Shar — сервис бартерного обмена между локальными бизнесами и микроинфлюенсерами
Как мы разрабатывали, запускали и продвигали новый сервис на рынке influencer-маркетинга. Каких результатов добились, с какими проблемами столкнулись, что планируем на будущее.
Как родилась идея
Я 6 лет руковожу SMM-агентством Little Big Agency. Кроме этого, у нас с женой 2 года успешно развивается fashion-бренд тату-перчаток Glove.me.
Последние пару лет мне не давал покоя один часто встречающийся процесс взаимодействия микроблогеров с бизнесами.
С одной стороны, блогеры постоянно пишут в Инстаграм компаниям неудобные запросы – предлагают сотрудничество по бартеру. Да-да, например, нам в Glove.me сейчас приходят по 3-4 запроса в день, все хотят тату-перчатки в обмен на пост или сториз:
С другой стороны, бизнесы пытаются выманить посты у инфлюенсеров – наверняка вы все видели объявления в кофейнях типа «чашка кофе бесплатно в обмен на пост и отзыв в Инстаграм».
И вот около года назад у меня родилась идея диджитализировать и упростить этот процесс, сделать его более удобным для всех участников. Мою идею поддержал и дополнил мой партнер по бизнесу агентства Вася Богданов.
Мы приступили к её проработке.
Как мы изучали рынок и формировали позиционирование
Для начала мы посмотрели на объемы рынка, актуальные тренды и конкурентов.
Большинство исследований говорили о невероятном росте рынка блогеров в России и акцентировали внимание именно на микроинфлюенсерах.
Мы рассмотрели сотни различных российских и зарубежных influencer-платформ.
Суть практически всех из них сводится скорее к подбору блогеров, аналитике и менеджменту блогерских кампаний, а не к упрощению и диджитализации прямого бартерного обмена между микроинфлюенсерами и бизнесами.
Акцента именно на простом бартерном обмене не делал практически никто, тем более в России.
После этих изучений и размышлений у нас появилась следующая концепция и позиционирование нашего сервиса:
То есть сервис с одной стороны является биржей блогеров и конкурирует с ними.
С другой стороны, это похоже на купонные сервисы нового типа – где ориентация идет не на скидку, а на бесплатный товар или услугу в обмен на социальный капитал пользователей.
С третьей стороны, мы хотим стать эдаким развлекательным lifestyle-приложением типа Афиши.
Как нам повезло с командой
После того, как мы изучили рынок и сформировали позиционирование, начался этап просчета и оценки, составления бизнес-плана. На этом этапе произошла очень интересная история.
В какой-то момент я обратился к знакомому владельцу веб-студии для оценки разработки фирстиля и лэндингов, изложил ему суть сервиса и примерное ТЗ. И он сказал мне: Погоди-ка, мы же несколько месяцев назад делали фирстиль и сайты для такого же сервиса!"
Оказалось, что идея такого сервиса пришла не только нам. Такое вот невероятное совпадение.: )
На российском рынке есть команда, которая уже несколько месяцев занималась разработкой точно такого же проекта.
Мы познакомились с ними и присоединились к стартапу SHAR уже ближе к финальной стадии разработки.
Сейчас наша команда выглядит так:
Артём Толкачев – стратегический инвестор, основатель компании «Толкачев и Партнеры», бывший партнер в компании Deloitte;
Владислав Комиссаров – технический директор, руководил разработкой продукта СПАРК в компании «Интерфакс»;
Антон Кожевников – менеджер по продукту, в прошлом руководитель проектов в ГК «Цифровой Октябрь;
Максим Юрин и Василий Богданов – основатели SMM-агентства Little Big Agency (ТОП-5 в России по версии Tagline), отвечают за маркетинг и стратегию развития.
Что представляет из себя SHAR сейчас
Cервис работает следующим образом.
Представитель бизнеса регистрируется на сайте, заполняет информацию о компании и выкладывает предложение для блогеров. Это может быть бесплатная чашка кофе в обмен на stories в Instagram или футболка за пост в ленте. Предложение становится доступным блогерам в мобильном приложении SHAR.
Блогер скачивает мобильное приложение, подключает свой Instagram-аккаунт. После проверки модератором ему становятся доступны предложения от бизнесов. Блогер выбирает интересующее предложение на карте или из списка, подаёт заявку на выполнение задания.
Представитель бизнеса одобряет заявку. Блогер получает товар или услугу, выкладывает контент в Instagram. Бизнес принимает работу.
Технически вся экосистема нашего сервиса состоит из пяти основных компонентов:
1) GraphQL API с использованием фреймворка Laminas и баз данных PostgreSQL.
2) Мобильное приложение SHAR APP под iOS на Swift (разрабатывала студия CleverPumpkin). Существует в двух версиях:
1. Основное приложение для блогеров, где они просматривают предложения от бизнесов, взаимодействуют с ними, принимают заявки и выкладывают отчеты.
2. Версия моб. приложения для представителей бизнеса, где они могут удобно просматривать и модерировать заявки блогеров, принимать результаты их работы.
3) Сайт Shar-app.ru с админ. панелью для наших редакторов, модераторов и аналитиков, а также с интерфейсом для представителей бизнеса, где они заполняют информацию о компании, создают предложения для блогеров, смотрят статистику и отчеты.
4) Хранилище данных всех пользователей сервиса – база даных со всеми метриками и информацией о блогерах и бизнесах.
5) Система сбора данных о блогерах – робот, который собирает статистику Instagram-аккаунтов, анализирует её и позволяет нам делать первичные выводы о качестве аккаунтов блогеров.
Как мы запустились. Первые результаты и проблемы
Мы запустились чуть больше трех недель назад, 26 ноября, в формате открытого бета-тестирования.
На первом этапе мы решили не вкладывать больших денег в рекламу и маркетинг:
– Написали посты о запуске в личных соцсетях основателей (самый популярный набрал 450+ лайков, 150+ комментариев).
– Разослали около 10 пресс-релизов в релевантные издания (4 издания опубликовали его).
– Запустили рекламные кампании на привлечение блогеров и бизнесов в Инстаграме на пару тысяч рублей в день.
Вот наши результатов за неполный месяц после запуска:
По ходу открытого тестирования мы выявили ряд проблем:
– Зарегистрировавшиеся бизнесы не всегда хорошо, понятно и подробно заполняют информацию о компании, описывают свое предложение для блогеров и механику его выполнения.
– Блогеры набирают много заявок, но не спешат с их выполнением.
– Бизнесы долго одобряют заявки от блогеров, забывают их просматривать.
Проанализировав эти проблемы и получив обратную связь от пользователей, мы приступили к доработку функциональности и UX приложения для блогеров и админ. панели для бизнесов. Прежде всего доработки направлены на упрощение процессов формирования предложений бизнесами и дальнейшего взаимодействия бизнесов с блогерами.
Кроме этого, мы наняли отдельного менеджера по работе с клиентами, который общается с представителями бизнеса (помогает им правильно заполнить предложения, напоминает о заявках) и с блогерами.
И наконец, разработали систему push-уведомлений в приложении, системы напоминаний в почте и мессенджерах, которые подталкивают обе стороны к успешному завершению сделки.
Что мы планируем делать дальше, что с монетизацией
После Нового года мы планируем выкатить новые версии приложения для блогеров и админ. панели для бизнесов, в которых будет значительно упрощена механика взаимодействия между ними. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы увеличить конверсию в успешно завершенные сделки.
Далее мы планируем приступить к разработке Android-версии приложения, а также, к подключению дополнительных соцсетей (TikTok, VK).
Ну и, конечно, мы готовимся к более серьезному продвижению сервиса с помощью PR, контекстной и таргетированной рекламы, инфлюенсеров.
Еще 4-6 месяцев наш сервис будет полностью бесплатным для всех пользователей. Примерно через полгода мы собираемся вводить монетизацию сервиса. Прежде всего, платную подписку для представителей бизнеса. Далее дополнительные опции (например, рекламу и выделение в списке и на карте предложений от компаний).
Скачать iOS приложение для блогеров можно здесь (минимальное количество подписчиков 2000).
Оставить заявку на регистрацию бизнеса – здесь (сейчас мы работаем только с локальными московскими бизнесами и онлайн-компаниями, которые доставляют товары/услуги по всей России).
Мы будем рады обратной связи, пожеланиям, предложениям о партнерстве!
Как определили, что именно от 2000 подписчиков блогеры будут интересны бизнесам?
Это один из показателей, первый, базовый критерий отбора. Далее мы смотрим и учитываем вовлеченность и охват постов. Ну и далее уже бизнес сам решает, принимать ли заявки от каждого конкретного блогера)
Очень жаль, что пока приложение работает только в Москве, а хотелось бы и другие города протестировать.
Думаю, что в дальнейшем вас ждет успех, ребята. Удачи вам :)
Спасибо) планируем постепенно подключать другие города, чтобы в них тоже предложениями от бизнесов все заполнялось
Ребята тема зачетная,
Правильно, главное чтобы отборные блоггеры предлагали а не толпа любителей халявы! Развивайтесь ребята!!! У нас в Казахстане уверен залетит 100%
Макс, пока не читал статью, но могу сказать вот что:
— Искренне восхищаюсь твоими предпринимательскими способностями <3
— Выпусти же скорее приложуху на АндроЕД!
Спасибо) Андроид – в ближайших планах. Но "давайте уже после праздников" :)
Как сделаешь, я чур первый в очереди
Ок, забронирую на тебя один VIP-талон на скачивание в Google Play!
Неплохая идея, но очень надеюсь что вы понимаете, что бизнес ждет от вас фильтрации блогеров, которые накручивают свои показатели, а это ОЧЕНЬ больная тема. Накрутить 5000 подписчиков и накручивать активность на каждый пост в автоматическом режиме это очень дешево.
Зарегистрируюсь когда Андроид появится, пока в закладки)
У нас сначала робот проверяет в том числе вовлеченность и охват, потом ручная модерация. Ну и потом бизнес может сам одобрять или отклонять заявки. Но тема действительно больна, вы правы. Все время стараемся дополнительно уделять ей внимание.
Как интересно!
Это великолепно, смогу хлеба взять за пост у себя в ФБ.
Идея вполне себе, но бизнес и блогеры самостоятельно стыкуются крайне тяжело, их нужно постоянно подталкивать друг к другу, а приложение, даже в совокупе со всеми пушами/напоминалками, справится с этим едва ли.
В конечном итоге, всё равно будете всё чаще приходить к мысли о том, что нужно между бизнесом и блогерами создавать полноценную прокладку в виде персональных менеджеров. Менеджеров, которые, как обычно, половину функционала приложения собой и заменят.
Хорошая идея.
Нужно ввести рейтинг ответственности блогеров. Или что-то в этом роде. Суть: бизнесам нужно дать возможность оценить работу блогера всего по двум критериям: блогер сделал или не сделал то, что обещал. И на основе этого будет строиться индекс доверия блогеру.
Да, общая система оценки рейтингов у нас есть. Будем ее развивать и далее)
Отличная приложуха и статья, Макс! Помню в 2008, мы тоже писали сервис по бартеру, только тогда не для блогеров. Мне кажется, сейчас отличное время для запуска этого проекта. Успехов и скорейшего роста показателей!
Классная идея! Надо срочно копировать)
Я буду минусить эту статью до тех пор, пока приложение в гугл плэе не появисят!
Это зло! Фу фу фу
На дворе 2023г, как дела у сервиса?
IOS не находится по ссылке.
Неправильно ссылка вставилась. Поправил. Спасибо! https://apps.apple.com/ru/app/shar/id1480352456
Благодарю. А если 1000 подписчиков - это пока нельзя или в будущем будет можно? Пока только инстаграм?
Это минимальная планка, скорее всего она будет всегда. Пока только Инст, да.
Идея огонь! Надеюсь вы ее реализуете 👌 Вопрос - онлайн-курсам можно регистрироваться?
Спасибо) можно, уже даже есть вроде парочка зарегистрированных)
Какая защита бизнесов от бесполезных халявщиков?
Модерация блогеров, система рейтингов и оповещений.
Это всё начинает работать, когда есть накопленная и релевантная информация.
Как скоро планируется ли расширение работы сервиса и на VK?
(Просто дилемма)
84к аудитория VK, 7к инстаграм)
Да, начали с Инсты, потом планируем ВК и наверно ТикТок)
Очень интересная идея! Как представитель бизнеса который постоянно коммуницирует с блогерами, вижу в этом большой потенциал!
Скажите пожалуйста, сколько потратили на разработку и сколько ушло времени?
Спасибо!
потратили несколько миллионов и суммарно около года на всё.
Классная идея! Хоть я и не разделяю идею, того что блогинг(в плане рекламы своего образа жизни) правильный выбор, но это просто одно мнение. Но уверен такой, сервис — это хороший и взаимовыгодный вид сотрудничества бизнеса и блогеров. Если надумаете расширять границы в сторону Ташкента(Узбекистан), то готов обсудить. Что-то очень много блогеров у нас завелось)). Удачи и успехов Вам, в вашем стартапе!!!
спасибо) думаю, через несколько месяц начнем активно расширять географию)
Крутая идея.
Если сделать из этого сервис по типу Яндекс Такси - в 2 клика - будет Мега полезная и удобная история. Удачи с проектом!
Добрый день Максим. Можно мне ваши контакты? Телеграм, почта или инстаграм аккаунт?
Здравствуйте! @yumaxi в Телеграме)
Как то это все усложнено, не проще ли просто заплатить блогеру денег? Малая аудитория - немного денег, большая аудитория - больше денег. Так в общем-то сейчас это и работает. Серьёзного блогера, который что то зарабатывает врятли устроит одна эта бартерная позиция, это явно должна быть не чашка кофе) Бизнес, который торгует чем то, что стоит вменяемых денег тоже врятли будет отдавать свой товар за сомнительную рекламу у блогера, всегда будет дисбаланс, или дорогой товар и блогер, которого читают две калеки, или сильный блогер, которому кофейня в обмен на дорогую рекламу пришлёт пирожок с кофе)) Как деньги появились, кто нибудь помнит?) людям надоели эти неравноценные и неудобные бартеры, деньги эту задачу решили.
Напишите что вы работаете ТОЛЬКО в Москве а не в России. Не забывайте что есть Москва, а есть Россия.
Максим, круто! Успехов - проект точно взлелит! Вопросы: 1. Как быть, если блогер получил товар/услугу, но не выполнил свои обязательства по публикации? Ведь это бартер и нет денежного холда, который мотивирует блогера все-таки выполнить задание. 2. Как рекламодатель видит результаты публикаций блогеров? Как ему оценить результаты и эффективность сотрудничества? Спасибо!
Спасибо)
1) Денежного холда нет. Есть система рейтингов и штрафов блогерам. Сейчас дополнительно обдумываем, как еще обезопасить такие сделки.
2) Бизнес оценивает результаты с помощью моб. приложения или адммин. панели в веб (блогеры туда кидают ссылку на результат и скриншоты).
Максим, а в чем проблема подключить другие регионы? В качестве теста пару компаний (включая меня) могли бы подключить сейчас. Если есть ресурсы и амбиции рости, зачем терять время? Удачи!
Зарегистрировался в вашем сервисе как бизнес, но через некоторое время улетел в бан - "аккаунт заблокирован из-за неактивности".
Не совсем понятна такая политика в отношении пользователей.
Не учитываете обстоятельства, что в этом месяце реклама нужна, а следующая понадобится только через какое-то время?
Но не теряю надежду протестировать сервис. Написал в поддержку с просьбой разблокировки. Сообщение прочитано, но пока тишина.
Появилась ли версия для Андроид?