектора, компьютеров — 300 тысяч рублей (не новая техника).
- Три манекена — 80 тысяч рублей.
- Вывеска — 30 тысяч рублей.
- Ремонт — 50 тысяч рублей.
Постоянные
- Аренда помещения — 50 тысяч рублей (небольшое помещение в Москве, не центр).
- Аренда площадки — 100 тысяч рублей.
- Зарплатный фонд — в среднем 60 тысяч рублей (зависит от количества учеников).
- Контекстная реклама — от 15 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от объёмов.
- Автомобили — собственность инструкторов, у них арендовали авто для работы, отдельный автопарк не создавался.
Иван вышел в ноль спустя полгода и всё остальное время держал планку около окупаемости. Как он сам признаётся, заработать на этом проекте ему, как предпринимателю и руководителю, не удалось. Во-первых, считает он, потому что всё это время автошколы сталкивались с конфликтом между требованиями законодательства и тем, что можно было сделать по факту, исходя из экономической ситуации и возможностей.
Многие выигрывали за счёт демпинга: заключали договор по низкой цене (около 20 тысяч рублей за обучение), а дальше различными способами добирали деньги с учеников — за топливный сбор, внутренний экзамен, подготовку документов и так далее.
Костин по этому пути не пошёл и установил сразу честную цену — 39 тысяч рублей, которая включала в себя всё. По итогу, говорит предприниматель, из-за психологического фактора выигрывали автошколы, которые сокращали первоначальные цены.
Во-вторых, Иван признал и свои ошибки. К примеру, он вовремя не сменил площадку на более дешёвую, а также неэффективно использовал рекламный бюджет.
Тем не менее предприниматель уверен, что открывать автошколу сегодня стоит, но только при наличии больших бюджетов.
Автошколу «Автомир» Костин продал новому руководителю и запустил новый проект — психологический центр dinamika.moscow, помогающий людям справляться со страхом вождения.
А зачем школу открывать?) Проще даввать уроки вождени тем, кто уже получил права ,но ездить так и не научились)) И давать уроки на машине клиента. Я сама брала такие уроки у инструктора. Он ко мне приезжал на своей машине, мы садились на мою, катались отведенное время, потом приезжали опять к моему дому, где он пересаживался на свою и уезжал. И зачем головняк со школами?)) Чел не тратил бензин, не гробил свою машину, а брал деньги за то что он 2 часа в день на соседнем сидении посидит))
это очень опасно, если вы что-то завтыкаете, он не сможет ничем помочь, потому что нет дублирующих педалей. Смысл такого обучения вообще непонятен, с тем же успехом можете и сами покататься.
Да это работа мечты для любителей давать советы. Тебя катают, а ты ещё и наслаждаешься. Я бы и бесплатно так поездил. И риска никакого: если дал неправильный совет, просто вышел и посвистывая ушёл восвояси.
Вы видимо никогда не учили девушку вождению:) это надо обладать высшей степенью самообладание, а без дублирующих педалей - ещё и любовью к экстриму:)
рассказываю принцип обучения девушек)) их надо учить ездить по конкретным маршрутам. дом-работа-дом или дом-супермаркет-дом. а потом уже отрабатывать все остальное))
я получала права в 2009 а ездить понадобилось только в 2015. я практически ничего не умела - перестраиваться, парковаться, забыла как вести себя на перекрестках, бульварах, круговом движении и т.д. а многие покупают права и тоже ничего не умеют)) и такие вот инструкторы очень помогают. я за 3 занятия по 2 часа стала уверенно ездить и научилась всему перечисленному. до инструктора я получала только стресс от езды.
Прямо вот интересно стало, какой "маркетинг" господин Айрат Халиуллин из Казани сделал на 15 000 рублей? Фирменные календари с логотипом на стенку распечатал и визиток себе сделал? :-/
Комментарий удален модератором
Зачем, собственно, покупают такую франшизу?
Машина своя, книжки и плакаты с ПДД в свободном доступе.
Уникальные техники преподавания?
А попробуйте без алгоритма школу открыть). Просто пару раз развернут из-за какой нить бумажки, нигде не регламентированной, например.
Можно конечно по интеренету всю эту инфу найти, но не все хотят гуглить, к примеру. Или умеют считать стоимость такого "гугления".
Или самостоятельно протестировать 10-15 источников рекламы.
Франшиза в данном случае - просто бережёт и время, и деньги.
Связи может в ГИБДД :D
Тема покупки прав не раскрыта, это в России частое явление
Комментарий удален модератором
Дела норм. только у парня из Казани, да и то, потому что выделил аудиториюи правильно пропиарил
Комментарий удален модератором
Не очень понял, как это так - учат на своих машинах? То есть реально у инструктора должна быть специально переоборудованная машина для обучения со специальной страховкой, все по ГОСТам? Такое бывает вообще?
Да, я на такой ездил. Инструктор сам добавил педалей и тд
Комментарий удален модератором
У парня из Казани тоже не все так хорошо как пишет автор статьи. Ребята в процессе открытия своей автошколы понабрались знаний как это сделать и решили ими поторговать, только не учли что одно дело учить правилам а другое дело учить бизнесу, в каждом городе ситуация разная, местные царьки разные, наличие кадров и площадок разное и тд. По итогу у них можно купить за 300К рублей инструкцию как это сделать, причём во многом оторванную от реалий конкретного города. Такую инструкцию может сделать наемная девушка за 30-40К рублей в пределах месяца, если самому лень. Реальную клиентскую поддержку они не делают, видимо боятся. Это больше похоже на охоту за дураками, чем на реальное взаимовыгодное сотрудничество. Я с ними пытался работать. К слову, по такой схеме работают 90 % франшиз в России. Рынок франшиз только зарождается в России.