Развязать узлы: как пересадки становятся удобнее

Привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Транспортная система Москвы позволяет быстро и комфортно перемещаться по городу, но даже при использовании одного только метро пассажиры вынуждены переходить с линии на линию. Повысить эффективность и комфорт таких пересадок позволяют ТПУ — транспортно-пересадочные узлы. Об их роли в жизни города расскажу в своей колонке.

Узелок завяжется

На самом деле транспортно-пересадочные узлы появились давно. Просто раньше им не придавали столь особого значения, полагая, что пересадка, например, с метро на автобус — это что-то само собой разумеющееся. Со временем, по мере развития инфраструктуры и увеличения пассажиропотоков, появилась необходимость в более эффективных и удобных пересадках. Тогда-то и возник термин транспортно-пересадочный узел (ТПУ) или хаб.

В обиход горожан он вошел с появлением Московского центрального кольца. Дело в том, что станции МЦК не всегда располагаются рядом с метро и автобусными остановками, поэтому для удобства горожан нужны были новые решения.

Правительство Москвы поставило перед собой задачу разработать концепцию современных транспортно-пересадочных узлов - комфортные ТПУ играют значимую роль в формировании транспортной инфраструктуры города.

Сегодня самый большой ТПУ в Москве расположен на Комсомольской площади: он объединяет две станции метро, три железнодорожных вокзала и линию МЦД. В будни суммарный ежедневный пассажиропоток здесь достигает почти 348 тысяч пассажиров. В перспективе через этот узел будет проходить еще один диаметр.

Узловая экономика

Теперь немного теории.

Транспортно-пересадочные узлы бывают двух типов — плоскостные и капитальные. В плоскостных ТПУ нет капитальных зданий или закрытых переходов — пересадки между разными видами транспорта происходят в одном уровне (на улице), например, со станции МЦД/ МЦК на автобусную остановку. Зачастую такие узлы совмещены с перехватывающей парковкой, где автовладельцы могут оставить свои машины и пересесть в метро. Вот, к примеру, одна из крупнейших парковок у станции «Аннино».

На фото: перехватывающая парковка у «Аннино» на 906 машино-мест/ Фото: НИИ «МосТрансПроект»
На фото: перехватывающая парковка у «Аннино» на 906 машино-мест/ Фото: НИИ «МосТрансПроект»

Капитальные ТПУ рассчитаны на более серьезный пассажиропоток, представляя собой, как правило, большой многофункциональный комплекс. Он не только объединяет пересадки, но и создает новое общественное пространство с широким набором услуг.

В состав капитального ТПУ (порой многоэтажного) могут входить ТЦ с кофейнями, магазинами, кафе, салонами красоты, кинотеатрами, отделениями почты, банками, фитнес-клубами, офисными центрами и пр. Примером такого узла является хаб «Саларьево», введенный в 2019 году. Появление таких ТПУ, кстати, создает новые рабочие места, что очень хорошо влияет на городскую экономику.

На фото: ТПУ «Саларьево», объединяющий станцию метро, международный автовокзал, остановки наземного транспорта, перехватывающую парковку и ТЦ «Саларис» / Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstroi.mos.ru%2F&postId=709442" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">stroi.mos.ru</a>
На фото: ТПУ «Саларьево», объединяющий станцию метро, международный автовокзал, остановки наземного транспорта, перехватывающую парковку и ТЦ «Саларис» / Источник: stroi.mos.ru

Пожалуй, ключевая особенность капитального ТПУ — возможность пересесть с одного вида транспорта на другой по крытым пешеходным галереям. Принцип организации таких пересадок называют «сухие ноги». В качестве примера хаба с пересадками в теплом контуре можно привести ТПУ «Шоссе Энтузиастов». Это хаб, объединяющий станцию метро, МЦК и наземный транспорт.

На фото: один из входов в ТПУ «Шоссе Энтузиастов» / Фото: Сергей Полетаев, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpoletaev.photo%2F&postId=709442" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://poletaev.photo</a>
На фото: один из входов в ТПУ «Шоссе Энтузиастов» / Фото: Сергей Полетаев, https://poletaev.photo

Разложи узлы на атомы

Проекты ТПУ состоят, как правило, из двух частей. Первая — это технологическая (или транспортная). При ее проектировании учитываются вопросы безопасности, соблюдения нормативов, улучшение комфорта и удобства пассажиров, разрабатываются транспортные схемы и планы благоустройства прилегающих территорий. Нужно, к примеру, минимизировать перепады высот, которые будут преодолевать пассажиры при пересадках в коридорах — слишком крутых спусков и подъемов не должно быть. Особое внимание, конечно же, уделяется удобству для маломобильных групп населения.

Вторая часть любого хаба — коммерческая, включающая магазины кафе, офисы, жилье, спортивные комплексы. Ее развитием занимаются уже инвесторы. Компании, которые будут развивать ТПУ, выбираются на конкурсах от Москомстройинвеста.

Вслед за инфраструктурой развивается и территория вокруг транспортно-пересадочных узлов. Например, благодаря ТПУ «Зорге» местные жители получили удобный способ переходить через железнодорожные пути. Чтобы попасть на соседние улицы, в рамках ТПУ «Хорошевская» появился безопасный надземный переход через шоссе. Еще один хороший пример организации общественного пространства — это ТПУ «Некрасовка». В сентябре 2022 г. на его территории открыли очень красивый ландшафтный парк. Благоустройство территории вокруг хабов предполагает, как минимум, расширение пешеходной зоны, обновление тротуаров, установку новых фонарей, появление новых мест для ожидания транспорта и навигационных указателей.

<p>На фото: ландшафтный парк возле ТПУ «Некрасовка» / Источник: АО «МОСИНЖПРОЕКТ»</p>

На фото: ландшафтный парк возле ТПУ «Некрасовка» / Источник: АО «МОСИНЖПРОЕКТ»

Ослабляем узлы

Сегодня в Москве более 260 транспортно-пересадочных узлов, в ближайшие годы (по мере открытия остальных станций метро и МЦД) появится еще несколько десятков. На некоторых проектах я бы хотел остановиться отдельно.

ТПУ «Нижегородская» — это крупнейший хаб, объединяющий под одной крышей и под одним названием станции Некрасовской линии и БКЛ, МЦК, одноименную железнодорожную станцию Нижегородская и остановки наземного транспорта. Этот ТПУ имеет огромное градостроительное значение для всей Москвы — он позволил подключить восточную зону столицы к городской системе скоростного внеуличного транспорта и объединил несколько станций, которые сегодня вместе формируют внушительный пассажиропоток.

ТПУ «Петровско-Разумовская» удобен тем, что здесь применяется кроссплатформенный тип пересадки: когда для перехода с одной линии на другую достаточно пройти на противоположную сторону платформы. Сама станция появилась шесть лет назад, но в будущем этот узел ждут большие изменения: здесь будет приближена ко входу в метро железнодорожная платформа будущего МЦД-3, построена новая платформа на МЦД-1. И все это будет объединено большим конкорсом с пассажирскими вестибюлями.

Среди интересных новых проектов я бы отметил ТПУ «Выхино», проект планировки территории которого разрабатывал МосТрансПроект. Это хаб еще проектируется, но уже сейчас ясно, что он существенно упростит жизнь пассажирам Таганско-Краснопресненской линии метро, южная часть которой в часы пик сильно нагружена. Здесь появится новое красивое здание — единый пассажирский терминал с общим распределительным залом, где пассажиры с разных направлений смогут делать пересадки. Гораздо удобнее станет пассажирам наземного транспорта — посадка и высадка на автобусы будет происходить с обеих стороны от станции. В проекте ТПУ предполагается строительство современного ТЦ, которым смогут пользоваться не только транзитные пассажиры, но и жители всего района Выхино-Жулебино.

О появлении новых интересных хабов в городе буду рассказывать в своих следующих колонках. Следите за новостями!

55
Начать дискуссию