2 самые большие проблемы в микро-бизнеса в России (и не только)

Давайте посмотрим с другой стороны. С привычной мы уже смотрели… Мы можем долго рассказывать и перечислять об отсутствии опыта и образования о бизнес-системах, конкуренции, диком рынке и менталитете. Но все это будет враньем. Ну, или почти враньем.

Если нас спросить, то мы отвечаем неправду. Всегда. Нам кажется, что проблемы кругом, но только не в нас самих. У нас ужасные конкуренты, у нас плохие сотрудники, у нас клиенты, которым ничего не надо, но которые требуют внимания, не возможно найти «нормальных» исполнителей, кругом конкуренция и плохая экономическая ситуация… Нет хороших тренингов, нет хорошей налоговой системы, каждый хочет кинуть или обмануть…

Причины есть всегда. А как жить, если на самом деле этих проблем не существует? Они кажутся вам значимыми, но в реальности проблемы совсем в другом. Я считаю что в российском малом и микробизнесе — проблем всего две. И именно эти проблемы «запускают» все остальные.

Эти две проблемы, в принципе ставят диагноз всему нашему малому бизнесу. Это очень грустно, но найти подтверждения очень легко.

Итак… Две проблемы.

1. Не те люди. Большинство людей, которые находятся на рынке и делают «бизнес» не являются предпринимателями по сути, оказались там случайно, не разделяют предпринимательских ценностей, воспринимают бизнес и его задачи крайне упрощенно — на уровне обеспечения собственных потребностей.

Мы живем в искаженной картинке: нам сказали что предпринимательство — это про свободу и про деньги, но забыли объяснить что нужно совсем другое мышление, другие навыки и другое отношение к жизни. Умение жить в неопределенности, черпать ресурс из риска — отличает предпринимателя от остальных. Большинство же, хотят делать тоже самое, что они делали работая по найму.

То есть пытаются создавать стабильность и «уверенность в завтрашнем дне», прячутся от проблем и бояться перемен. Мы мечтаем создать стабильный и успешный бизнес, мы стараемся избегать ошибок, не понимая, что ошибки это главные точки роста и развития. Тратим кучу времени на поиск «как делать правильно» подкармливая неуверенность в себе — самое антипредпринимательское качество, в принципе… (Не считая иллюзии, что где-то есть секретная книжка с «правильными решениями»)

Мы боимся идти в риск, но только в риске возможен рост. Мы минимизируем количество ошибок, отказывая себе в развитии. Мы стремимся к стабильности, убивая предпринимателя в себе…

Поэтому часто начинает тошнить. Становится просто плохо. И вроде деньги есть, и вроде даже что-то выходит. Но одновременно с этим постоянное ощущение бесполезности и бессмысленности. Страха что все закончится.

Это приводит к режиму «белки в колесе» — постоянная занятость, низкая эффективность и полное отсутствие радости. Делаем дело, потому что «так надо», но уже забыли кому это надо и зачем…

2. Цели. Следствие проблемы номер Нет масштабных, амбициозных целей. Размер мечты крайне мал, и недостаточен чтобы менять картинку всерьез, поэтому картинка меняется по чуть-чуть )). Способных на революцию (даже теоретически) людей практически нет.

Нет людей, которые всерьез хотят делать проекты уровнем выше, чем «купить себе пару квартир в Москве». Конечно, это не значит что таких людей нет совсем. Но они в пределах статистической погрешности. Люди бояться больших масштабов и бояться больших результатов, стремятся не высовываться и просто обеспечить себе достойную старость. На этом уровне — нет конкуренции идей. Все они одинаковы и называется «я просто работаю»

Раз нет амбициозных целей и глобальных задач — то нет необходимости внедрять инновации, нет необходимости строить эффективные системы, нанимать сильную команду? Зачем? И так на хлеб с маслом хватает…

Микробизнес — это такое сообщество карликов, каждый из которых рассказывает о том что мечтает стать великаном, но не может объьяснить зачем. И поэтому никогда им не станет.

Все остальное — производные этих двух проблем… Учитесь ставить цели, и ищите в себе предпринимательские навыки. Это может сильно изменить ситуацию… Или просто поймите - что самозанятость - это другое. Она развивается по другим законам. И не нужно мечтать о взрывном росте и сильной команде, если для Вас главное - это просто заработать на достойную жизнь. Есть способы заработать и попроще.

88
19 комментариев

Не то что бы это проблемы микробизнеса, просто вы на него смотрите как на что то обязательно масштабируемое. Но даже в странах где капитализм уже не одну сотню лет вполне себе существуют всякие семейные магазинчики которые как были одной точкой продаж у деда, так вполне сейчас та же точка у внука. И в этом нет ничего плохого, людям на жизнь хватает и они не хотят быть как предпринимателями из пафосной рекламы банка Точка.

5
Ответить

Михаил я и не говорю что это плохо. Это прекрасно.
Проблема в другом. Проблема путать методы.
Живет человек и радуется. Пирожки печет. Сходил на конференцию и узнал про ROI маркетинговые воронки, позиционирование и взрывной рост. ОН думает что он бизнесмен.
И конференция для бизнесмена - и он пытается расти. Но бизнес-способы для микробизнеса не срабатывают. И даже больше - просто делают больно. Нельзя ездить на формуле 1 если ты не пилот.

Ответить

Если немного поискать отзывы в инете об этом "эксперте", станет понятно многое https://info-hit.ru/author-ponomarev-petr/ ) Статья ни о чем... Видно что человек хочет быть миллионером, но понятия не имеет о бизнесе.

1
Ответить

вы на него смотрите как на что то обязательно масштабируемое

Вот это - и есть главная проблема микробизнеса в России: люди думают, будто им обязательно нужно масштабироваться, а самозваные тонироббинсы их укрепляют в этом заблуждении.

Ответить

Бизнес шмизнес - отчасти мысли правильные, вот есть у меня бизнес, несколько направлений. Делаем мы 30млн с год, но маржинальность не высокая. Большая часть уходит в рост и в эксперименты. Сферы розница и бьюти. У меня есть цели, к которым я иду. Цели амбициозные и я знаю как к ним придти. Но темпы роста меня не устраивают и я меняюсь, ищу точки роста, ищу новые идеи. Учусь постоянно. Кстати бизнес конференции это не про знания, а про связи.
Самая главная проблема бизнеса это кадры, чем быстрее вы создадите стандарты и чёткие правила работы, тем будет легче. К сожалению из моего опыта людей не мотивируют идеи, беседы, тренинги - их мотивируют только деньги и как только ты начинаешь депремировать люди начинают делать ровно то, что от них требуется.

1
Ответить

Когда говорим о проблеме кадров - то чаще всего мы говорим о двух проблемах

Первое - это как раз не достаточно амбициозные цели. Либо они слабо упакованы и плохо показаны. Сильные люди идут на большие идеи и большие цели. Это довольно сложный аспект роста и если вы развиваетесь - то вы обязательно дойдете до этой точки. Если мы говорим про 30 млн в год - то конечно, вы будете крутится среди людей которым важны деньги, уровень выживания. Вопрос не в обороте - вопрос с какой скоростью вы растете. И вопрос не в том, меняетесь вы или нет. Меняться постоянно - это рутина предпринимателя. Вопрос с какой скоростью вы меняетесь.

Какая идея может помочь вырасти вам в 10 раз ? Навряд ли финанансовая. И здесь как раз и разница мышления между бизнесом и самозанятостью. Микробизнес может позволить себе не расти. Или расти медленно. Финансовые цели крайни низкие. И они ограниены возможнотями потребления собственника. И вам нужно либо разгонять потребление, что не так просто и все равно будет упор. Либо ставить цели другого уровня другого порядка. Но цели это недостаточно.

Второе - это то, что вы не можете предложить хороший финансовых условий . Потому что качество процессов не достаточное. Низкая эффективность. Чем выше качество процессов тем ниже требования к качеству сотрудников. Опять же качество процессов и эффективность сильно зависят от масштаба целей. Если вас устраивает удвоение за 2-3 года, то тут нет необходимости в эффективности, в сильной команде - нужно просто работать. Чуть лучше конкурентов. А что будет заставлять вас повышать эффективность каждый день? Ставить новые и новые амбициозные цели. Менять сотрудников - которые не вписываются в ваш масштаб ? Опять же большие цели.

Поэтому мы говорим о проблеме кадров. А натыкаемся снова на проблему целей.

P.S. Кстати, вы говорите что маржинальность низкая. А почему ? Почему вы решили заниматься именно этим бизнесом ? Есть ли бизнес-причина на это? Или "так сложилось" и если сложилось то почему не расширяете продуктовую линейку ? не вводите дополнительные высокомаржинальные услуги ? Почему оборот в 30 млн в целом устраивает ? (Это четверть от границы микробизнеса по законодательству РФ)

1
Ответить

Соглашусь с Сергеем Ятиным - статья ни о чем. Так, реклама себя, не более.
Был у меня один сосед, он вообще 25 лет в МЛМ, тоже всякий консультант финансовый, всем поможет денег заработать. Ему 53 года. Нет ничего, от слова совсем.
Но в инете - он просто АСС, учредитель Академии Практических Знаний и т.п.
Похоже автор из этой же оперы.

1
Ответить