Почему акселераторы вредны для стартапов

Почему акселераторы вредны для стартапов

Короткая версия: Хочешь выжить? Беги из опенспейсов, коворкингов и акселераторов.


(все совпадения случайны, имена, топонимы и события вымышлены)

***


Стартаперская лихорадка то вспыхивает очагами, то угасает, но искры тлеют и греют огромное количество молодежи. Гики и хипстеры всех мастей мечтают о пришествии Идеи, которую они смогут обернуть в Концепт и впарить Инвестору. Все с больших букв, потому что это такая эпоха, эпоха инновационного бизнеса, молодежной креативной движухи.

Те, кто уже обрел идею и нае...  убедил инвестора, обычно попадают в места не столь отдаленные от центра Москвы. Эти места окрыленные стартаперы называют акселераторами. Иногда, если речь идет о месте выпаса стартапов всего одного фонда - инкубаторами. Так или иначе, эти места похожи. (прим. редакции: на Западе эти понятия - акселераторы и инкубаторы - в принципе взаимозаменяемы, это у нас некоторые эксперты делают умный вид и считают что это принципиально разные вещи)  

И в этих местах развиться в успешный бизнес либо труднее, чем в обычном офисе, либо невозможно совсем.

И вот почему.


1. Тип офиса - openspace


Как правило, стартаперов собирают в большие кучи. Так дешевле для организаторов процесса: нет расходов на коридоры, стены и прочую немонетизируемую площадь. Молодых предпринимателей, создающих разные проекты, очень разные проекты, иногда конкурирующие проекты - сажают в одну братскую могилу кошмарной площади, в лучшем случае - с перегородочками до подбородка.

Все минусы такой коммуналки (невозможность тишины, невозможность сосредоточения и концентрации, невозможность говорить по телефону на конфеденциальные темы, невозможность банального уединения и покоя) организаторы выдают за плюсы с маниакальным упрямством комсомольских строек: сообщество, соучастие, общение, деление опытом, синергия, стартаперский дух!

Нормально работать в  подобных условиях, конечно же, нельзя.

2. Ротация участников


Стартапы рождаются, чтобы умереть или стать бизнесом. Нормой является смерть 90% стартапов на первом цикле (невыпуск продукта). Из оставшихся подыхает половина на втором (продукт есть, но нафиг никому не сдался на планете). Поэтому в стартап-могильниках постоянно идет ротация.

Стартаперы мигрируют между разными комбинациями столов, появляются десятки новых людей и исчезает столько же. Чувак, который вчера взял зарядку от пятого айфона соседа завтра может уже не появиться. Столы и стулья перемещаются по квадратным метрам совершенно броуновским образом. Вы уехали в отпуск, и по возвращении обнаружили свой проект сидящим в другом конце зала.

3. Отвлекающие события


Чем круче площадка - тем больше усилий предпринимают ее организаторы для того, чтобы вам помешать работать. Они приглашают интересных спикеров, рассказывающих в режиме капитана очевидность информацию из википедии, изредка сдабривая ее своим скудным опытом. Они проводят в углу зала конференции, куда приходит четыреста гостей. Мимо ваших столов, за которыми работают ваши испуганные сотрудники, носятся операторы с телекамерами, которые пытаются догнать известного инвестора, пытающегося найти две минуты чтобы пописать в одиночестве.

Иногда поутру вы обнаруживаете, что вас и еще несколько проектов заархивировали в трижды меньшую площадь, потому что на месте ваших столов теперь стоит сцена, на которую направлено пятьсот объективов, и люди в креслах с одышкой вещают на фоне пресс-воллов что-то вроде про нанотрубки, инновации, и процветание России.


4. Пафос


Если вам не удалось сдохнуть или проесть инвестиции до того, как вас доканал стартаперский коворкинг, то вы столкнетесь с тем, что среди определенной части людей ваше положение считается завидным. Быть стартапером - это модно, позитивно и молодежно. Некоторые хипстеры будут вам завидовать. Не дай бог, если ваш акселератор находится в престижном месте города: вам это сулит только проблемы. Скажем, каждый сотрудник, которого вы станете собеседовать на Красном Октябре - попросит зарплаты минимум на 10% больше, чем человек с такими же скиллами, если бы ваш офис находился в обычном бизнес-центре в районе Таганки.
Потому что если вы сидите в крутом месте - значит вы несметно богаты!

5. Расстояния


Ваш инвестор наверняка сидит не там же, где вы. У него есть свой прекрасный офис, и вся инфраструктура, скорее всего, доступная вашему стартапу, находится там же. Каждый раз, когда вам надо будет провести платеж, обменяться актами с клиентом и т.д. - вы будете метаться между вашим офисом и офисом поддержки. Наличие бухгалтеров, юристов и СБ прямо возле себя гораздо важнее, чем наличие лекторов, пуфиков и "особой стартаперской атмосферы". Помни, что ты этим занимаешься, чтобы построить бизнес, а не чтобы участвовать в комсомольском движении.

6. Пустой трёп


Поскольку в коворкинговых оупенспейсах инновационных стартап-акселераторов находится не только ваш стартап, а есть еще куча других - ваши сотрудники будут общаться. Это само по себе даже неплохо. Гораздо хуже то, что они будут это делать, отвлекаясь от работы - за чашечкой кофе, развалившись в пуфиках на фоне фактурной кирпичной стены, они будут подолгу питчить друг друга, рассказывая о том, какие великие идеи заложены в ваших проектах, и как они изменят мир к лучшему. А потом, через час после прихода на работу они уйдут на обед (в три дня), потом покурят, потом полчаса поработают и, глядишь, уже десять вечера...


Итог:


Может быть, я наблюдаю какие-то неправильные стартапы в неправильных акселераторах. Может быть мы просто переросли посевную стадию, и находимся на другом этапе эволюции. В конце концов, я просто не люблю хипстеров, молодых прогрессивных предпринимателей 90х годов рождения, ненавижу все, что содержит слово "инновационный" и вообще я слишком стар, чтобы комфортно себя чувствовать в офисах типа "оупенспейс".

А может быть нет? Может быть, когда истерия стартапов пройдет - на проверку останется десяток странных помещений, с испачканными смузи пуфиками, икеевской мебелью и обрывками чьих-то гениальных идей в фломастерных следах на вайтбордах. А идеи остались нереализованными из-за того, что их авторы занимались полной херней типа ивентов, тусовок, семинаров, вместо того, чтобы сидеть, херачить свой гениальный код и продавать?




Автор - Павел Батурин