Известные форматы организации "коллективного мышления"

Конференция (XII в.)

Около 1175 г. суфийский иранский поэт Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим, по прозвищу Аттар - аптекарь (1119-1230) и известный также под псевдонимом Farīd ud-Dīn написал поэму "Конференция птиц".

Farīd ud-Dīn Attar "Конференция птиц"
Farīd ud-Dīn Attar "Конференция птиц"

Птицы мира собираются вместе, чтобы решить, кто будет их царём, так как у них нет ни одного. Мудрейший удод предлагает отправится на поиски легендарной королевской птицы Симург, чтобы предложить ей этот титул. Птицы проходят семь долин - исканий, любви, познания, отсутствия желаний, единства, изумления и растерянности, и последняя - бедности и разочарования, чтобы найти большое озеро, на котором живет Симург на вершине горы Кав.

Симург на персидском слышится как si morgh, что означает "тридцать птиц". Когда птицы смотрят в воды озера, они видят свои собственные отражения. Согласно суфизму, Бог отражается в совокупности всего существующего. То есть, их Царь - они сами.

Палаточные лагеря Чаутоква (1874 г.)

В 1874 г. епископ американской методистской (протестантской) церкви John Heyl Vincent (1832-1920) и изобретатель комбайна, бизнесмен, тесть Томаса Эдисона (по второй жене) Lewis Miller (1829-1899) основали на озере Чаутоква палаточный образовательный лагерь для учителей воскресных школ по изучению Библии.

В 1878 г. John Heyl Vincent организовал существующий до сих пор непрерывно действующий литературный кружок Chautauqua Literary & Scientific Circle (CLSC), основная направленность которого состоит не в общении и совместной деятельности (как в "клубе"), а в чтении и изучении книг, ставший основой для социального феномена Чаутоквы.

"Сборы Чаутоква", как самый массовый образовательный проект для взрослых, позднее включил в себя всё - искусство, науку, общество, религию - всё, чтобы облагородить человека и сделать его гражданином мира. К 1880 г. Чаутоква стала своеобразным национальным движением для открытого обсуждения общественных проблем, международных отношений, явлений литературы и науки.

В 1883 г. университет Чаутоква начал выдавать собственные дипломы и первым в США занялся дистанционным обучением.

В 1899 году был построен Чаутоква-центр, куда каждый сезон съезжалось примерно 100 тыс. взрослых.

"У каждого был складной стульчик, как летом в университете в Чаутокве".

Э.Хэмингуэй, роман "За рекой, в тени деревьев" (1950).

В 1904 г. появилась т.н. "Схема Чаутоква". Лекторы, музыканты, художники, артисты Чаутоквы двигались от лагеря к лагерю, проводя дискуссии, мастер-классы и театральные представления.

К середине 1920-х в схеме Чаутоквы самоорганизовалось более 12 тыс. палаточных лагерей с общей аудиторией более 45 млн. (!) человек.

До сих пор более 1 млн человек в год участвуют в сборах Чаутоква по всей Северной Америке. На историческом озере - в Chautauqua Institution более 170 тыс. посетителей в год принимают участие в различных мастер-классах, которые засчитываются мировыми университетами, и общественных мероприятиях. Одновременно там могут находится до 10 тыс. человек.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

Основатель The University of Chicago William Rainey Harper (1856-1906). в 1891 г. ориентировался на модель Чуатоквы при организации университета, с которым так или иначе связаны 89 Нобелевских лауреатов.

Кружки (1830-е)

Основным и принципиальным элементом образования для взрослых в модели Чаутоквы (или "Шатокуа", как в переводе романа Роберта М.Персига "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом") были и остаются "кружки" - Study Circules.

По формату Study Circules похожи на кружки Герцена и выпускника Царскосельского лицея М.В. Буташевича-Петрашевского, организованные в России в 1830-1840 гг. К сожалению, значительная часть участников этих кружков в то время подверглась арестам за собрания.

Современные Study Circules в США были импортированы из Швеции, где их существует около 300 тыс., а в кружках постоянно обучает себя, практически, треть взрослого населения. Основателем движения там считается шведский педагог и государственный деятель Oscar Olsson (1877-1950), который организовал первый кружок в 1902 г. В Швеции с 1949 г. образовательные кружки для взрослых ежегодно финансируются правительством через крупные образовательные ассоциации и работают с народными университетами, интенсивами, онлайн-курсами и т.п.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

В отличие от традиционной модели, в которой существуют отношения учитель-ученик, в кружке доктор наук имеет не больший статус, чем человек без диплома. В кружках участники учатся слушать друг друга. Они не могут договориться, но они учатся принимать все то, что слепые чувствуют, как разные части слона, т.к. каждый человек может быть ограничен собственной точкой зрения. Каждый участник вправе думать за себя. Нет тревоги по поводу того, что будешь выглядеть глупо. Нет ни одного "правильного" ответа, все свободны говорить о том, что думают, чтобы отдохнуть, расслабиться и наслаждаться обучением и размышлением.

Общественные движения, церкви, бизнес используют обсуждения в малых группах, чтобы найти понимание и общий язык, когда сталкиваются со сложными вопросами или трудным выбором.

Мозговой штурм (1939 г.)

В 1939 г. лектор Кембриджского Института философии, один из основателей и в тот момент руководитель рекламного агентства BBDO Alexander Faickney Osborn (1888-1966) изобрел метод командного мозгового штурма - Brainstorming.

Через 9 лет в 1948 г. Осборн описал свой метод в книге "Ваша креативная энергия" в главе "Как организовать отряд для создания идеи". Осборн объявил, что групповой мозговой штурм является более эффективным в генерации идей, чем работа в одиночку. Сейчас этим термином называют любые коллективные сессии.

Его ученик Charles Hutchison Clark (1920-2009), начиная с 1958 г. выпустил несколько книг, подробно описывающих технологии "мозгового штурма", которые он начал активно распространять по всему миру, особенно, среди церковных общин и скаутского движения. Вместе с Осборном Чарльз создал Институт творческого решения проблем ( CPSI Conference) и Фонд создающего образования (Creative Education Foundation, Inc).

Известные форматы организации "коллективного мышления"

Обсуждения по 6 человек (1948 г.)

В 1948 году PhD Michigan State University, в дальнейшем президент Hillsdale College J. Donald Phillips начал делить большие классы в кластеры по 6 человек, которые обсуждали определенную проблему в течение 6 минут. Новый подход стал известен на территории кампуса, как метод Phillips 66 (Discusión 66) или Buzz Session (сессия, во время которой все гудят, как осиный рой).

В книге "Adult education procedures" (1963) Paul Bergevin приводит диаграмму Buzz Session и отмечает, что в такой сессии могут одновременно участвовать 200-300 человек.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

Тренинговые группы (1970-е)

В 1968-1977 гг. президент Американской психологической ассоциации (1956) и самый влиятельный психотерапевт в американской истории Carl Ransom Rogers (1902-1987), основываясь на концепциях австрийско-американского психолога, пионера групповой психотерапии Jacob Levy Moreno (1889-1974) запустил в США невероятную по масштабу серию T-групп, [т]ренинговых групп, получивших название "групп встреч" (encounter groups), в которых подчеркивалась возможность личных изменений (роста) только через коммуникацию с другими участниками, что сделало его одним из самых важных социальных революционеров в Америке. В его семинарах приняли участие, по разным оценкам, до 10 миллионов американцев.

Тренинги использовались для подготовки менеджеров, военных, учителей и консультантов, развивая такие умения и способности, как решение проблем, общение, уверенность, критичность мышления, самоуправление, самопонимание, принятие решений, эмоциональный самоконтроль, финансовая самозащита и др.

Карл Роджерс - автор идеи о том, что вовлечение населения - это самый большой и важный ресурс для решения любых городских проблем. Его идеи являются основными для более демократического - коллективного управления в экономике и промышленности. Он дал силы и социальную технологию диссидентам от духовенства, не желающим принимать иерархический характер церкви. Он стал ответственным за подрыв слепого подчинения власти и развитие нового чувства доверия и уверенности в себе у миллионов американцев. Лозунгу, который он никогда не использовал, "Вся власть народу", он дал реальное содержание и значение.

Для популяризации своих идей, он распространял тысячи аудиокассет с записями своих терапевтических сеансов среди коллег-профессионалов. Он был первым в мире, кто в 1938 г. стал записывать свои "семинары". Позднее, он повернул на себя и видеокамеру, а также вел эти записи в течение многих лет, когда у других не было смелости, чтобы показать, что они представляют из себя на самом деле в организационной психологии.

В 1968 г. режиссер Stanley Kramer снял фильм "Journey into Self" (Путешествие внутрь самого себя) об икаунтер-группе, которую проводили Карл Роджерс и его коллега - сооснователь Western Behavioral Sciences Institute Richard Farson. Этот фильм получил премию "Оскар" Американской киноакадемии.

"Journey into Self" (1968)

Его книги переведены на 60 языков и изданы миллионными тиражами. Чтобы положить собственные идеи в общеупотребительную практику, в последние годы жизни он встречался с сотнями профессионалов в десятках стран мира, в том числе и в Советском Союзе.

Роджерс был убежден в том, что подход, реализованный на практике в "группах встреч", необходимо использовать при разрешении любых проблем и глобальных конфликтов - в Южной Африке, Центральной Америке и Ирландии. В 1987 г., будучи уже в коме, Карл Роджерс был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Открытое пространство (1990-е)

Весной 1989 г. независимый консультант Harrison Owen (р.1936 г.) на Гоа в Индии провел бизнес-конференцию с необычным форматом взаимодействия участников. В интервью местным СМИ он назвал этот формат Open Space Technology (OST) - технология "открытого пространства".

Идея нового формата пришла Harrison Owen в тот момент, когда он обнаружил, что наиболее продуктивное время на больших международных бизнес-конференциях - кофе-брейки.

"Какое-то время я жил в Западной Африке и вспомнил, что там в деревнях все самое важное происходит в кругу. Просто так сидеть в кругу неинтересно, поэтому нам нужно что-то вроде рынка, где люди могли бы встречаться и доска объявлений, где люди бы фиксировали то, о чем они разговаривают".

В начале семинара по технологии открытого пространства участники сидят в кругу, или концентрическими кругами для больших групп (от 300 до 2000 человек и более, например, в Париже был организован семинар для Bosch Global на 1200 сотрудников). Воркшоп начинается без заранее определенной повестки дня, но после небольшого вступления ведущий дает время для самоорганизации групп.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

К сегодняшнему дню в мире прошло более 100000 семинаров в формате Open Space более, чем в 160 странах мира. Есть, как минимум, пять национальных ассоциаций специалистов, использующих OST, объединяющих несколько тысяч человек. Создан Open Space Institute - US, в котором сейчас работает сын Гаррисона - Barry Owen.

"Я думаю, что что одна из причин, почему люди используют "открытое пространство", оно эффективно. Например, я имел честь работать с группой по проекту с бюджетом 200 млн. долларов. Они знали, что на разработку потребуется 10 месяцев. Мы оформили проект за 2 дня.

В Open Space люди заражаются энтузиазмом, они берут на себя ответственность, они чувствуют гордость и у них появляется чувство собственного достоинства, и они действительно делают огромную работу за очень короткое время".

Известные форматы организации "коллективного мышления"

Мировое кафе (1995)

В 1995 г. Президент форумов прозрачного общения и проектирования стратегического диалога с мировыми лидерами в США и за их пределами, преподаватель бизнес-школы Университета Техаса David Isaacs и его супруга Juanita Brown, преподаватель MIT Sloan School of Management, собирая в своем доме в Калифорнии друзей и коллег, разработали метод организации коллективного мышления и взаимного обмена знаниями - World Cafe. После проведения серии исследований и практических экспериментов в разных странах, они выработали семь принципов и нашли основные закономерности в коммуникации, определяющей дальнейшее лидерство этой социальной инновации.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

Подход, основанный на диалоге, вовлечении большого количества заинтересованных позиций, сотрудничестве и совместной деятельности, сейчас используют десятки тысяч групп (ТНК, некоммерческие организации, госучреждения, школы и университеты) на всех континентах Земли численностью от 12 до 2000 человек.

Семинар (workshop) World Cafe занимает от 45 минут до трех часов. Участники рассаживаются в пространстве за столами по 4 - 8 человек. На столах расстелены белые бумажные шаблоны размером 120х200 мм, на которых маркерами в процессе обсуждения делаются графические заметки.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

За столом присутствует модератор, который ведет себя, как хозяин - объясняет суть процесса и следит за соблюдением правил. Вопросы за столами обсуждаются тактами по 15-30 минут, в дальнейшем группы перемешиваются, и только модератор не переходит от стола к столу, а приветствует новых "гостей", кратко резюмирует предыдущие обсуждения и держит нить дискурса. World Cafe заканчивается Reflexionsphase.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

“Я думаю, что мы все видим растущую потребность и стремление к подходам, которые позволяют людям думать вместе о наиболее важных вопросах и проблемах. Эта новаторская книга помогает осветить жизненный опыт коллективной мудрости и предлагает нам создать такие условия, чтобы сделать его формат более эффективным. Данная книга - большой вклад в развитие теории и практики в этой стремительно развивающейся области”.

Хуанита Браун и Дэвид Айзекс, основатели World Cafe

Knowledge Cafe

David Gurteen - изобретатель формата взаимодействия Gurteen Community Cafe или Gurteen Knowledge Cafe. "David Gurteen думает, что это придет на смену классическому обучению: вместо обычной лекции — краткое вступление и обсуждение в малых группах с обменом участниками групп. Сам он ездит по всему миру и организует такие встречи". см.

Хорошая подборка списка лидеров, формирующих современные западные представления о мышлении от David Gurteen.

Известные форматы организации "коллективного мышления"

BarCamp (2003)

В августе 2003 г. Tim O'Reilly (р.1954) основатель издательской компании O'Reilly Media организовал для своих партнеров открытый бар таким образом, чтобы происходящее превратилось в мозговой штурм и конференцию одновременно. Объединяя идеи своего первого foo bar и летнего лагеря (camp), в 2005 O'Reilly провел в Пало-Альто первый BarCamp. Особенностью было то, что большинство затрат и вопросов по организации и смысловому содержанию программы взяли на себя сами участники. От задумки до проведения unconference на 200 человек прошло менее одной недели. За прошедшие 10 лет в мире состоялось бесчисленное количество событий в формате BarCamp более, чем в 350 городах мира. Самым массовым считается, прошедший в 2013 г. Barcamp Yangon (Бирма, 6400 участников).

iCamp 2008 в Этномире
iCamp 2008 в Этномире
1 комментарий

Опять ии писал?

Ответить