{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Подсказки» — довольно вводить вручную, кем выдан паспорт

Dadata.ru сделала сервис, который берёт код подразделения и сам подставляет название в форму ввода. Его очень просто встроить и в онлайне, и на десктопе.

Все, кого я спрашивал, ненавидят заполнять название подразделения из паспорта. Часто это длиннющая и несуразная строка в лучших канцелярских традициях, особенно везёт жителям регионов. Люди теряют время, вводя всё это и спотыкаясь об опечатки.

Отдельная история — операционисты, которые ежедневно вбивают в CRM десятки паспортов, в том числе на слух. Подразделение, выдавшее паспорт, — самый длинный и сложный реквизит. Если удастся ускорить его ввод, люди заработают быстрее и без ошибок.

Похоже, проблема повсеместная. Dadata.ru давно делает всевозможные подсказки для форм, и не проходит недели, чтобы у нас не просили версию с подразделениями для паспортов.

В конце концов мы сделали подсказки по «Паспорт выдан…».

Иногда для кода всплывает несколько подсказок — это нормально. Названия некоторых подразделений менялись год от года. Нужно просто выбрать то, что в паспорте

Основная проблема проекта — нет данных

В прошлом году мы выпустили движок «Подсказок», который съест любой справочник.

Проблема в том, что открытого и официального перечня выдающих паспорт подразделений не существует. Всплывают серые базы, но качество низкое — проверили и отмели.

Слухи ходят разные: кто-то говорит, что единого государственного справочника нет в принципе. Другие утверждают, что есть, но для служебного пользования. Однако готовых данных нет, это факт.

Мы терпели, терпели да и попробовали собрать справочник краудсорсингом. Слегка авантюра, но почему бы нет.

Сборка и чистка справочника

К моменту старта у нас уже были наработки — накопили кое-какие подразделения своими силами. Но во-первых, их было очень мало. Во-вторых, хотелось понять, совпадают ли собранные данные с тем, что написано в паспортах.

Тогда мы кинули клич на «Хабре»: ребята, помогайте. И ребята включились, потому что мы пообещали поделиться со всеми законченным справочником совершенно бесплатно.

Нам накидали кучу подразделений с кодами, накидывают до сих пор. Хвала тем, кто не поленился руками вбивать по пять-десять записей.

А через несколько часов в личку постучал человек и предложил готовую базу на несколько сотен тысяч подразделений. С кодами.

Данные присылали обезличенные: никаких имён, фамилий или чего такого

В течение нескольких дней ещё двое прислали здоровенные выгрузки и здорово ускорили сбор. Всё на голом энтузиазме, с пожеланиями успехов. Честно говоря, как глоток свежего воздуха.

Сказать, что мы сразу получили готовые справочники, будет преувеличением: нам наприсылали ворох дублей, когда название одного и того же подразделения написано по-разному, порой экзотически. Но другого и не ждали. Зато получили материал, с которым можно работать.

Оставалось почистить данные, привести к одному виду и объединить. Ну как оставалось. Нашего менеджера по продукту это слово едва ли порадует. Как бы то ни было, поработали напильником, потом шкуркой, затем мягкой тряпочкой. Чистые данные собрали в итоговый справочник, вышло 16 500 подразделений. Подключили их к готовому движку.

Получился сервис «Подсказки», который ускорят ввод выдавшего паспорт подразделения. Теперь люди набирают эти горькие строки без ругани и ошибок.

Просто представьте, что кто-то вручную каждый раз пишет: «Отделением УФМС России по Приморскому краю в ЗАТО г. Фокино МРО УФМС России по Приморскому краю в Шкотовском муниципальном районе ЗАТО г. Фокино и ЗАТО г. Большой Камень».

«Подсказки» подключают к CMS, CRM и учётным системам вроде 1С. Сторонние разработчики с жаром пилят интеграции для движка, готовых — вагон. К сайту «Подсказки» подключают через jQuery-плагин, есть и API. Встроить можно куда угодно.

Можно и название набирать, хоть с середины. Тогда «Подсказки» предложат подходящие подразделения

Продвижение через готовую базу пользователей и публикации

Dadata.ru — не стартап. Мы начали в 2015 году, сделали вагон сервисов для повышения качества данных в бизнесе. Когда уже есть 24 тысячи пользователей, раскрутить новый продукт проще.

Поэтому «Подсказки» по подразделениям мы продвигаем через:

  • Пользовательскую рассылку — 7 тысяч подписчиков.
  • Публикации — вы читаете одну из них.
  • Форум поддержки — там постоянно просят подсказки по подразделениям, теперь и ссылка наготове.

Базу подразделений выложили в открытый доступ на GitHub. Таким способом привлекаем людей, которые хотят сконструировать что-то своё, с перламутровыми пуговицами. Многие потом плюют и подключают наши «Подсказки»: сервис недорогой или вовсе бесплатный, зачем придумывать велосипед.

Суммарно за всю жизнь люди тратят на сон двадцать пять лет, на работе проводят примерно десять лет. И около пяти лет пишут от руки «Отделом УФМС России по … области в … районе города …»

Если уж о теме сочиняют мемы, она стоит внимания

Деньги — только с крупных пользователей

Стараемся особо не жадничать: до 10 тысяч запросов в сутки — бесплатно. Это около 300 заполненных форм.

Бесплатного тарифа многим хватает. Считать одни «Подсказки» по подразделениям пока бессмысленно, в целом же никогда не платили ни копейки 95% активных аккаунтов.

Кому нужно больше подсказок — будьте добры за подпиской. Самый простой тариф — около 1500 заполненных форм в сутки — стоит 5000 рублей в год. Роскошный пакет — около 33 тысяч форм в сутки — 140 тысяч рублей в год.

Вообще мы продаём не конкретные типы подсказок, а движок. Регистрируешься и в пределах тарифа используешь «Подсказки» по любому справочнику, что у нас есть. Можно вообще подключить собственный, хоть по именам домашних животных.

Бонус: зачем вообще нужно поле «Паспорт выдан…»

Вопрос из заголовка задают все, с кем говоришь о сервисе. Напряжение слишком сильное: все ненавидят заполнять поле и никто не понимает, зачем оно нужно и почему везде его спрашивают. Мы тоже не знали, пока не нашли нужного человека.

Если в двух словах: название подразделения никому не нужно, раз уж паспорте есть код. Но бланки утверждали в 1997 году, и менять их ради одного поля, конечно, не будут.

Дальше слово эксперту, девушка много лет работала в федеральных банках.

Место выдачи, конечно, атавизм. Но!

Бланк паспорта утвердили в 1997 году, образец закреплен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

(Для контекста добавлю, что в 1997-м речь о каких-либо централизованных электронных базах не шла).

Из трактовки постановления следует, что выдавший паспорт орган является частью «паспортных данных». Раз в законе прописано наличие информации, её требуют все кому не лень.

С банками ещё проще, они действуют по инструкциям регуляторов. Форма реестра, который банки обязательно сдают в Агентство по страхованию вкладов, требует заполнения всех полей, включая место выдачи. Подобная отчётность в бюро кредитных историй и ФНС. Поэтому банки и требуют у клиентов подразделения.

В ближайшее время бланк паспорта едва ли поменяют, но жизнь людей можно облегчить «Подсказками». Подключайте да пользуйтесь.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
kilyazov

Исправлю свой же пост чуть повыше:

У вас:
отделением УФМС России по Ямало-Ненецкому АО в г. Муравленко
Правильно:
отделением УФМС России по Ямало-Ненецкому А.О. в городе Муравленко
Скорее всего, в соседних городах ЯНАО тоже орган выдачи (аббревиатура "АО" и "город") был указан как (дебильные с точками) "А.О." и "город" (без сокращения).
Скрин паспорта прилагаю-таки.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пименов
Автор

Спасибо за комментарий и за то, что не поленились сфотографировать паспорт!

Мы намеренно убрали эти точки и сократили «город» до «г.». Таким образом привели названия к общему знаменателю не только для вашего региона, но и для всех остальных. Иначе разных вариантов получилось бы так много, что нужный среди подсказок поди найди.

Нам такое решение кажется небольшим злом — все-таки побуквенного совпадения названия с тем, что в паспорте, требуют исключительно редко. Лишь бы код и другие реквизиты были теми же. А если есть желание, можно выбрать самую близкую подсказку и дописать до нужного.

Ответить
Развернуть ветку
kilyazov

Спасибо.
Ваша идея, вроде бы, состояла как раз в точном цитировании (всех вариантов) :) Как минимум, в банке при открытии счета он-лайн, требуют точного указания органа выдачи.
Поэтому и не поленился :)

"Кстати, о бабочках", многие (все! ВСЕ!) организации не имеют полного списка документов, удостоверяющих личность и гражданство на территории РФ: 1) как (о, боже) для россиян, так и 2) для иностранцев (и ЛБГ).
Не хотите заняться этим тоже? Тут будет гораааааздо меньше вариантов.

Знаю, что по факту не всем организациям это нужно, и попытки вооружить данными знаниями тот же Яндекс или там ТинькоффБанк не привела к построению идеальной картины мира, "но я хотя бы пытался" :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пименов
Автор

Насчет вариантов — мы оставили те, что отличаются значительно. Остальные унифицировали. Иначе черт-те что бы получилось, мы попробовали.

По поводу вашего предложения — отнесу ребятам, посмотрим. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда