Sustainability - тренд 2024 в развитии бизнеса, создании новых продуктов

Хочу помочь разобраться, что же такое сустейнебилити на практике, как этот тренд влияет на рынок, что нужно делать компаниям, руководителям, разработчикам, чтобы быть в тренде.

Дмитрий Черноморец, Head of Development Business в Humathèq 
Компания занимается разработкой продуктов: от поиска продуктовых идей, до постановки продуктов на производство, клиенты находятся по всему миру

Sustainability [сустейнебилити] – англ. устойчивость.

Sustainability – модель взаимодействия человека, бизнеса с окружающей средой, где главными принципами является сохранение устойчивости и равновесия в поведении и развитии.

Это иллюстрация маркетингового персонажа (маскота) одного из наших проектов , Профессора Брюве 
Это иллюстрация маркетингового персонажа (маскота) одного из наших проектов , Профессора Брюве 

Главные принципы Sustainability:

1. Фокус на устойчивость – высокорискованные стратегии уступают относительно надёжным, минимизация рисков становится важнее экспоненциального роста, предпочтительным становится стабильное, последовательное развитие вместо скачкообразного.

2. Гармония и экологичность – каждая активность человека, компании предполагает на ряду с получением выгоды улучшение окружающей среды, каждое решение, действие оценивается через критерии: как это сделает лучше моих партнеров, клиентов, сотрудников, природу, город, страну, мир, не причинит ли вред тому, что меня окружает.

3. Честность и ответственность – транслируемая человеком, компанией информация исключает: введение в заблуждение окружающих, недосказанности, манипуляции, спекуляции некомпетентностью получателей информации, мир постепенно теряет толерантность к вранью.

Приведу несколько рекомендаций, как реализовать парадигму Sustainability в развитии компании и создании новых продуктов:

Ещё одна иллюстрация маркетингового персонажа (маскота) одного из наших проектов , Профессора Брюве
Ещё одна иллюстрация маркетингового персонажа (маскота) одного из наших проектов , Профессора Брюве

Рекомендация 1.

Вместо одноразовых продуктов создавайте продукты длительного пользования, которым в течение жизненного цикла можно возвращать утрачиваемые свойства, которые можно легко ремонтировать и восстанавливать, которые можно апгрейдить и расширять их функциональность, продукты, которые будут по нескольку раз менять своих владельцев на вторичном рынке.

Вместо эры одноразовых продуктов наступает время продуктов длительного пользования.

Помните заезженный пример про перфоратор, который очень любят преподаватели MBA: людям нужны не перфораторы, а отверстия в стене, поэтому если человеку нужны восемь отверстий, то сделайте такой перфоратор, который сломается на девятом, при этом он должен стоить предельно дешево.

Наверное, вы также слышали легенду про «заговор производителей лампочек накала»…

В новой парадигме вместо одноразовых перфораторов нужны приборы, которые прослужат, как можно дольше, оставаясь актуальными с т.з. дизайна и технологий в течении длительного времени.

Такая же история с лампочками и другими продуктами.

Со временем владелец прибора может докупать фичи, элементы, детали, прошивки, делающие продукт актуальным, расширяющие его функциональность, при этом «сердце продукта» будет оставаться прежним.

Ещё одно преимущество, которое также будет ценно для клиентов – это ремонтопригодность продукта.

Ремонтные комплекты, запасные части, дополнительные комплектующие – всё это тоже способы монетизации, про которые не стоит забывать.

Это снова Профессор Брюве, чтобы разбавлять текст иллюстрациями.
Это снова Профессор Брюве, чтобы разбавлять текст иллюстрациями.

Рекомендация 2.

Создавайте честные продукты, с честными брендами, честными ценами и честными маркетинговыми кампаниями, не держите клиентов за дураков.

Долгое время создатели продуктов вводили клиентов в заблуждение завышаемыми характеристиками продуктов, например: декларируя расход топлива автомобилей, который выше реального; говоря о натуральности продуктов, при этом применяя консерванты, усилители вкуса, используя заменители; рассказывая о долгой работе антиперсперантов, которые не выдерживают и нескольких часов работы; позиционируя готовую индустриальную еду, как домашнюю…

Отдельный вид «искусства», в котором, участвовали и мы сами – это создание псевдобрендов, брендов, вводящих покупателей в заблуждение, связанное со страной происхождения продуктов.

Цена 9,99 из этой же «серии» или скидка 40% на цену, которая перед скидкой была завышена на 45%, даунсайзинг в виде девятка яиц или 890 ml молока…

Всё это чистой воды обман и манипуляции, которые с одной стороны перестают работать, с другой начинают у рынка вызывать антагонизм к продуктам и их брендам.

Потребители всё понимают и чувствуют себя дураками, прекрасно понимая, кто их такими пытается сделать.

Больше так не делайте!

Иллюстрация с Vision Pro от Apple, тоже для разбавления текста иллюстрациями. И, кстати, Apple - отличный пример Sustainability компании.
Иллюстрация с Vision Pro от Apple, тоже для разбавления текста иллюстрациями. И, кстати, Apple - отличный пример Sustainability компании.

Рекомендация 3.

Создавайте продукты, которые будут улучшать ваших клиентов и пользователей.

…не обкрадывать и захламлять их дома, не воровать время, не убивать их здоровье, а улучшать: повышать качество жизни, образовывать, расширять кругозор, давать новые позитивные опыты, положительные эмоции.

Аналогичное касается и маркетинговых активностей в виде «купи 3 по цене 2х» или ещё одна любимая история бизнес-тренеров про тюбик с пастой Colgate с увеличенным диаметром горловины – всё это становится токсичным для рынка.

Создавая новые продукты, задавайте проверочный вопрос: как этот продукт сделает моего клиента, пользователя лучше.

Если не получается найти ответ на данный вопрос – идите и доделывайте или переделывайте свой продукт!

А вот и снова Профессор Брюве со своими мыслями о китайских автомобилях.
А вот и снова Профессор Брюве со своими мыслями о китайских автомобилях.

Рекомендация 4.

Создавайте продуты, минимизируя нагрузку на окружающую среду, используйте возобновляемые, перерабатываемые материалы, при частичном использовании токсичных для природы материалов, компенсируйте наносимый вред другими активностями. Делайте это сами, вдохновляйте своими действиями других.

Вы зададите вопрос: нужно ли это вашим клиентам и пользователям? Кому-то да и число этих «кому-то» растёт, кому-то нет, …но самое главное, это нужно вам, вашим командам, вашему бренду. Мало кто хочет быть токсичным, работать в токсичной компании.

И помните, рынок симпатизирует (делает выбор в пользу их продуктов) компаниям, брендам, которые стараются делать мир лучше, а не тем, кто просто «гребёт бабло».

Как это работает?

У подавляющего большинства адекватных людей есть потребность совершать добрые дела, но лень мешает им что-либо делать, при этом покупая продукты ответственных компаний, они чувствуют себя причастными к добрым делам.

Действуйте!

А это просто шутливая картинка с легендарным Генри Фордом от одного из наших дизайнеров, не ищите в ней глубоких смыслов.
А это просто шутливая картинка с легендарным Генри Фордом от одного из наших дизайнеров, не ищите в ней глубоких смыслов.

Рекомендация 5.

Стройте бренд через продукты, а не наоборот.

Парадигма Sustainability предполагает следующий путь:

1. Делаете нужный рынку продукт, делайте его хорошо,

2. Улучшаете продукт, потом ещё улучшайте,

3. Добавляйте фичи, потом ещё добавляйте,

4. Продолжайте улучшать продукт вместе с улучшением фич,

5. Делаете продукт потрясающим,

6. Ваш продукт не просто покупают, его начинаю хотеть,

7. О вас начинают говорить.

8. Профит, у вас есть бренд!

Как же выглядит сценарий «наоборот» (так не нужно делать):

1. Придумали позиционирование,

2. Сочинили красивую легенду,

3. Сделали так, что о бренде начали говорить,

4. Скопировали у кого-то на рынке продукт или нашли на рынке готовый и забрендировали,

5. Пошло немного профита,

6. На рынке началось разочарование,

7. О вас продолжают говорить, но уже по-другому,

8. Вы сделали ребрендинг (обновили логотип),

9. О вас поговорили только маркетологи, только им это интересно,

10. Вы получили ещё чуть-чуть профита,

11. О вас забыли.

Сиквел из следующих пяти рекомендаций скоро опубликую в виде отдельного топика, в комментах будет линк

А и ещё, если вы так и не поняли, кто такой Профессор Брюве, жмите сюда, здесь в 2х совах всё рассказано.

11
Начать дискуссию