{"id":13843,"url":"\/distributions\/13843\/click?bit=1&hash=9641db5f8396eb5e3ae6e331810868e79152f4c586c9054dbf4233d8c66ffe95","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6ae9f07a-e420-5ca7-bb22-540b387b5d64","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что происходит со сбором данных в современных авто

Данных собирают много, но ситуацию плохо регулируют. Продолжаем обращать внимание на тему и рассказывать, что к чему.

alexey turenkov / unsplash.com

Дикий Запад

Количество данных, которые генерируют подключенные автомобили во всем мире, растет с каждым годом. По некоторым оценкам, к 2025 году их объем будет увеличиваться на 25 Гбайт каждый час. Машины анализируют частоту ускорений и торможений, сохраняют геолокацию.

Число компаний, которые агрегируют такого рода данные, тоже растет. Уже к 2030 году объем этого рынка может достигнуть планки в $300 млн, а по самым оптимистичным подсчетам — $800 млн. В этом году редакция журнала The Markup провела исследование и установила почти четыре десятка организаций, собирающих и перепродающих автомобильные данные — и это только на американском рынке.

Среди них числятся разработчики навигационных систем, телекомы, провайдеры телематики и страховые компании. Последние составляют поведенческие портреты клиентов и точнее определяют виновников ДТП. Однако в большинстве случаев собираемые данные неподотчетны.

Проблемы с безопасностью

Невозможно в полной мере оценить, кто именно имеет доступ к данным и для каких целей их использует. Яркий пример — ситуация 2021 года, когда американская компания заявила о возможности предоставить геолокацию любого автомобиля в мире. Данные поставляли практически в режиме реального времени. Проект столкнулся с критикой, так как открывал явные возможности для слежки и других злоупотреблений.

В то время как риски, связанные с торговлей автоданными, становятся все более серьёзными, многие водители даже не догадываются, что о них «знает» автомобиль. И не могут оценить степень угрозы, которую представляют потенциальные утечки. Даже если данные будут обезличены, они могут стать инструментом идентификации — например, по частым маршрутам.

Ряд автопроизводителей предпринимает попытки как-то повлиять на ситуацию. В прошлом году немецкий кармейкер добавил в новую линейку авто инструментарий, с помощью которого клиенты могут обозначить спектр собираемых автомобилем данных. Но к сожалению, такая практика пока недостаточно распространена.

Некоторые автовладельцы берут ситуацию в свои руки — находят и отключают модули, отвечающие за телеметрию. Но специалисты по ИБ призывают ужесточить регулирование отрасли.

Шериф в городе

Отдельные государства уже развивают инициативы, призванные передать контроль за данными автолюбителям. В 2020 году в американском штате Массачусетс приняли закон, обязывающий автопроизводителей предоставить водителям доступ к диагностическим инструментам и собираемым данным. Автомейкеры выступили против этого решения и настаивают, что такой подход, наоборот, повредит информационной безопасности.

Судебные разбирательства продолжаются до сих пор — из-за этого требование так и не признали обязательным. В этом году аналогичный закон начали разрабатывать на федеральном уровне, но его судьба остается туманной. В то же время сразу несколько американских штатов пытались обязать компании в явном виде получать согласие на сбор данных от водителей – еще с 2019 года. Пока безуспешно, однако аналогичный закон одобрили в Китае год назад.

CHUTTERSNAP / unsplash.com

Идея вернуть пользователям контроль над данными нашла отклик и в Европе. Там планируют подготовить закон, ограничивающий сбор данных автопроизводителями и другими брокерами.

Вопросами сбора данных о поездках и водителях занимаются и российские регуляторы. В стране уже несколько лет разрабатывают платформу «Автодата». Росавтодор и Минпромторг планируют агрегировать данные автомобилей централизованно и сделать так, чтобы водители могли этим процессом управлять. В 2023 году на её основе планируют построить коммерческие сервисы, но какие механизмы ИБ будут реализованы, до конца непонятно.

Что еще есть у меня в блоге на vc.ru и не только:

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null