Как кикшеринг до Сибири дошёл

Бывший директор по маркетингу YouDrive Кирилл Курашев — о шеринге электросамокатов, недавно запущенном в Омске, и о том, можно ли считать его сибирским транспортным прорывом.

В двух с небольшим тысячах километров от столицы (чуть ближе, чем Париж, но дальше, чем Амстердам), то есть в трёх часах лёта или целых двух сутках езды на поезде, расположен замечательный сибирский город Омск, город-миллионник, второй по численности населения город Сибири и её истинная столица, по мнению местных жителей, город, увековеченный в тысячах мемов и множестве рейтингов «худших городов России» по чему бы то ни было.

Так сложилось, что благодаря удивительным людям, живущим в этом городе, я стал его достаточно частым гостем, и, поверьте, насколько я был удивлён, увидев в эти майские праздники в Омске шеринг электросамокатов. Не протестировать было невозможно.

Для начала — коротко о транспорте в Омске. По мнению аналитиков Domofond.ru, Омск не входит даже в первую сотню городов России по качеству общественного транспорта. В принципе, в этом есть доля правды. Винтажные трамваи в полусгнившем состоянии, преобладание маршруток, дешёвое, но откровенно некачественное такси и, разумеется, омское метро, состоящее из одной станции.

Более того, качество дорог легко объясняет, почему из всех автомобилей лучше всего в сибирском городе продаются кроссоверы и внедорожники, а отсутствие разметки (не только той, что между рядами, но и разделительной линии, отделяющей встречную полосу) и увлекательный национальный стиль вождения добавляют каждой поездке на автомобиле пару лишних выбросов адреналина.

Но порой Омск удивляет — так, например, мне было очень непривычно расплачиваться за поездки в автобусах, трамваях и маршрутках обычной банковской картой за пару секунд. Прямо в салоне транспорта. Причём со скидкой почти в 20%. Даже в Амстердаме, насколько я помню, необходимо обязательно купить проездной билет заранее.

Большую часть года в Омске минусовая температура (сибирские морозы знамениты на весь мир), выпадает много снега, и, разумеется, по бытующему в умах чиновников мнению, на велоинфраструктуру в городе расчитывать не стоит — разве что на пешеходной набережной (да, тут есть пешеходная набережная) вы встретите размеченную велодорожку, на которой очень любят играть дети и по которой принципиально не ездят велосипедисты (что из этого причина, а что следствие, установить не удалось).

С безбарьерной средой тоже всё печально — бордюры, лестницы, заборы и заборчики, все любимые атрибуты постсоветского города, отрицающего урбанистику, в наличии. Каршеринга, разумеется, не существует (да и зачем он, если поездка на такси стоит 8 рублей за километр и 2 рубля за минуту).

Все эти особенности и стали причиной для моего удивления запуску кикшеринга. Ещё и компанией, которая, согласно собственному сайту, занимается шерингом электросамокатов в Сочи и не представлена ни в одном другом городе мира.

Изначально мне прислали фотографию самоката и название Lifestyle. Зелёный скутер Ninebot ES2 выглядел практически также, как привычный Lime в Европе, разве что внешняя батарейка отсутствует.

В нижней части стойки расположен небольшой системный блок, отвечающий за работу самоката в шеринге. На курках тормоза и газа есть цветовое кодирование, помогающее максимально быстро разобраться с управлением.

Скоростной режим установлен по умолчанию (белый S, если вы уже ездили на самокатах YouDrive lite), изменить его нельзя, а управление фонарём устроено не через физические кнопки самоката, а тапом в приложении. Включить самокат без начала аренды в приложении тоже нельзя, то есть программная защита от кражи есть.

Возможно, я слишком рано решил воспользоваться сервисом (до сих пор не встретил ни одного официального релиза о запуске), но найти официальный сайт было первым приключением, а найти затем приложение в AppStore — вторым. Если бы не местные друзья, интересующиеся новыми формами мобильности, думаю, ничего бы не вышло.

Приложение, как оказалось, называется LS-lite. Оно разработано Urent, о чём честно заявляет копирайт. Как я понял, омско-сочинский шеринг купил у давно существующей сочинской компании софт и адаптировал его под свои нужды.

Отдельное спасибо за видеоинструкции, разъясняющие, как правильно пользоваться приложением, замком и самокатом (да, самокаты, как и в Москве, пристёгиваются к стойке специальным тросом с замком) — где-то, кажется, я такое уже видел.

Назвать приложение стабильным пока что очень сложно, но хочется верить: это связано с тестовым запуском сервиса и спустя какое-то время подвисания и вылеты закончатся, а интерфейс будет давать ощущение целостного продукта.

При регистрации у меня спросили паспорт (причём первая версия фотографии прописки сервис не устроила, попросили переснять), как и в YouDrive lite (обратите внимание: Whoosh уже не спрашивает паспорт или какой-либо другой документ).

При этом сразу после отправки документов на проверку приложение сообщает пользователю (диалог построен в интерфейсе «чата», привет UI-дизайнеру «Яндекс.Драйва»), что пользоваться сервисом уже можно. То есть доступ к первой аренде есть до прохождения проверки службой безопасности.

Самокаты распределены вдоль той самой пешеходной набережной, где тянется единственная велодорожка в Омске, и, так как тут нет любимых москвичами уличных велопарковок-бигудей, установленных администрацией города, создатели шеринга предварительно смонтировали с десяток своих собственных парковок, солнечно-жёлтых, с QR-кодом для скачивания приложения.

Управление самокатом через приложение идентично любому другому самокатшерингу (здесь чрезвычайно сложно придумать что-то новое), замок кодовый (как со второй половины прошлого лета в YouDrive lite). На ночь (по ощущениям, где-то в восемь-девять вечера) самокаты исчезают с карты (и из города — видимо, на зарядку).

У LS-lite, как мы обнаружили при втором использовании сервиса, очень странно работает биллинг: суммы, кратные 150 рублям, как я понял, списываются автоматически при достижении соответствующей стоимости аренды, а вот суммы менее 150 рублей списываются с задержками вплоть до суток.

Избавиться от долга одному из моих друзей удалось, написав в службу поддержки, они вручную списали необходимую сумму с карты. Странно. В целом служба поддержки радует — пускай в скриптовом ответе по почте и потерялась пара запятых, но, например, на звонок по телефону отвечают быстро и решают вопросы во время звонка.

Это, кстати, привет ребятам из Whoosh, где с поддержкой, по крайней мере во время запуска, удавалось общаться только в чате.

Отдельного интереса заслуживает тарификация омского кикшеринга. Здесь стандартная поминутная оплата, как в YouDrive lite, без вступительного взноса за каждую аренду (как у всех иностранцев вроде Bird, Lime, Dott, Tier). Но при этом фиксированного тарифа нет.

Моя первая аренда (в субботу после пяти вечера) обошлась мне в 9 рублей за минуту, вторая (во вторник около семи вечера) — в 7 рублей. Дальше я, к сожалению, улетел из сибирского города и за тарификацией продолжил следить исключительно удалённо:

Среда: 9:12 — 3 рубля за минуту, 11:50 — 5 рублей за минуту, 13:10 — 5 рублей за минуту, 17:31 — 9 рублей за минуту, 21:00 — нет самокатов. Четверг: 14:18 — 3 рубля за минуту, 14:58 — 7 рублей за минуту, 18:31 — 5 рублей за минуту.

Уловить точную логику подобного ценообразования не удалось — кажется, что оно не связано с реальным количеством свободных самокатов в городе, хотя сервис уверяет, что тариф изменяется в зависимости от спроса.

В любом случае предлагать электросамокаты по 9 рублей за минуту, как мне кажется, странная идея, и сработает она только в случае ажиотажного спроса на новый и неизведанный сервис в условиях отсутствия конкурентов.

Даже меня, жителя столицы, удивило платить больше 400 рублей за 45 минут поездки из одного конца набережной до другого — а тут нужно учесть, что средняя зарплата в Омске, по февральским данным Росстата, составляет чуть больше 31 тысячи рублей (для сравнения: в среднем по России — 43 тысячи рублей, а в Москве — более 86 тысяч рублей).

Так что покупательская способность в городе заметно ниже столичной. С другой стороны, на данный момент у сервиса (это исключительно экспертная оценка «на глаз») не более 50 самокатов, а омичи, разумеется, попробуют первый шеринг электросамокатов в городе за любые деньги, — интересно же.

А главная проблема сервиса для меня, к сожалению, совершенно идеологическая, и исправить её создателям LS-lite, как мне кажется, не под силу.

Когда запускался YouDrive lite, мы делали его настоящим общественным транспортом, средством передвижения по городу, поездок из точки А в точку Б. Чтобы заодно всё это можно было объединять в мультимодальные поездки и изменять в целом структуру городского транспорта.

Омский кикшеринг в этом плане похож на омское метро — ни то ни другое не подходит на роль городского транспорта. Десяток станций вдоль прогулочной набережной вместе с полным отсутствием безбарьерной среды и велоинфраструктуры в остальном городе ограничивают применение самокатов прогулками по набережной в развлекательных целях.

И хоть я не спорю, что и в Москве подобный user case весьма популярен, в столице за один лишь первый сезон у множества пользователей выработалась привычка решать задачу своих ежедневных передвижений по городу с помощью электросамоката, а поездки ради фана и веселья стали вторичны.

Омский же сервис, к сожалению, не несёт никакой пользы городу — и это следствие городской транспортной инфраструктуры. Никто не поедет кататься на самокате по городским дорогам, где не соблюдают рядность движения (потому что рядов как таковых нет, спасибо отсутствующей дорожной разметке), а центральная улица предлагает пешеходам пересекать её под землёй, заботливо огородив автомобильное движение крепкими заборчиками.

И новая мобильность в Омск как не приходила, так и не придёт, ведь это вопрос не свободного рынка, а желания городских властей.

Разве что омичи теперь могут гордиться, что живут в четвёртом городе России, где был запущен шеринг электросамокатов и что они обогнали исторически в этом и Казань, и Екатеринбург, и даже Санкт-Петербург. Москва, Сочи, Грозный и Омск — четыре кита российского кикшеринга.

P.S. Благодарю за помощь в тестировании сервиса, сборе материалов и подготовке статьи Алексея Коржа, Николая Кондакова и Кирилла Сапрыгина.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Diego Salvador

Решил сдавать электросамокаты на прокат, Купил 4 самоката по 24000р за штуку, брал с клиента залог 5000р и паспорт.

Прошло 3 дня его работы, теперь у него 4 паспорта и 20000р

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

А остальные 7 месяцев в году будем шерить снегоходы?)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Затолокин

По ощущениям описания Омска, можно также любой город подставить в принципе за Уралом и будет работать описание

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

Екат заметно живее будет, Тюмень богаче.. Омск очень депрессивный город, к сожалению. Депрессивнее Саратова даже по ощущениям.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мисканин

В Сибири депрессивнее Омска - только Кемерово и Новокузнецк. Я бы свой бизнес в Омске не рискнул открыть. Красноярск и Новосибирск куда перспективнее.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кондаков

Виктор Скуратов с вами не согласиться

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

Что такое "шеринг" и "кикшеринг"?
Не, интуитивно я понимаю, что это "прокат", но вдруг чем-то принципиально отличаются понятия?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Тоже хочу понять. Kicksharing? Прокат ударов?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

kicksharing — от kickscooter sharing, поминутная аренда электросамокатов

Ответить
Развернуть ветку
Александр

До открытия в Омске кикшеринга не приходилось видеть, что по городу кто-то передвигается на самокате. Для Омска более подходит велосипед. Видимо поэтому велосипедистов в городе с каждым годом становится все больше. При нынешних финансовых доходах - это самый экономичный вид транспорта. Думаю, что судьба омского кикшеринга весьма незавидная. Вскоре он из города исчезнет.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

Честно, не могу представить себе, как ездить по Омску на велосипеде. При условии отсутствующих велополос (да что там, отсутствии каких-либо полос) и очень странном стиле вождениях всех вокруг — мне было бы страшно ехать на велосипеде. Да что уж там, мне в такси нередко страшно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Коган

Вы видимо что-то пропустили или слишком мало по городу погуляли. Велодорожка, обозначенная знаками и разметкой, тянется из Советского округа до конца набережной, а теперь ещё появилась и на улице Масленникова. Так что вполне удобно передвигаться на велосипеде из центра и в центр по выделенной дорожке. Другой вопрос, что дети там действительно играют, но это уже другая история)))

Ответить
Развернуть ветку
Arman Ayvazyan

Юзал в Ереване, вышло дороже чем такси

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

В Ереване просто действительно слишком дешевое такси :) На деле вопрос не всегда в стоимости, на самокате порой получается объехать пробки или проехать по пешеходной зоне.

Ответить
Развернуть ветку
Arman Ayvazyan

Согласен насчёт удобства и пробок. Я вообще выбираю самокат, если речь о передвижениях (тем более в центре Еревана).
Так уж вышло, что в Ереване все такси на газу, вот и ценник дешёвый - 100 драм/км (прим. 15р).

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

Помню отлично ереванское такси, это действительно увлекательное ценообразование. Но при этом и машины тоже специфичные :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров

В Омске крайне мало мест, где можно передвигаться на самокатах. Ваш фрагмент от Ленина до Тобольских ворот — допустим (хотя езда по плитке на самокате — спорное удовольствие), набережная — допустим, но фрагмент велодорожки от Океана до ЖД сделан из какого-то праха, и годится разве что для вела.

А если говорить о других районах — всё преимущественно плохо https://tjournal.ru/97088

Ответить
Развернуть ветку
Максим Романов

Вообще это очень круто, когда такое вводят в нашей стране да еще и в Сибири. Лично я бы с удовольствием пользовался самокатом, но вот не задача, зимой что делать?
А еще мне кажется что наш менталитет не позволит кикшерингу прижиться в нашей стране.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill V. Kurashev
Автор

Бизнес-модель сервисов всегда строится с учётом продолжительности сезона — в оставшееся слишком холодное/снежное/осадочное время самокаты отдыхают на складе или работают где-то в тёплых краях.

Другое дело, вопрос в том, какие цели ставит перед собой подобный сервис. Тут, к сожалению, транспортной цели не нашлось :(

Ответить
Развернуть ветку
Олд Гэр

Больше чем уверен, что после первого же лета прокат электросамокатов в Омске закроется. Сибирь и самокаты - вещи плохо совместимы. Я понимаю прокат электросамокатов самокатов в южных , курортных городах, но никак не в Омске, тем более за такие деньги. Другое дело электро велосипедов - фэтбайков. У них и проходимость лучше, закупочная стоимость, чуть больше чем у самокатов - вроде от 33 тысяч рублей. Велосипед удобней, можно и не только по набережной кататься, но и по делам. Да и к снегу он значительно лучше всякого самоката относится. А вообще в Омске нужно электро технику на гусеничном ходу предлагать.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Громов

Всем привет,я сам из Омска,начал кататься на этих самокатах в начале июня,к середине июня они все уже были сломаны.Сейчас их уже нет.

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

"ради фана и веселья", вы же, люди, статьи которые пишете, сраные гуманитарии, вас, кроме русского языка и всякой философии, ничем не напрягают, а в итоге один хрен - непрофпригодные

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда