Opinion — социальная сеть для опросов и прогнозов с использованием блокчейна

Роман Нелюбин — CEO и cооснователь платформы Opinion о проекте и планах его развития.

По данным Hootsuite, социальными сетями пользуются более 70 миллионов россиян – почти половина населения страны. Традиционные площадки – «ВКонтакте», Instagram, Facebook, «Одноклассники» – дают возможность проводить опросы и делать прогнозы, но при этом не позволяют участникам монетизировать свой опыт и делиться экспертным мнением за вознаграждение. Кроме того, пользователи не всегда заинтересованы в объективных результатах голосований: могут отвечать неискренне, заниматься накруткой, или плохо разбираются в теме. Эти проблемы решает социальная сеть Opinion.

Предпосылки создания и концепция проекта

В 2017 году мой одноклассник Алексей Селиверстов предложил создать опросник по принципу «мудрости толпы». На тот момент у меня была собственная биллинговая компания, а Алексей был управляющим Family Office.

Сначала мы не понимали, как это можно реализовать технически – опросников было много, например, ClearPoll, payMHO. Но предыдущие аналогичные проекты оказались неудачными. Мы проанализировали причины и пришли к выводу, что люди негативно относятся к опросам в целом, потому что в них неинтересно участвовать. Каждое отдельное мнение никому не нужно.

Именно это отношение мы и хотим изменить, хотим показать пользователю, как важно и ценно может быть его собственное мнение. Участники традиционных маркетинговых исследований не интересуются ответами других респондентов. В Opinion же мнения пользователей находятся в центре внимания. Каждый ответ – это контент, который отражает мнение пользователя или его экспертность по конкретному вопросу.

Прежде всего, нас интересовало качество контента и готовность людей отвечать на вопросы. Сначала мы брали хайповые темы, по которым нам самим интересно выразить мнение. Сейчас этим занимается отдел контента, и этот процесс больше напоминает подготовку журнала или работу новостного сайта.

В итоге мы разработали социальную сеть Opinion. Объективность данных голосований обеспечивает технология блокчейн. Благодаря блокчейну, результаты опросов и прогнозов остаются неизменными и их невозможно фальсифицировать.

Феномен «мудрости толпы» помогает вывести коллективное мнение, близкое к истине. Суть феномена в том, что обобщенное, коллективное мнение множества людей будет ближе к истине, чем точка зрения отдельно взятого эксперта или узкой группы лиц. Видение одного человека может быть искажено индивидуальным восприятием: стереотипами, надеждами, страхами. Однако если опрос провести среди большого числа людей, погрешности нивелируются, и ответ окажется близким к истине.

В такой площадке, как Opinion, заинтересован и бизнес. Данные на сайте служат основой при принятии маркетинговых решений. Например, если вы запускаете стартап и хотите узнать, насколько востребованным окажется ваш товар или услуга, создайте опрос в Opinion, и вы увидите, как потенциальные клиенты оценят ваше предложение.

Отличительные черты

Наша платформа – не просто сайт, где люди участвуют в опросах или делают прогнозы. Мы создаем полноценную социальную сеть, стремимся, чтобы каждый человек нашел для себя что-то интересное. Одни пользователи хотят узнать новости, другие услышать чужое мнение, третьим просто нравится отвечать на вопросы и демонстрировать свои экспертные знания.

Система автоматически подбирает пользователю темы, соответствующие его интересам.

Opinion — социальная сеть для опросов и прогнозов с использованием блокчейна

Такой подход позволяет сделать пребывание на сайте по-настоящему комфортным и увлекательным. Пользователи, которые много голосуют по интересующей их теме, формируют базу для маркетинговых исследований. Например, опрос «Станет ли популярной новая модель Mercedes?», Opinion покажет автолюбителям, а не биржевым аналитикам. Такая модель работы увеличивает конверсию: люди охотнее отвечают на вопросы и прогнозируют события, которые им близки и понятны.

Чтобы мотивировать пользователей проводить время на сайте и отвечать на вопросы, мы разработали систему рейтингов. В популярных соцсетях нет наград за ответы в комментариях, а в Opinion пользователь повышает свой рейтинг эксперта при каждом правильном прогнозе.

Opinion — социальная сеть для опросов и прогнозов с использованием блокчейна

Со временем все больше пользователей начинают следить за активностью признанного эксперта и подписываются на его обновления – так каждый человек может стать лидером мнений и завоевать популярность исключительно за счет своих знаний!

Допустим, вы эксперт в области высоких технологий, и, соответственно, можете дать ответ на вопрос по этой теме или сделать точный прогноз. Пользователи, которым интересно мнение эксперта в области IT, начинают подписываться на вас и следить за вашими ответами.

Реализация идеи

В апреле 2018 года мы начали подбирать команду. Я стал СЕО проекта, а Алексей взял на себя стратегическое развитие. Почти сразу к нам присоединился Антон Никитин, с которым я познакомился во время учебы в РХТУ им. Менделеева. Он – руководитель проекта Opinion, и, в частности, занимается подбором персонала.

Наша команда состоит из двух групп специалистов: разработчики и контент-мейкеры. Первые занимаются техническими моментами: пишут код, разрабатывают дизайн, делают верстку сайта. Мы привлекли молодых разработчиков, которые искали, где применить свои знания и с энтузиазмом отнеслись к идее создания новой социальной сети. Участники второй группы – контент-мейкеры – придумывают и составляют вопросы. Всего над проектом работает 12 человек.

Объективность результатов опросов и прогнозов гарантирует блокчейн EOS. С его помощью Opinion хранит данные не на централизованном сервере, а в публичном распределенном реестре. По этой причине данные голосований невозможно фальсифицировать. Также мы интегрировали в работу платформы тестовый смарт-контракт на базе блокчейна Ethereum.

У нас бэкенд на Java, база данных на PostgreSQL. Это осознанный выбор: Java-программистов много, этот язык популярен, поэтому при создании бэкэнда не встретятся неприятные сюрпризы.

Мы сделали выбор в пользу облачных инфраструктур DigitalOcean и «Яндекс.Облако». Последнюю платформу выбрали из-за того, что для доступа к ней не требуется VPN.

В разработку Opinion мы с Алексеем вложили собственные средства – 15 млн рублей.

Планы и перспективы

Сейчас наша первостепенная задача – набрать критическую массу пользователей, чтобы результаты опросов и прогнозов выражали «мудрость толпы». Мы планируем привлечь участников разных возрастов и социальных групп. Сейчас у нас готова web-версия сайта, в разработке мобильное приложение. Мы запустили смарт-контракты на базе блокчейна EOS для сбора и фиксации голосов участников. Мы рассчитываем, что в будущем пропускная способность EOS достигнет миллионов транзакций в секунду.

После того, как мы наберем достаточно пользователей и сможем продемонстрировать эффективность социальной сети, планируем привлечь инвестиции. Сегментация пользователей по интересам позволит монетизировать социальную сеть. Opinion будет зарабатывать на нативной рекламе за счет упоминания бренда в тексте опросов и прогнозов. Контент рекламодателя отобразится только в ленте у целевой аудитории – у тех, кто участвовал в опросах и прогнозах по смежным темам. Таргетинг учитывает не только пол, возраст, но и интересы участников: что они любят, в чем являются экспертами.

В ближайшие годы мы собираемся развивать проект за пределами СНГ. Наша цель – сделать Opinion универсальной площадкой для изучения общественного мнения и проведения прогнозов по самым разным темам.

77
27 комментариев

in my humble OPINION, не выстрелит. Нет киллер-фичи, а упоминание блокчейна нахер не сдалось простым пользователям

3
Ответить

Посмотрим) Ключевой фичей Opinion станет как раз сообщество — точнее, те возможности, которые получает наше коммьюнити. Прежде всего, шанс играючи стать лидером мнений, просто читая новости и делая прогнозы — и это сегодня, в «переполненных» соцсетях, где нереально пробиться в топы без диких вложений (сил и денег)! Мы ведь отвыкли от того, что кто-то интересуется нашим мнением. А в Opinion ваша точка зрения определяет все — предлагаемый контент, аудиторию, ваш успех на нашей площадке. Сейчас к нам приходят пользователи, и мы видим, как механики Opinion начинают работать. Присоединяйтесь к нам, у нас заготовлено много сюрпризов! ;)

3
Ответить

"Мудрость толпы" для бизнеса до сих пор не стала мейнстримом. Поэтому у проекта есть все шансы продемонстрировать пользу этой концепции и занять свою нишу. 

2
Ответить

"Феномен «мудрости толпы» помогает вывести коллективное мнение, близкое к истине."

А миллионы мух не могут ошибаться. Ну что за бред-то?

"Данные на сайте служат основой при принятии маркетинговых решений."

Храни небеса от такой основы. Если следовать вашей "мудрости толпы", то товар надо отдавать бесплатно, а за оказанную услугу еще и приплачивать получателю. И все остальное в том же духе.

В лучшем случае у вас выйдет очередной отзовик, но "с использованием технологии  блокчейн", то по идее должно сделать его на 20% круче, но не сделает.

1
Ответить

Вы явно недооцениваете эффективность «мудрости толпы» — этот «бред» лежит в основе работы PageRank от Google, в основе работы Wikipedia, во множестве алгоритмов по сортировке и выдаче контента (например, тренды Youtube или ранжирование Instagram). Даже здесь, на vc.ru, «мудрость толпы» проявляется в upvote/downvote комментариев.


При проведении маркетинговых исследований «мудрость толпы» нужно использовать разумно. Вы же не будете спрашивать у прохожих, не отдать ли им свое состояние?) Так и в варианте ответа «бесплатно» в Вашем примере смысла нет. «Мудрость толпы» в этом контексте — это, прежде всего, инструмент для анализа общественного мнения и предпочтений ЦА.

2
Ответить

Та ну, никто же не спрашивает в разрезе "сколько это должно стоить", интересно делать срез, к примеру, в таком ключе: "а что вы предпочитаете"

1
Ответить

Просто они никогда не разговаривали с живым маркетологом. И с их дивана работа маркетолога выглядит именно так: провёл опрос, по результатам запустил новый продукт

Ответить