Новые проекты на карте ИБ-стартапов: первые результаты CyberStage

В феврале мы анонсировали CyberStage, программу поддержки кибербез-стартапов. За первые полгода успели поработать с 25 проектами, лучше понять рынок ИБ и даже пересмотреть подход к работе. В этой статье делимся выводами и инсайтами, а также впечатлениями одного из участников программы — поставщика инструментов безопасной разработки Kodera. #солар_изнутри

Потенциал не только в инновациях

Чем быстрее развиваются технологии и глубже проникают во все сферы жизни, тем больше решений в сфере информационной безопасности требуется. Однако крупные корпорации, обладающие большими бюджетами, не фокусируются на маленьких нишах, а конкурируют за крупные же сегменты рынка, за сложные направления, например, сетевая безопасность. Нетрудно догадаться, где в этой ситуации максимальный потенциал для молодых проектов: узкие ниши — это голубой океан для стартапов, способных предложить хороший прикладной продукт, новую категорию или подход.

Есть куда расти

За рубежом крупные заказчики приобретают 100–200 решений, произведённых независимыми ИБ-вендорами, которые закрывают различные задачи по защите контура безопасности компании.

В России же мы насчитали всего 174 вендорских проекта (не беря в расчет крупных игроков с выручкой выше 1 млрд), около 30 из них основаны в последние 2–3 года. При этом, как уже было сказано, некоторые узкие ниши пока не освоены, и конкуренция в них активно развивается. Успешные ИБ-стартапы сейчас растут на 49% в год – это внушительные темпы, которые показывают потенциал небольших компаний на российском рынке.

Молодым проектам нужен BizDev-партнер

Мы часто оперируем термином «стартап», но работаем с очень разными командами и по масштабу, и по амбициям, и по бэкграунду: есть студенческие проекты, а есть предприниматели с опытом CISO на международном рынке. Соответственно, запросы у них тоже разные, выходящие за рамки «поддержки для новичков» — нужно создать для предпринимателей новый опыт, меняющий представление о рынке и продукте.

С этой точки зрения подход CyberStage себя оправдал. Чаще всего команды приходят к нам, чтобы получить обратную связь от экспертов нашего Advisory Board, представителей лидирующих технологических компаний, а также от бизнеса, в том числе «Солара». Второй по популярности запрос — помощь в подготовке к привлечению венчурных инвестиций. Небольшие команды часто приходят за конкретной экспертизой — юридической, финансовой, вопросы сертификации, пентесты, — когда нужно решить точечный вопрос, а тратить собственные ресурсы было бы нерационально.

Новые проекты на карте ИБ-стартапов: первые результаты CyberStage

Подводим итоги и делаем выводы

CyberStage — программа поддержки предпринимателей в области информационной безопасности от «Солара». Её ключевые направления — менторство и экспертиза, ресурсная поддержка, работа с технологиями и Advisory Board, пул экспертов-менторов.

На запуске программы мы подготовили меню стандартизированных форматов поддержки стартапов, но переосмыслили подход к работе уже в первое полугодие. Сегодня CyberStage не предоставляет универсальных решений, а находит уникальное, отталкиваясь от ситуации, в которой находится предприниматель. Мы выступаем проактивным бизнес-партнером, готового подключиться к решению нетипичных задач развития проектов. При этом мы анализируем частые запросы, чтобы спланировать ресурсы и предлагать востребованные услуги, например, pentest.

CyberStage развивается отдельно от венчурного трека «Солара», в рамках программы мы делаем вклад в развитие сообщества, а также строим знание о рынке, ИБ-проектах воронке стартапов. Программа работает в интересах отрасли, и мы видим, что именно так ее и воспринимают: крупные партнёры, институты развития, фонды также настроены на сотрудничество с нами.

У молодых компаний высокий интерес к проекту: за полугодие в CyberStage пришло 25 стартапов, 4 из которых уже находятся на этапе привлечения финансирования. Прошло более 30 сессий с экспертами и 5 встреч Advisory Board. Своим опытом участия поделился Евгений Кошкин, генеральный директор Kodera.

От опасений к результату: опыт Kodera x CyberStage

Компания Kodera была основана в феврале 2024 года бывшими сотрудниками JetBrains, и занимается разработкой DevSecOps инструментов для разработчиков. Kodera packages – первый продукт компании, релиз которого состоится в сентябре 2024 года, – уже имеет двух потенциальных заказчиков. Kodera — один из участников программы CyberStage.

Евгений Кошкин
генеральный директор компании Kodera
До того, как мы начали участвовать в программе, чувства были смешанные: нам казалось, что «Солар» нас, как молодую команду, просто будет оценивать с точки зрения потенциального приобретения. Но ожидания не совпали с реальностью: в лице CyberStage мы нашли проактивного бизнес-партнёра.

Самые важные выводы, которые мы сделали, связаны с пониманием B2B-продаж, сегментации рынка и нашего правильного позиционирования. Вместе с CyberStage мы провели Customer Development — оценили наш продукт на востребованность с точки зрения потенциальных потребителей, то есть различных ролей и функций в ИБ. Еще мы наметили дорожную карту привлечения инвестиций в 2025 году.

Одним из главных инсайтов стало то, что мы в Kodera осознали необходимость создания доступной для скачивания бесплатной версии продукта — в нашей нише очень мало кто дает такую возможность техническим специалистам, а мы планируем это реализовать.

Ребята из CyberStage очень помогли нам с пониманием правильной структуры организации B2B продаж именно на российском рынке, поделились реальным опытом. Например, мы много говорили про пилотные проекты как основной способ конвертирования запросов в заказы.

Видимые результаты совместной работы Kodera и CyberStage мы увидим с выходом продукта Kodera Packages, однако сотрудничество с программой поддержки уже даёт компании ощутимую пользу.

Что впереди?

Мы заметили, что на российском рынке мало знают о существующих отечественных проектах, и многие качественные и полезные решения остаются без внимания. Поэтому к осени этого года мы готовим Cyber-карту (название рабочее). Это общая база проектов, которая даст полноценное представление о ландшафте и структуре рынка ИБ-продуктов на базе аналитики CyberStage. По нашей задумке, карта будет представлять из себя список всех проектов, связанных с информационной безопасностью, которые есть в России, с возможностью рассортировать их по группам. Она поможет стартапам, инвесторам, экспертам и стратегам находить друг друга.

Среди других планов программы — всесторонний рост. Ожидаем, что до конца года в CyberStage поучаствует около 40 молодых проектов. Чтобы поддержать их, будем привлекать внешних менторов и партнеров, что означает потенциальные гранты. Наше ноухау, Advisory Board, тоже будет расти: мы запустим вторую группу из 5–6 экспертов.

О старте CyberStage писали тут:

77
Начать дискуссию