Год после начала санкций: как сейчас ремонтируют машины и на что смотрят автовладельцы при покупке авто на вторичке

Резкий рост цен, дефицит деталей, уход любимых брендов. Год назад жизнь автовладельцев в России практически разделилась на "до" и "после". Рассказываю, как адаптировался рынок и чего ждать автолюбителям в ближайшем будущем.

Год после начала санкций: как сейчас ремонтируют машины и на что смотрят автовладельцы при покупке авто на вторичке

Всем привет! На связи Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”. По совместительству – руководитель Общественной приемной для предпринимателей из ниши авторемонта. В прошлом году я писала о том, как на фоне кризиса изменился рынок с позиции бизнеса. Сегодня я хочу рассказать, что поменялось для клиентов - владельцев отечественных авто и иномарок.

Почему изначально выросли цены

На фоне постепенного роста доллара цены на запчасти стабильно росли с 2019 года. Но в феврале-марте 2022 года курс доллара в какой-то момент дошел до отметки в 100-120 рублей. Комплектующие мгновенно подорожали еще в 2-3 раза. Чтобы наглядно оценить динамику, приведу данные из исследования, которое мы делали в прошлом году вместе с Autonews.

Вот так, например, менялись цены на оригинальные запчасти
Вот так, например, менялись цены на оригинальные запчасти
А так - на аналоги
А так - на аналоги

Через какое-то время рубль отыгрался, но стоимость запчастей все равно осталась высокой. На это было три основные причины:

  • Дефицит комплектующих - с рынка ушли не только автопроизводители, но и официальные дистрибьюторы оригинальных запчастей.
  • Проблемы с логистикой - альтернативные каналы работы с поставщиками запчастей были более сложными и дорогими.
  • На фоне подорожания новых автомобилей вырос спрос на ремонт подержанных машин. Это увидели поставщики запчастей - некоторые из них скорректировали цены.

Цены снизились, а логистика усложнилась

Еще в июне правительство разрешило ввозить запчасти по параллельному импорту. В полную силу новые схемы поставок заработали только к осени.

С дефицитом удалось справиться, а вот длинная логистика стала новой реальностью рынка. Раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас их можно ждать и 2-3 месяца.

Задержки коснулись даже расходников - например, масел. Американский Mobil доставляют за 4-6 месяцев, а цена на него на 20-40% выше, чем на европейские масла. Ближайшая альтернатива - Shell. Как и большинство популярных масел, сейчас его привозят из Турции, и в этом случае логистика уже быстрее.

Конечно, многие клиенты понимают, в чем причины задержек, и готовы ждать. Но иногда случаются и конфликтные ситуации. Дилеры и автосервисы даже предложили увеличить максимальный срок гарантийного ремонта - с 45 дней до 90-120 дней. Ситуацию несколько облегчает общее снижение спроса на гарантийный ремонт - многие автовладельцы не хотят ждать оригинал и ставят более дешевые и доступные аналоги.

В отличие от дилеров, независимые автосервисы в основном держат небольшие склады из самых ходовых запчастей (так называемая "категория А"). Во всех остальных случаях сроки доставки чаще зависят от наличия детали на складе поставщика.

Поэтому если сервис уверяет, что может достать редкую, качественную запчасть очень-очень быстро, это повод задуматься. Есть вероятность, что под видом новой детали вам поставят либо восстановленную запчасть, либо контрафакт.

Старайтесь обращаться в автосервисы, которые дорожат репутацией - как правило, они избегают комплектующих сомнительного происхождения.

Что будет с запчастями

В ближайшее время не стоит ждать существенного снижения цен, особенности на европейские запчасти. А вот китайские аналоги в перспективе могут подешеветь, ведь в их случае логистика проще и быстрее.

По-прежнему остается проблемой кузовной ремонт. Аналоговые кузовные запчасти сложно приобрести, а на некоторые марки и спецификации их не выпускают вообще.

Поэтому у автовладельцев остается не так много опций - или ждать, когда наладятся поставки оригинальных кузовных деталей, либо искать возможности на вторичке - например, на авторазборках.

В целом дефицита для популярных автомобилей из масс-сегмента нет и не ожидается. Это касается и отечественных, и иностранных марок. К сожалению, то же самое нельзя сказать о деталях для машин премиум-сегмента. Уже много месяцев владельцы этих авто ждут запчастей, но во многих случаях - безрезультатно.

Как теперь выбирать автомобиль на вторичке

Ситуация с запчастями влияет и на вторичный рынок продажи автомобилей. Теперь при покупке подержанного авто водителям нужно заранее оценивать, какие марки будет сложно ремонтировать в будущем из-за дефицита или дороговизны.

В первую очередь, это Ford Focus 3 с очень дорогими запчастями. Сложности могут возникнуть у владельцев Peugeot и Citroën - особенно это касается машин с двигателем EP6. А для Range Rover уже несколько месяцев нет запчастей на большинстве складов в России.

На наш взгляд, оптимальный выбор на вторичке с учетом санкций, стоимости обслуживания и доступности запчастей - это японский и корейский автопром.

Как изменится рынок в 2023 году

В 2023 году на рынке ожидаются довольно серьезные изменения, которые коснутся и автолюбителей. Первая новость - кризис сильно сказался на работе дилеров. Многие из них могут просто закрыться. А значит, приобрести новые автомобили будет еще сложнее.

Но именно из-за того, что дилеры пострадали сильнее других участников рынка, они учатся быстро перестраиваться.

Часть автосалонов уже не видит перспектив в продажах автомобилей и переоборудует свои площади под мультибрендовые автосервисы.

Хорошая новость в том, что дилеры не хотят работать по “гаражному варианту”. Они консультируются с крупными франшизными сетями, разработчиками автосервисного ПО и планируют грамотно выстраивать бизнес-процессы. На выходе должны получиться современные, удобные сервисы.

А значит, в будущем у каждого владельца автомобиля будет больше вариантов, где ремонтироваться - и не только в мегаполисах, но и в небольших городах. Поэтому если на месте автосалона, который раньше продавал “Мерседесы”, вы в один день обнаружите автосервис, не удивляйтесь. В 2023 году это будет обычным делом.

77
14 комментариев

Дилерские автосервисы всегда были охреневшие. Однажды мне на 30 тысячах пробега предложили тормозные диски по кругу сменить, на голубом глазу уверяя что они уже непригодны к эксплуатации. Больше не ездил к ним никогда.Неофициалы - это давно не только гаражные слесарни, а вполне приличные сетевые заведения. Только с нормальным отношением к клиенту.PS: К слову те диски еще 50 тысяч отходили без проблем, так и продал.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Печально все с запчастями и без конкретизации в марки/модели. Буквально на позапрошлой неделе подбирал себе расходники для смены масла, а на прошлой брату. Все покупаю у дистрибьютора. Масел японских дефицит, причем, самого ходового для старых авто 5-30 и для более свежих гибридов 0-20. Фильтров японских тоже мало. Брату масляный только смог подобрать, остальные российских фантазийных брендов из Китая. Ранее эти артикулы всегда были в наличии, сейчас же включаю оповещения о поставках, чтобы успеть. При этом, масла и фильтра, это продукция широкой применимости с малой привязкой к конкретной модели авто. О цене уже и не говорю. С запчастями более узкой применимости все еще сложнее.

Со вторичными запчастями без пробега по РФ все тоже печально, машины в разбор едут в малом количестве.

1
Ответить

Где то читал что из Ирана тачки планируют завозить, интересные события ждут)

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

взрывная новость, интересно будет посмотреть на это

Ответить

Кубинское автохозяйство в российских снегах.

Ответить