Зарубежные заказчики, иски и постоянные тесты: что происходит с беспилотником Matrёshka после слухов о банкротстве

Краткая история российского беспилотного автобуса и его дальнейшие планы.

Летом 2018 года компания-разработчик российского беспилотного автобуса Matrёshka «Бакулин моторс групп» получила иск о банкротстве, после которого появились слухи о закрытии проекта. Банкротства не случилось, но обещанные новые автобусы Matrёshka так и не появились, а исков по долгам перед поставщиками стало больше.

Создатель проекта Алексей Бакулин утверждает, что не отказывается от него и скоро покажет новую версию Matrёshka. Параллельно с этим компания продолжает выпускать автобусы для городских и междугородних поездок Volgabus — но новые беспилотники появятся только после «необходимых тестов».

Алексей Бакулин и Matrёshka
Алексей Бакулин и Matrёshka

Путь Matrёshka

Volgabus работает над проектом Matrёshka с 2014 года. Для этого основной владелец и гендиректор Volgabus Алексей Бакулин создал отдельную компанию для развития инновационных проектов «Бакулин моторс групп» (БМГ).

Сейчас БМГ — головная компания, которой принадлежит бренд Volgabus. В 2016 году Бакулин вышел из состава учредителей ООО «Волгабас», следует из данных системы «Контур.Фокус». Эти компании связаны общим акционером в лице компании «Юниаструм Капитал», также у них есть права на товарный знак Volgabus.

Представитель БМГ не объяснил vc.ru, почему Бакулина нет среди акционеров ООО «Волгабас», но сказал, что структура холдинга не влияет на его работу.

Matrёshka — это не конкретный автобус, а модульная система беспилотного коммерческого транспорта для перевозки пассажиров и грузов, написано в презентации проекта.

Модульная схема позволяет быстро менять неисправный или требующий техосмотра модуль, не снимая платформу или смартбус с эксплуатации. При этом на замену модуля уходит не более 15 минут.

Все обновления ПО происходят во время зарядки транспорта электрическим током. Телеметрия всех узлов в реальном времени позволяет прогнозировать износ и техосмотр компонента либо целого модуля, не допуская выхода их из строя в процессе эксплуатации.

из описания Matrёshka

Кроме автобуса компания заявляла ещё две модификации Matrёshka — в виде открытой платформы для перевозки контейнеров и других грузов и закрытой — для транспортировки специфических грузов.

Презентация Matrёshka
Презентация Matrёshka
Концепт МС26 Презентация Matrёshka
Концепт МС26 Презентация Matrёshka
Концепт M2 Platform Презентация Matrёshka
Концепт M2 Platform Презентация Matrёshka

Первый прототип беспилотного автобуса компания представила в июле 2016 года, он был спроектирован в партнёрстве с резидентом «Сколково» Avrora Robotics. Опытный образец был рассчитан на шесть пассажиров.

В мае 2017 года компания показала обновлённую версию Matrёshka. Тестирование автобусов проходит в Сочи и «Сколково», рассказывал тогда глава БМГ: «Сейчас уже собрано пять машин, до конца года будет ещё десять для тестов на закрытых территориях».

Стоимость сборки одного электробуса на тот момент составляла 8,5 млн рублей, однако когда производство Matrёshka станет серийным, цена снизится до 3,5 млн рублей, обещал Бакулин.

Matrёshka, которую БМГ показала на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2017 года
Matrёshka, которую БМГ показала на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2017 года

Бакулин говорил, что серийное производство беспилотных электробусов начнётся в конце 2018 года, однако этого так и не произошло. В августе 2018 года источники издания Drom.ru сообщили, что БМГ закрыла проект Matrёshka из-за долгов и иска о банкротстве.

Собеседники издания рассказывали, что компания не смогла найти способ заработать на беспилотных автобусах в условиях отсутствия инфраструктуры и законодательной базы для регулирования беспилотников на дорогах.

По данным источников Drom.ru, собранные четыре модели Matrёshka компания передала Московскому политехническому университету, где «время от времени на них по указанию ректора катают разные делегации».

Обновлено 5 июля. В пресс-службе Московского политеха рассказали vc.ru, что получили только два автобуса, которые пока не доделаны, и на них никто не ездит.

В прошлом году нам передали только два автобуса — фактически, это даже не автобусы, а макеты. Даже при наличии технической возможности и разрешении юридических формальностей вроде согласования с компанией-владельцем, текущее законодательство не позволяет использовать макеты беспилотных автобусов для перевозки пассажиров.

Таким образом, на них никого не катают, даже ректор не может заставить инженеров катать кого-либо на неподготовленной технике, так как это небезопасно. Сейчас с автобусами работают студенты, которые занимаются «доведением макетов до ума» в рамках научной и образовательной деятельности по разработке беспилотного транспорта.

пресс-служба Московского политеха

На следующий день после публикации Drom.ru Бакулин заявил, что работа над Matrёshka продолжается и компания планирует выйти на зарубежные рынки. Глава БМГ пообещал представить прототип новой версии электробуса Matrёshka 2.0 в октябре 2018 года на выставке Busworld Russia.

Новая версия получит место для оператора, который сможет управлять электробусом в непредвиденных ситуациях, полноценное лобовое стекло и больше посадочных мест в салоне, описывал Matrёshka 2.0 представитель БМГ Кирилл Урванцев.

Мы пока не определились, будет ли руль у нового прототипа, но в соответствии с мировыми трендами однозначно появится возможность ручного управления оператором.

Точную стоимость вложений в новый проект сложно оценить, но речь идёт о нескольких десятках миллионов рублей.

Кирилл Урванцев, в беседе с РБК, август 2018 года

Компания так и не показала на Busworld Russia 2018 новую версию Matrёshka, ограничившись электробусом «Ситиритм 12E». БМГ продолжает работать над проектом и сейчас готовит прототип третьей версии Matrёshka (M3) к тестовым испытаниям, заверил Урванцев в разговоре с vc.ru.

Однако показать M3 широкой публике компания пока не готова. Сроки презентации и начала серийного производства Matrёshka Урванцев не назвал. При этом, по его словам, у проекта уже есть зарубежный заказчик, но кто это, представитель БМГ не говорит.

В настоящее время БМГ готовит первые серийные образцы шаттла Matrёshka нового поколения для одного из зарубежных клиентов. Эти машины будут работать на выделенных линиях. Как только первая машина завершит все необходимые тесты, мы проведём ее презентацию.

Кирилл Урванцев, представитель БМГ

M3 рассчитана на 18 пассажиров — всё, что Урванцев сказал о новой версии Matrёshka. Кроме этого, компания работает над платформой для логистики внутри цехов и беспилотным вездеходом Snowbus для работы в полярных регионах. Snowbus компания представила в июне 2019 года.

Сейчас прототипы M3, Snowbus и логистической платформы проходят испытания на полигоне БМГ во Владимирской области. Там же находятся прототипы первой версии Matrёshka, компания использует их для тестов машинного зрения, рассказал Урванцев.

Snowbus
Snowbus

Иски от партнёров

С июня 2018 года БМГ получила более 20 исков на общую сумму 48,6 млн рублей, у «Волгабас» 19 исков — на 691,2 млн рублей, следует из данных системы «Контур.Фокус». Многие из них не связаны с проектом Matrёshka. Среди крупнейших истцов:

  • «Политех-Инжиниринг» (лаборатория CompMechLab, структура петербургского Политехнического университета) — требует 13 млн рублей. С этой компанией БМГ договорилась в 2016 году, что CompMechLab оптимизирует конструкцию каркаса кузова городского автобуса «Ситиритм 12». Иск подан в августе 2018 года, разбирательства по делу пока продолжаются.
  • «Хелла» — российское подразделение немецкого производителя автозапчастей Hella. В январе 2019 года выиграла иск на 11,5 млн рублей. БМГ не расплатилась с Hella за поставки деталей, решения суда компания не обжаловала.
  • «Кросна-мотор» (структура группы Crosna) — требует 7,4 млн рублей. БМГ использовала электродвигатель от Crosna в электробусе «Ситиритм 12E», который представила в конце 2017 года. Иск подан в марте 2019 года и ещё не рассматривался по существу.
  • «Визиллект сервис» (структура Института проблем передачи информации при РАН) — требовала 4,7 млн рублей, но стороны заключили мировое соглашение. «Визиллект сервис» разрабатывала систему беспилотного управления для Matrёshka, но БМГ не заплатила за работу. Компания обратилась в суд в июле 2018 года, в сентябре стороны договорились, что БМГ расплатится за работу в рассрочку до конца 2018 года.

Иск о банкротстве, после которого издание Drom.ru сообщило о закрытии проекта, компания «Вита-МСК» подала в июле 2018 года. В ноябре суд вернул заявление, так как истец подал его с нарушениями и не устранил их. Перед этим «Вита-МСК» удалось выиграть иск к БМГ на 3 млн рублей.

У компании более ста контрагентов, иногда бывают споры, которые решаются в суде, заявил vc.ru Урванцев. По его словам, судебные разбирательства не влияют на работу компании.

Это абсолютно нормальная практика, обычная хозяйственная деятельность. Часть исков заканчиваются мировым соглашением, часть в нашу пользу. В любом случае это не влияет на устойчивость компании.

Кирилл Урванцев, представитель БМГ

На какие деньги развивается проект

Глава БМГ неоднократно заявлял, что все работы, связанные с проектом Matrёshka, компания финансирует самостоятельно. Размер инвестиций в Matrёshka он никогда не раскрывал.

В феврале 2017 года Агентство стратегических инициатив заявило, что выделит БМГ грант в размере до 200 млн рублей на разработку системы беспилотного управления транспортом. Компания пока не получала никаких средств, говорил представитель БМГ в августе 2018 года.

За последний год БМГ удалось привлечь несколько частных инвесторов, также компания получила аванс по контракту с зарубежным клиентом, говорит Урванцев. Ни имён инвесторов, ни суммы полученных инвестиций он не раскрывает.

Алексей Бакулин владеет 75% ООО «БМГ». Ещё 25% принадлежат компании «Юниаструм Капитал». Доля Бакулина заложена в банке «Восточный» до полного погашения кредита.

«Восточный» получил долг БМГ с присоединением банка «Юниаструм» в 2017 году, где кредитовалась Volgabus. Volgabus — крупнейший должник «Восточного», объём его реструктурированной задолженности составляет 606 млн рублей, писало The Bell со ссылкой на предписание ЦБ в июне 2019 года.

«Восточному» также принадлежат 13,4% в ООО «Волгабас», 4,8% — у «Юниаструм Капитала». 81,8% ООО «Волгабас» принадлежат финансовой компании «Развитие», не связанной с Бакулиным, эта доля также заложена в «Восточном».

Оборот группы, по словам Урванцева, составляет более 10 млрд рублей в год. По данным системы «Контур.Фокус», выручка ООО «Волгабас» за 2017 год составила 4,8 млрд рублей, чистая прибыль — 26,2 млн рублей. БМГ закончила 2017 год с убытком 35,8 млн рублей при выручке 698,9 млн рублей.

Представитель АСИ обещал вернуться с комментарием о поддержке проекта Matrёshka позднее, в пресс-службе банка «Восточный» не ответили на запрос vc.ru.

99
24 комментария

А можно как нибудь по нормальному вещи называть? Матрешка, маруся, прям испанский стыд

10
Ответить

Ты вообще нахрена кириллицей пишешь тут, стыдливый?

12
Ответить

Беспилотный автобус "Испанский Стыд"!

10
Ответить

Есть arrival.com, тоже с российскими корнями.Вроде нормальное название %)

1
Ответить

А что не так с названием? За что у вас «испанский стыд»?

Ответить

Никогда не понимал, почему для начала не начнут с беспилотных поездов/трамваев, это же проще должно быть. В метро по тоннелю двигаться - нужен пилот, а по траффику в городе - не нужен?

9
Ответить

Из за инфраструктуры. Автобусу нужна дорога которая уже есть, а там нужны рельсы.

Ответить