SVG-битва нейросетей
Карманный проектор
Полёт над Луной
Стив Джобс про смысл работы
Книжная закладка с ИИ
Xiaomi SU7 Ultra
Роботы Figure за работой

Как российский EdTech-стартап начал продавать робо-наборы в 28 стран мира: опыт «РОББО»

Когда мы пришли в российские школы с идеей обучать детей робототехнике на Open Source, на нас смотрели, как на идиотов. В общеобразовательных школах не было своей технической базы и программ обучения, а в кружках учили шаблонному программированию на Lego. У родителей не возникало даже мысли отдавать детей в робототехнику.

Как российский EdTech-стартап начал продавать робо-наборы в 28 стран мира: опыт «РОББО»

«Все эти платы, провода и датчики нам не подходят»

Заниматься цифровизацией сферы образования и уж тем более становиться евангелистом детской робототехники в России я не планировал. Еще в школьные годы я увлекся программированием, и после окончания Санкт-Петербургского политехнического университета собирался развивать проекты, связанные со свободным программным обеспечением. В начале 2000-х мы с партнерами открыли интернет-магазин Linuxcenter и начали выпускать журнал Linux Format.

Именно в этом журнале вышла статья об Arduino, которая изменила все. Мы горели желанием завезти в Россию свободный контроллер, который можно приспособить под любые DIY-проекты, от «умного» замка до драм-машины — и в итоге стали одним из первых дистрибьюторов Arduino в стране.

Плата быстро набирала популярность среди мейкеров, но мне этого было мало. Я видел больший потенциал у Arduino. Примерно тогда же наша команда приняла участие в госпроекте по внедрению Linux в школах и начала продвигать в России бренд Scratch — простой визуальный язык программирования, который подходит для детей. Идея объединить все три направления пришла нашему старшему научному сотруднику Александру Казанцеву.

Запустились мы не сразу. Прототипы Open Source платформы, с помощью которой школьники могли изучать программирование, оказались громоздкими и неудобными. Даже учителя не понимали, как это работает. Когда мы предложили продукт в школы, вердикт был однозначен: «Все эти платы, провода и датчики нам не подходят, идея провальна». Нам понадобилось несколько лет работы, сотни экспериментов и команда классных технических специалистов для того чтобы выпустить первый робототехнический набор, подходящий для образовательных организаций, и заключить первый контракт.

РОББО-Клуб
РОББО-Клуб

EdTech — один из самых сложных рынков для российских стартапов

Проблема была не только в продукте — мы пытались выйти на рынок, специфику которого до конца не понимали. В России продавать ИТ-решение только в школы — рискованная затея. Образовательная система в стране довольно инертная, новые идеи редко проходят «фильтр» региональных министерств. На этом уровне предпочтение всегда отдают знакомым решениям от известных глобальных брендов, а инновационные российские продукты не воспринимают всерьез. Если же отечественному стартапу удается «пробиться», сделка может занимать до двух лет.

Мы долго бились в закрытые двери: наша концепция была интересна организациям, отвечающим за инновационное развитие регионов, но она стопорилась, как только мы заходили в систему образования. Не хватало чиновников, заинтересованных в преобразованиях. Ситуация не изменилась даже тогда, когда мы начали работать с ведущими педагогическими вузами России. Наши методики обучения были одобрены АППО, МГПУ, РГПУ им. Герцена, мы доказали их соответствие требованиям ФГОС — но это не помогало.

План Б

Тогда мы решили искать инвестиции. Это с самого начала был провальный план — мы пытались делить шкуру неубитого медведя и не могли доказать, что инвесторы получат назад вложенные средства и доход 36+% годовых, который требуют венчурные фонды.

Зато в процессе мы пообщались с мультимиллионером Владимиром Файзулиным, основавшим компании Interzet и «Живая вода». Он задал вопрос, который для нас оказался судьбоносным: что вы будете делать, если школы либо не купят ваших роботов, либо будут покупать слишком медленно? Как предлагаете защитить инвестиции от этого риска?

Мы осознали, что «РОББО» нужны альтернативные каналы продаж. И решили: если школы покупают наши робо-наборы медленно, что мешает нам самим использовать их для обучения детей? Так появилось отдельное направление бизнеса — кружки программирования и робототехники для детей «РОББО Клуб».

У «РОББО Клубов» было одно неоспоримое преимущество — гораздо легче и быстрее продавать образовательные услуги родителям, которые хотят, чтобы их дети были умными и хорошо реализовались в жизни. Это один из важнейших уроков, который мы получили на заре бизнеса: на российском рынке EdTech нужно всегда иметь «план Б» — прямой выход на конечного клиента — даже если продукт ориентирован на общеобразовательные школы и университеты.

До сих пор существенную часть прибыли в России мы получаем от развития сети кружков робототехники. В то время как в отечественных школах все проекты «РОББО» — пилотные. Причем инициированы они региональными министерствами экономического развития и инноваций. Там понимают: в регионах нужны молодые инженеры-инноваторы, которые будут строить цифровые экосистемы и запускать стартапы. Так продукты «РОББО» появились, например, в Приморском, Краснодарском крае, Московской и Тюменской областях.

Я б в международники пошел — пусть меня научат

Параллельно мы начали понимать, что EdTech-продукт, ориентированный только на отечественный рынок, нежизнеспособен. Дело в том, что в EdTech-решениях, таких как линейка «РОББО», чаще всего есть аппаратная составляющая. В нашем случае это платы — основа наборов для программирования, 3D-моделирования, создания роботов и схемотехники. Если поставлять аппаратное обеспечение только на рынок одной страны или конгломерата стран, в которых живет меньше 1 млрд населения, тиражи будут маленькими, а себестоимость — значительной.

Занятие в РОББО-Клубе
Занятие в РОББО-Клубе

В случае с микроэлектронными устройствами нормальный тираж — минимум 10 млн устройств. Если он меньше, оборудование получается очень дорогим — приходится продавать его конечному потребителю по завышенной цене. Это экономически проигрышная ситуация: и школы, и родители ищут выгодный вариант обучения детей.

Осознав это, в 2015 году мы начали запускать кружки за рубежом и продавать линейку «РОББО» в другие страны. Начали открывать представительства: в Финляндии, Японии. Как только мы запустили процесс, себестоимость плат снизилась, и наш продукт стал более жизнеспособным, в том числе, на домашнем рынке. Сейчас нашими робо-наборами пользуются в 28 странах мира. Но и этого недостаточно, поэтому мы стратегически развернули «РОББО» в сторону Китая — нам нужен китайский рынок, для того чтобы тираж плат вырос еще больше.

Один в поле не воин

За 15 лет на российском рынке EdTech мы выучили много уроков: годами слушали советы инвесторов о том, как вести бизнес, вместо того чтобы сделать MVP, собрать деньги с предзаказов, а потом начать собирать краудфандинги, гранты и кредиты. Теряли миллионные контракты из-за плохо выстроенной системы продаж, завязанной на одного человека.

Но, наверное, главный инсайт за эти годы — о том, насколько важно выстраивать взаимоотношения с участниками рынка. Невозможно создать успешный международный бизнес, если на каждом из региональных рынков нет разветвленной сети партнеров, которые поддерживают и обучают друг друга. Я вывел для себя формулу: когда формируешь партнерскую экосистему, возможности бизнеса возрастают пропорционально квадрату числа участников. Условно, если объединить двух партнеров, коэффициент их результативности будет равен 4. А если 5 партнеров — он достигнет 25.

Занятие в РОББО-Клубе
Занятие в РОББО-Клубе

У нас есть партнерская сеть в каждой из 28 стран. Это как организации, поддерживающие бизнес и инновации: например, в России это Агентство стратегических инициатив (АСИ), Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), — так и крупные компании, например ПАО Ростелеком. Они занимаются продвижением «РОББО», поддержкой первого и второго уровней в регионах присутствия. Такие партнеры могут даже заключать контракты на поставки и техподдержку нашего оборудования — мы в этой истории выступаем как вендор и владелец экосистемы.

Беги со всех ног, чтобы остаться на месте

Мы продолжаем развиваться не только за рубежом, но и в России. В 2007 году, когда мы впервые задумались об EdTech-продукте, на отечественном рынке было представлено лишь несколько крупных зарубежных игроков. Сейчас это перенасыщенная индустрия, в которой с каждым годом появляется все больше детских технических кружков и робо-производителей. Даже в текущей ситуации, когда глобальные компании уходят с рынка, «передел» российского EdTech происходит в условиях жесточайшей конкуренции. Чтобы не вылететь из гонки, нам все время приходится развиваться быстрее рынка.

К примеру, с началом пандемии мы одними из первых запустили робототехнические кружки онлайн, добавили элементы Minecraft в образовательные программы, чтобы привлечь внимание юных пользователей. Сейчас запускаем перевод обучения в виртуальную реальность. Работать в индустрии EdTech непросто — но в конечном счете оно того стоит.

3131
реклама
разместить
30 комментариев

Сотрудничаете ли вы с вузами? Как идея — например, ЛЭТИ имеет свою школу-технопарк в Кудрово. По сути, это государственная школа, ученики которой уже с детства нацеливаются на технические специальности, в частности, на автоматику и робототехнику, микроэлектронику. Скорее всего, у многих вузов работа со школьниками ведётся ещё со школы. Может быть, в этой связи и вузам была бы интересна подобная программа?

5

Ксения, мы сотрудничаем с Вузами. Буду признателен, если познакомите нас с руководителем технопарка в Кудрово

2

Кажется, Лего говорили об уходе из России.. Можно надеяться, что спрос переориентируется на российские робо-наборы для детей. А Роббо делает замечательный EdTech продукт

4

Айгуль, благодарю за добрые слова!

3

Все круто, но вот например в большом спорте есть проблема перехода спортсменов, которые проявили себя хорошо на детском/юниорском уровне во взрослые категории. Т.е. человек может блистать в молодежке, но сдувается во взрослых - как обстоит дело с дальнейшей конвертацией опыта на курсах в, скажем так, взрослое айти? Ведете ли вы такую статистику, например, бывшие ученики успешно поступили/закончили что-то профильное и т.д. Или цель не в этом совершенно?

Спасибо!

4

Григорий, наша главная цель — чтобы выпускники открывали свои стартапы

3

Какая ситуация в Финляндии и Японии сейчас?
Работают филиалы?

4
Раскрывать всегда
Рынок акций резко развернулся вниз! Распродажа бумаг началась?

В начале этой недели рынок акций продолжил рост, однако довольно быстро развернулся вниз и упал более чем на 200 пунктов по индексу ММВБ к концу недели. Это уже приличная и продолжительная коррекция, которую ранее рынку не давал реализовать безумный поток позитивных новостей. И нельзя сказать, что этот поток прекратился, но он теперь уже не такой п…

График (H1) индекса ММВБ
33
22
реклама
разместить
Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников

К вам на собеседование пришел 18-летний юнец с татуировками на лице. Будете общаться или сразу отправите на выход?

Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников
1111
11
Купить квартиру в новостройке - гладко было на бумаге... или на что обратить внимание в поиске вариантов
Купить квартиру в новостройке - гладко было на бумаге... или на что обратить внимание в поиске вариантов
Сколько стоит питание Криштиану Роналду в России, если закупаться во ВкусВилле в 2025 году

Недавно Роналду стукнуло 40 лет. В честь этого я приготовил блюда из его рациона и посчитал бюджет. В этой статье вы узнаете, чем обедает один из лучших игроков мира, и почему вы тоже так можете. В конце покажу цены и принципы питания для кубиков пресса.

Обед Роналду – 993 рубля с учетом дофига трески (я все-таки сделал бакаляу из второй рыбины)
2222
55
33
Хочется сказать, что смотря на всех успешных, профессиональных и прочих людей, не забывайте, что ВЫ это не ОНИ. И прежде чем пытаться питаться как ОНИ, лучше сходите к ГАСТРОЭНТЕРОЛОГУ. У каждого своя переносимость тех или иных продуктов и не надо строить из них себе идолов. Питайтесь вкусно и сбалансировано, а вот это всё лишь сторис для рекламы трафика в телеграм для его канала!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!

Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.

1414
22
11
11
Сооснователь Google Сергей Брин рекомендовал ИИ-подразделению Google DeepMind работать по 60 часов в неделю

И посоветовал сотрудникам приходить в офис «хотя бы» в будни, чтобы выиграть гонку за AGI.

Сергей Брин. Источник фото: Kelly Sullivan / Getty Images
2020
22
11
работайте больше чтобы ии поскорее вас всех заменил, а то надоели уже тут мешки кожаные в офисах
Как автоматизировать Telegram-сообщество и внедрить геймификацию без лишних сложностей
Как автоматизировать Telegram-сообщество и внедрить геймификацию без лишних сложностей
Есть всё необходимое, но цена от $599 — смущает: первые впечатления от iPhone 16e

Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.

Источник: Celso Bulgatti / Cnet
99
77
22
50% айфона - плата за бренд
[]