{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сеть доставки роллов «Ёбидоёби» рассказала о себе 28 миллионам россиян

История красноярской доставки суши и роллов – от одной точки до федеральной сети с выручкой более 400 млн рублей в год.

Константин Зимен и Дмитрий Прадед

Привет, на связи Костя Зимен и Дима Прадед. В 2016 году мы основали скандальную сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби». За это время мы открыли по франшизе 29 точек доставки в 23 городах страны – от Калининграда до Владивостока.

Одна точка в Казахстане откроется в конце года. Дальше – европейский и американский рынки. В статье расскажем, как мы сделали бизнес на забавных названия, судах с ФАС и качественных продуктах.

Скандальное название как способ привлечь внимание

Первым вариантом названия было словосочетание «Имбирный день». К счастью, судьба решила иначе.

Однажды вечером мы сидели в кальянной и в шутку решили заглянуть в русско-японский словарь 1975 года. Там нашли смешной перевод для «дня недели» — «Ёби». Потом на глаза попалась «суббота» — «Доёби». Мы сразу сложили два слова и получилось «Ёбидоёби».

Ещё несколько дней мы вынашивали идею сменить название на эпатажное, думали о рисках и о том, выстрелит ли оно. И решили рискнуть. В 2016 году открылась первая точка «Ёбидоёби» — сети доставки суши и роллов в Красноярске. До сих пор мы существуем под ним и ни разу не пожалели о таком решении.

Конкурентный рынок Сибири и первая точка в 100 квадратов

Выйти на рынок доставки еды в Красноярске было сложно — это один из самых конкурентных рынков в сегменте общественного питания в России. Здесь высокий уровень сервиса, много точек и крутых ресторанов. Некоторые имеют международное признание и попадают в шорт-листы лучших заведений мира.

У нас было около 300 конкурентов — компаний по доставке суши, роллов, пиццы. Мы знали, что нужно отстраиваться от них, делать что-то лучше и получать признание потребителей.

В 2016 году у нас не было финансового плана, но была понятная бизнес-цель: мы хотели доставлять суши и роллы без фактического кафе, где гости могли посидеть. Это то, что сейчас называется «dark kitchen». Несмотря на это, у точки была вывеска и небольшое помещение в фирменном дизайне.

В первую точку вложили собственные накопления — 3 млн рублей. Этого хватило на аренду помещения в 100 квадратных метров, оборудование, найм персонала, посуду, приборы и разные мелочи. С поиском помещения проблем не было, хотя пару раз арендодатели отказывали нам под предлогом «слишком провокационного названия».

Первый день работы

Чаще всего кафе или рестораны сперва открываются, а затем создают и раскручивают группы в социальных сетях. Мы шли обратным путем: сначала создали группу ВКонтакте и назвали «Открываем доставку вместе». В этом сообществе задавали вопросы о будущей доставке, делились советами, обсуждали меню, посуду и упаковку. К моменту фактического открытия точки у нас уже было 10 000 вовлеченных подписчиков. Затем мы переименовали группу в «Ёбидоёби» — 22 января 2016 года.

На следующий день про нас написали более 160 медиа. Среди них Лента.ру, Газета.ру и даже Washington Post. Нам звонили журналисты, поставщики предлагали услуги, более 600 человек хотели купить у нас франшизу, которой на тот момент еще не было. Тогда мы точно поняли, что надо ее делать.

В первый день работы точки доставки мы заработали 45 тысяч рублей. К концу месяца выручка выросла до 1,2 млн рублей — это отличный результат для рынка Красноярска.

Тем не менее, через 3 недели работы у нас начались первые проблемы с прокуратурой и антимонопольной службой.

Франшиза в Хабаровске и пауза на два года

Мы не были готовы к наплыву известности, звонкам журналистов и заявкам на франшизу — это все случилось в первый день работы. Тогда мы точно поняли, что надо «упаковывать» нашу сеть под продажу франшиз и расширяться по России.

Первую франшизу мы продали через 3 месяца после старта. Покупательницей стала Валерией из Хабаровска: она была первой, кому приглянулся наш хулиганский стиль. В августе 2016 открылась первая франшизная точка. После продажи первой франшизы стало ясно, что надо дорабатывать продукт, создавать управляющую компанию и колл-центр, делать единый сайт и мобильное приложение, строить команду. На это ушло 2 года – за это время мы не рисковали и не искали новых франчайзи.

Сейчас все иначе. Теперь в нашем франчайзинговом предложении:

  • Федеральный колл-центр.
  • Готовый сайт и мобильное приложение.
  • База знаний.
  • Маркетинг, продвижение и аналитика от наших маркетологов.
  • Школа руководителя. Это семидневный тренинг: перед открытием команда поваров выезжает в точку для обучения персонала.
  • Бухгалтерская и юридическая поддержка.
  • HR-поддержка.
  • Гарантия на доставку от 50 заказов в день.
  • Поддержка в развитии собственной курьерской службы.

Мы выработали важное правило: по одной франшизе на один город. Так удобнее поддерживать коммуникацию и не создавать конкуренции.

В среднем срок окупаемости франшизы – от 8 месяцев. Паушальный взнос и инвестиции зависят от размера города и его численности. Обычно франчайзи строит кухню размером в 120 квадратных метров с оборотом около 5 млн рублей в месяц.

Проблемы с законом

Когда мы решили оставить название «Ёбидоёби», то знали, что привлечем внимание всех. В том числе и органов власти. После публикаций в СМИ сеть начали проверять ФАС и прокуратура.

Были случаи, когда жаловались жители тех городов, где мы открывались: они считали, что название задевает их моральные устои и портит облик города. Эти истории тянутся с момента открытия первой точки. Так как в России нет практики прецедентного права, в каких-то регионах суд не находит дела для рассмотрения, а где-то выносит решение не в нашу пользу.

Через три недели после открытия первой точки на нас снова пришла жалоба. На этот раз Управлению архитектуры мэрии Красноярска не понравилась вывеска с названием «Ёбидоёби», и они пожаловались в УФАС.

УФАС передал это дело в другие органы, потому что признал, что вывеска не является частью рекламы, а значит этим делом антимонопольная служба не занимается. Жители несколько раз самостоятельно сдирали вывеску. Приходилось вешать ее заново.

У нас есть догадки, что это были заказы УФАС и управления архитектуры города. Были моменты, когда мы распечатывали название точки на листах бумаги. От этих историй мы только выигрывали: о нас постоянно писали местные и федеральные СМИ, что экономило нам бюджет на рекламу в этих же изданиях.

За первые 6 месяцев работы сети о нас узнала аудитория из 28 миллионов человек. А мы не вложили в это ни рубля.

Вывеска из листов А4

У нас накопилось большое количество судебных протоколов. Например, есть официальный документ, где суд по интеллектуальным правам вынес решение о том, что слово «Ёбидоёби» тождественно слову «еб***». Об этих случаях мы можем написать целую книгу, но это тема другой статьи.

Команда и меню

За четыре года работы мы упаковали и полностью доработали наш продукт. Теперь каждая точка унифицирована: есть фирменный стиль и требования, которым надо соответствовать.

На одной точке в среднем работают 20 человек: это шеф-повар, су-шеф, несколько поваров, администратор, персонал по уборке и 10 курьеров. В бэк-офисе в Красноярске находится топ-менеджмент — CEO, региональные директоры по Дальнему Востоку, Сибири и европейскую части России. Также – команда SMM, отдел франчайзинга, продаж и маркетинга, отдел шеф-поваров и технологов. Есть разработчики, которые делают для нас приложение и занимаются поддержкой сайта. Ещё мы постоянно находимся в поиске новых программистов. Если вы программист и читаете этот текст — напишите нам, пожалуйста :)

Меню сделано в духе нашего скандального стиля: есть сеты роллов Куни Ли, Бич, Си Сяке. Чтобы быть в курсе новых вкусов рынка и качества продукта конкурентов, мы постоянно работаем в режиме «тайных покупателей»: ходим по кафе и ресторанам японской кухни, заказываем роллы в офис или домой.

Сперва кажется, что в изготовлении роллов нет никаких сложностей. Например, в роллах «Филадельфия» три ингредиента: рис, сливочный сыр и лосось. Если погрузиться в технологию, то существует более 100 видов риса, а лосось может быть российского производства или с Фарерских островов. С каждым видом риса или рыбы вкус роллов будет разным.

Мы долго делали идеальное на наш взгляд меню, разрабатывали технологические карты вместе с шеф-поваром и технологами. В этом году мы сделали суши-бургер и суши-тако, но еще не запустили их. Пандемия наложила отпечаток на предпочтения клиентов: сейчас они больше сосредоточены на проверенной вкусной еде и не готовы экспериментировать со вкусами. До конца года мы все-таки хотим добавить несколько новинок.

Бэкэнд «Ёбидоёби»

Для автоматизации работы на точке используется IIKO — единая система для управления продажами, кухней, доставкой, персоналом, финансами и поставщиками. На базе «айки» мы дописали свое ПО. Теперь там есть удобная программа для курьеров, контроль качества и программа заявок. Все это сделано, чтобы самому франчайзи не нужно было присутствовать на точке каждый день.

В течение полутора часов после доставки на номер клиента приходит СМС с просьбой оценить заказ. Оценка и отзыв автоматически падают в отдельный чат нужного города в телеграме – так мы узнаем о проблемах или параллельно с франчайзи, или даже раньше, чем они. Это полностью самописная история.

Заказы в регионах обычно оформляются через сайт или по телефону. В Москве и Санкт-Петербурге нашу еду можно заказать через популярные агрегаторы Delivery Club или ЯндексGo.

Мы выделяем для этих платформ Москву и Петербург по двум причинам.

  • Жители столиц привыкли заказывать еду через приложения.
  • В этих городах достаточно дорогие курьеры с точки зрения зарплаты. Сотрудничество с агрегаторами получается выгоднее, чем собственный курьер, которому нужно платить за целую смену.

Сейчас мы дорабатываем как клиентское приложение, так и логистическое приложение для курьеров.

В 2020 году мы активно росли и открыли точки в Калининграде, Владивостоке, Кемерово, Омске, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре и других городах. К концу года мы планируем открыть еще 50 точек по франшизе.

Везде, где мы открывались, выручка не упала – несмотря на сложную ситуацию с коронавирусом. Например, в апреле выручка точки в Иркутске за один месяц выросла в 2 раза, хотя это традиционно низкий сезон. В идеальном мире мы откроем 600 точек в России и перейдем на рынок СНГ, Европы, США. Сейчас к этому идем.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Bajenov

я один читаю название как ЕБИ ДОЕБИ?

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Равновесие в мире держится на том, что Ë – ударная гласная. Есть некоторые исключения, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

чё ты там про Люберецкое сказал??!!!

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда