«Яндекс» запустил тестирование роботов-курьеров для перевозки небольших грузов Статьи редакции
Компания хочет использовать роботов для доставки продуктов, еды и заказов из интернет-магазинов, но пока тестирует их в своей штаб-квартире.
«Яндекс» разработал собственного робота-курьера, который может перевозить небольшие грузы. Шестиколёсный аппарат высотой около 50 сантиметров, который может ездить по городским тротуарам со скоростью пешехода, уже тестируется в компании, рассказали vc.ru в «Яндексе».
Робот полностью спроектирован и собран командой «Яндекса». По словам разработчиков, на его создание ушло несколько месяцев, а в основе устройства лежат те же технологии, что и в беспилотных автомобилях компании.
При разработке инженеры использовали значительную часть алгоритмов беспилотников, адаптировав их под новые задачи и компактную конструкцию. Так, робот с помощью лидара, сенсоров и камер определяет свое местоположение в пространстве, распознаёт объекты вокруг и планирует маршрут, исходя из полученных данных об окружающем мире. Для передвижения он так же, как и автомобиль, использует заранее составленные подробные карты местности.
Робот умеет пропускать пешеходов и животных, объезжать препятствия и ездить ночью. По словам разработчиков, его конструкция позволяет преодолевать невысокие бордюры и неровности дороги. «Мы также тестируем сейчас новые варианты шасси, которые помогут роботу справляться с более сложным рельефом, и делать это максимально бережно для груза», — рассказывают в компании.
Во время движения устройство светится ровным белым светом, чтобы быть заметнее для окружающих. После прибытия в пункт назначения цвет подсветки меняется на зеленый.
В верхней части аппарата расположена крышка грузового отсека, которая во время перемещения робота закрывается на замок. Открыть её может только получатель посылки с помощью мобильного приложения.
Первые несколько роботов тестируются на территории штаб-квартиры «Яндекса»: они перевозят документы от входа в кампус до автобуса, который курсирует между офисами компании в Москве. Длина кругового маршрута тестовых аппаратов составляет около 400 метров. В «Яндексе» поясняют, что двор компании открыт для жителей города, поэтому посмотреть на работу автоматизированной доставки смогут все желающие.
По территории кампуса роботы передвигаются самостоятельно, однако на этапе испытаний за ним дистанционно наблюдает оператор. «Это позволяет нам проследить, как люди взаимодействуют с роботом, чтобы в будущем создать наиболее удобный интерфейс и систему коммуникации с человеком», — пояснил представитель компании.
Проблема «последней мили»
Доставка заказа до двери покупателя с помощью роботов — это следующий шаг на пути создания полностью автоматизированной цепочки перемещения товара от производителя до потребителя, считают в «Яндексе».
Роботы уже активно используются в производственных цехах и складах. Однако последний этап доставки до двери покупателя по-прежнему остаётся наименее автоматизированным. До сих пор доставкой на «последней миле» занимались только курьерские компании.
В «Яндексе» считают, что использование роботов-курьеров для «последней мили» поможет увеличить скорость доставки и одновременно уменьшить её стоимость — особенно при использовании сервиса в периоды пиковых нагрузок.
Разработанный «Яндексом» робот не сможет заезжать в подъезды или использовать лифты для доставки до двери квартиры — покупателям, которые живут в многоквартирных домах, придется спускаться к аппарату для получения заказа.
Однако в компании не считают это проблемой. «Если есть возможность получить товар дешевле и быстрее, то необходимость спуститься за ним к подъезду уже не играет большой роли, — объясняет команда. — В данный момент наша основная задача заключается в том, чтобы научить роботов наиболее эффективно передвигаться по улицам городов».
В 2020 году «Яндекс» планирует увеличить флот роботов-курьеров и запустить пилотный проект с сервисами компании. Представители «Яндекса» предполагают, что робот может органично вписаться в её экосистему — например, его можно использовать для доставки еды и продуктов в «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке», а также товаров из интернет-магазина «Беру».
Роботы-курьеры могут использоваться и для внутренних нужд — развозить комплектующие в дата-центрах. Кроме того, «Яндекс» не исключает возможность продажи аппарата сторонним компаниям.
Согласно отчёту исследовательской компании IGD, быстрая доставка наиболее востребована в сегменте еды и товаров повседневного спроса. В 2018 году этот рынок оценивался в $148 млрд, а к 2023 году он вырастет до $375 млрд, считают в IGD.
В России спрос на быструю доставку также растёт. Согласно исследованию агентства «Infoline-аналитика», рынок онлайн-доставки продуктов питания самими ритейлерами и службами доставки по итогам 2018 года вырос на 50%, до 23 млрд рублей.
Роботы-курьеры уже тестируются зарубежными компаниям. Стартап сооснователей Skype Януса Фрииса и Ахти Хейнла Starship Technologies доставляет еду на территории кампуса университета Джона Мейсона в США. Студентам доступна еда из ближайших кафе. Стоимость доставки составляет $1,99.
С января 2019 года роботы-курьеры тестируются компанией Amazon в штате Вашингтон. Ритейлер вывел на маршрут шесть роботов, которые работают с понедельника по пятницу в светлое время суток.
Свой робот-курьер есть у команды Sberbank Robotics Logistics. По словам руководителя Лаборатории робототехники «Сбербанка» Альберта Ефимова, разработанная модель может доставляет любые грузы весом до 15 кг в пределах офиса. Устройства были продемонстрированы на ПМЭФ 2019.
Сможет ли он справиться со свежеположенным бордюром?
Заодно будет тестирование городской инфраструктуры на доступность. Массовое роботизированное тестирование с нагляднейшей документацией всего бардака! Профит же чистый! И людям с ограниченными возможностями, наверное, поможет в перспективе