Перспективы беспилотного транспорта в России

Перспективы беспилотного транспорта в России

Меня зовут Александр Сапов, я руковожу сервисом по бронированию трансферов GetTransfer.com. В этой статье я хотел бы поделиться своими мыслями относительно перспектив развития беспилотного движения в нашей стране.

По смелым прогнозам западных экспертов к 2025 году 40% продаваемых в мире легковых автомобилей будут ездить автономно. Это значит, что за ближайшие 5-6 лет рынку беспилотного транспорта предсказывают более чем 10-кратный рост. Что же будет происходить в данной сфере на том же временном отрезке в нашей стране?

Для начала обозначим текущие позиции. Разработка и тестирование беспилотников в России идет достаточно активно, в процессе участвует и научное сообщество (МАДИ, Таганрогский университет), и государство (“Иннополис”, КБ “Аврора”), и частный бизнес (“Яндекс”, КамАЗ). Тесты начнутся в ближайшее время сразу в нескольких регионах. Для автономных автомобилей уже внедрен специальный знак с буквой “А”, а трассы М7 «Волга» и М4 «Дон» вскоре получат статус транзитных, что необходимо для перегонки по ним беспилотников.

Речь идет о появлении на дорогах полутора сотен автономных единиц транспорта, в то время как заезды одиночных авто и небольших групп уже проводились.

Например, российский беспилотник StarLine успешно проехал от Санкт-Петербурга до Казани, а затем испытывался на подъездах к Крымскому мосту.

Происходит переход от тестирования беспилотных автомобилей в небольших закрытых пространствах (Сколково, Иннополис) к их выпуску на дороги общего пользования. Ближайшие три года будут проводиться эксперименты, на основе которых сформируют технические требования к автономному транспорту. Похожую работу проводят и те, кто внедряет беспилотники за рубежом. Например, подразделение General Motors под названием Cruise в Сан-Франциско занимается на своих автономных авто отработкой одного из самых сложных маневров - незащищенных левых поворотов.

Параллельно с этим происходит совершенствование правовой базы - бюрократизм нередко сдерживает инновационный прогресс, и тут спасет только продуманное законодательство. В условиях конкуренции между странами и производителями успешное появление беспилотников во многом зависит от того, на каком уровне будет отечественная промышленность, обеспечивающая транспорт нового поколения техническими компонентами.

В США процесс внедрения беспилотных авто продвинулся до обкатки проектов по решению конкретных практических задач. Например, почтовая служба страны (USPS) в мае 2019 года начала тестировать беспилотные грузовики для перевозок между штатами.

К главным преимуществам беспилотных автомобилей эксперты относят повышение комфорта передвижения и, самое главное, безопасности на дорогах. Если за счет соблюдающих правила автономных авто удастся снизить ежегодное количество жертв ДТП, то уже это будет достаточным основанием для внедрения нового типа транспорта. Однако речь идет не только о социальной роли, но и об экономической эффективности. И здесь перечень вариантов использования беспилотников намного шире. С их помощью предлагается:

  • перевозить грузы и пассажиров;
  • осуществлять сельскохозяйственные работы;
  • решать задачи логистики в нефтегазовом секторе;
  • мониторить лесные массивы, в том числе, выявлять незаконные рубки;
  • составлять картографию.

Сомнения в необходимости умных машин в разных отраслях развеялись практически у всех. По большей части непонятными остаются только детали, а общая картина перехода на беспилотники вполне ясна.

Нужно помнить об особых условиях для эксплуатации умных автомобилей в России. Главное - климатический фактор. Наша страна существенно отличается от, к примеру, Калифорнии, откуда идут многие технологические прорывы в данной сфере. У нас несколько месяцев в году на дорогах и рядом с ними лежит снег, которого беспилотники пока “видеть” не научились. Этого примера достаточно для того, чтобы понимать специфику внедрения автономного транспорта в российских условиях. Вполне вероятно, что мы, как и во многих отраслях, пойдем своим путем, существенно отличающимся от общемирового.

Пока беспилотников в свободной продаже нет, хотя и существуют машины с функцией автопилота, например, та же Tesla.

Предполагается, что после появления таких авто на дорогах общего пользования их цена будет, как минимум, в 2, а то и в 3 раза выше, чем у обычных моделей. Переплачивать придется не только за датчики, камеры и искусственный интеллект на борту, но и за содержание внешней инфраструктуры (например, разметка на дорогах для умных авто должна быть идеальной). Конечная стоимость будет зависеть от уровня оснащенности беспилотника.

Для большинства жителей нашей страны новый автомобиль по двойной цене при сохранении текущих экономических условий остается недоступным.

И здесь государство может применить привычные инструменты субсидирования как производителей, так и покупателей. А с развитием дорожной инфраструктуры и производства стоит ожидать и снижения цен на беспилотники.

Справедливости ради надо отметить, что вопрос цены актуален для производителей умных авто во всем мире. Компания Volvo планировала к 2017 году предоставить гражданам Швеции в пользование 100 беспилотников для повседневных поездок по местным дорогам. Однако эти планы были отодвинуты, как минимум, на 4 года, во многом как раз из-за вопроса цены. В Volvo пришли к выводу, что за функцию автоматического вождения владельцу авто придется доплачивать примерно 10 000 $. Прежде чем выпускать такие машины в продажу, производитель хочет убедиться в том, что их будут покупать.

Появление беспилотников вполне сравнимо с тем, как на наших дорогах внедряются электрокары. Работающих только от батарей машин все еще остается мало, несмотря на то, что в свободной продаже они есть достаточно давно. С автономными авто ситуация еще сложнее из-за особенностей их внутренней “начинки” и окружающей инфраструктуры. Если электрокарам нужны только заправки с розетками, то для движения беспилотников требуются карты или 3D-модели местности, а также специально подготовленные дорожные условия. Достаточно упомянуть здесь потребность в четкой в любое время года разметке, которая в России даже во многих крупных городах остается сезонным явлением.

Можно быть уверенными, что беспилотные авто в ближайшие годы действительно сделают большой рывок вперед и покажут впечатляющие достижения.

Однако, во-первых, ждать повсеместного перехода на них преждевременно. Да, на специально подготовленных участках трасс умные авто могут занять существенный процент трафика. Но в целом при учете размеров нашей страны и состояния дорог в обозримом будущем основным останется привычный пилотируемый человеком транспорт.

Во-вторых, до создания робота, справляющегося со 100% дорожных ситуаций пока тоже далеко. Современные беспилотники не безошибочны, и таковыми они останутся достаточно долго. Производители решают эту проблему по-разному. Например, в Nissan прорабатывают возможность совершения так называемых “телеопераций”, когда управление оказавшимся в тупике роботом перехватывается удаленным оператором. Решение не блещет изяществом и технологичностью, но иного пока придумать не выходит.

Впрочем, не стоит сомневаться, что за беспилотниками будущее. Вопрос только в том, когда оно наступит.

33
3 комментария

Первое что нужно делать ( из-за наших расстояний!) беспилотная перевозка грузов!
Я это представляю в виде контейнерных платформ движущихся хотя бы со скоростью 50 км/ч. Но для этого нужно делать ( строить ) выделенную беспилотную полосу между мегаполисами!

1
Ответить

Первое, что нужно делать из-за наших расстояний - развивать авиацию. А не строить дорожки из фатастических романов Стругацких и иже с ними.

1
Ответить