«Мы умышленно уходили из информационного поля»,— Антон Макаров, COFFEE LIKE

Управляющий партнер франчайзинговой сети COFFEE LIKE Антон Макаров — о покупке сети, о влиянии имиджа Аяза Шабутдинова, а также о хейте вокруг франчайзингового бизнеса.

«Мы умышленно уходили из информационного поля»,— Антон Макаров, COFFEE LIKE

В 2018 году группа частных инвесторов, среди которых есть топ-менеджеры издательства «АСТ», выкупили сеть кофе-баров COFFEE LIKE у Аяза Шабутдинова. После сделки на протяжении нескольких лет новые собственники предпочитали оставаться в тени. Управляющий партнер сети кофеен Антон Макаров говорит, что это был осознанный ход — необходимо было сначала перестроить бизнес и исправить некоторые ошибки. Теперь, когда бизнес-процессы компании настроены, Антон рассказал, как сеть развивается после покупки.

В 2018 году вы купили сеть COFFEE LIKE у Аяза Шабутдинова. Почему вы заинтересовались бизнесом в формате «кофе с собой» и приобрели именно это предприятие?

Мы были знакомы с компанией давно и понимали ее потенциал. Я лично помню самый первый киоск COFFEE LIKE, который Аяз с Зуфаром, сооснователем сети, открыли на остановке местного университета. Никто тогда не мог подумать, что через 8 лет сеть разрастется до более чем 900 торговых точек.

Когда в 2018 году сеть доросла до 300 точек, она стала инвестиционно-привлекательной, потому что на этом масштабе можно строить что-то фундаментальное. Если сеть меньше таких объемов – она находится в «долине смерти». На тот момент Зуфар уже вышел из бизнеса, а Аяз сконцентрировался на развитии другого бизнеса, поэтому когда сеть «вышла на продажу», мы договорились и оформили сделку.

Какое будущее у COFFEE LIKE ты видел тогда, в 2018 году?

Тогда мы подсчитали количество кофейных точек на душу населения в России, сравнили его с такими же показателями в Европе, США и Латинской Америке. И пришли к выводу, что на рынке «кофе с собой» в России много возможностей. В тот момент в стране уже были большие концепции — например, франчайзинговая сеть в формате стрит-ритейла Stardogs уже насчитывала порядка 1 тыс. торговых точек.

Кроме того, потребление кофе у нас всегда было намного ниже, чем в Европе и США. Наши мамы и папы пили растворимый Nescafe, а зернового кофе просто не было. Его потребление начало расти только в начале 2000-х годов и сейчас составляет чуть больше 1 кг в год на душу населения. Для сравнения: в Северной Европе этот показатель выше 8 кг. Очевидно, нам есть еще куда расти.

В итоге за 4 года мы вырастили большую сеть, которая обладает достаточным объемом потребления, чтобы мы могли запустить свой торговый дом, обжарку на 70 тонн (скоро будет 120), производственные линии по дрип-пакетам и прочее.

Больше 20 лет назад мы все смотрели «Красотку» с Ричардом Гиром. Там главные герои пили кофе из бумажных стаканчиков. Когда они появились в нашей жизни, был небольшой шок. Представь, мы идем по улице в Ижевске и пьем кофе из бумажного стаканчика! Совсем недавно это выглядело действительно необычно.

В каком виде тебе досталась сеть?

Она была в разобранном виде. Это был такой «Франкенштейн», над каждой частью которого кто-то поработал, но не закончил, потому что «и так сойдет».

Приходилось очень много объяснять существующим сотрудникам, что концепция работы поменялась и теперь многое нужно делать по-другому.

Это и не хорошо, и не плохо. На тот момент такой подход к управлению был оправдан и позволил сети пройти «долину смерти», ни разу не потеряв пальму первенства.

К настоящему времени COFFEE LIKE сильно изменился. Еще много что предстоит сделать, но уже сейчас это крупнейшая в России сеть с узнаваемым фирменным стилем. В этом большая заслуга всех, кто работал над компанией.

Фото: COFFEE LIKE
Фото: COFFEE LIKE

Как ты сам относился к неоднозначной, даже токсичной репутации Аяза? До сих пор в публичном поле его имя ассоциируют с сетью COFFEE LIKE. Это не мешает?

Такие ассоциации и правда есть. Нашему бизнесу это не мешает — наши франчайзи хорошо знают нашу внутреннюю обстановку и общее направление. Но меня удивляет, что до сих пор некоторые интернет-войны используют аргумент, что нас нет. Например, мне скинули видео с Рыбаковым, где он говорит: «франчайзинг в 99% — это нае***во. Вот где хоть одна точка COFFEE LIKE?».

Ну вот как к такому относиться? По данным World Coffee Portal «Allegra» сеть входит в топ-10 самых быстрорастущих сетей Европы. По числу открытых кофе-баров мы самые крупные в России.

Мы изначально выбрали политику непубличности и сделали за это время ведущего игрока в РФ. С момента сделки мы поменяли концепцию работы с франчайзи — сейчас в большинстве случаев новый кофе-бар открывается «старым» партнером. Мы практически не работаем с новичками.

Так что я бы не сказал, что репутация Аяза нам как-то мешает. У нас успешный бизнес. Мы 4 года друг к другу никакого отношения не имеем. Мы не собираемся доказывать кому-то что-то. Мы открыты, вся информация доступна – кому надо, тот может сам посмотреть и проверить все. Нам в бизнесе важны цифры, а не борьба с ветряными мельницами.

Я правильно понимаю, что сейчас Аяз не имеет никакого отношения к COFFEE LIKE?

С момента приобретения Аяз не имеет к компании никакого отношения, кроме того, что он с Зуфаром ее основал. У нас даже его фотографии в офисе нет. Зато есть сотрудники, которые могут не знать кто он.

Как COFFEE LIKE изменился после 2018 года?

Мы выросли в три раза по количеству, построили свое производство кофе с лидером рынка – Tasty Coffee, плотно подошли к своим первым поглощениям других сетей, продвигаем финансовую программу «ребрендинг» для поддержки частных кофе-баров в переходе под наш бренд, запустили первый пилот федеральной маркетинговой активности с Евгением Чебатковым в качестве лица бренда.

Это если кратко про то, что на поверхности. Внутри же проделано столько работы, что и не перечислить. Как я говорил ранее, то мы полностью изменили подход к продаже франшизы. Вместо продажи кофе-баров, как «первого бизнеса для новичков», мы сконцентрировались на модели развития бизнеса франчайзи, которые видят в нем возможность для создания собственного капитала и готовы открывать от 10 кофе-баров.

Фото: COFFEE LIKE
Фото: COFFEE LIKE

Как изменилась бизнес-модель? Считалось, что компания COFFEE LIKE жила и развивалась за счет продажи франшиз…

Действительно, был период, когда паушальные взносы составляли основу финансового потока компании. Однако сейчас они занимают порядка 5%. У меня были мысли отказаться от продажи франшизы, но пока мы все-таки имеем устойчивый спрос и эти планы я отложил.

Кроме того, мы немного зарабатываем на Торговом Доме через консолидацию закупок всей сети. Возможно, будем зарабатывать на предоставлении лицензии на бизнес-модель для работы в Латинской Америке.

Вы заявляли о планах открыть 1 000–1 500 точек за счет поглощения других сетей. Как поменялись ваши планы после февраля 2022 года? Скорректировали ли вы их?

Череда кризисов не позволяют органически развиваться с такой скоростью. Однако, как я и говорил, мы находимся в активной фазе переговоров с другими игроками рынка и, вероятно, скоро достигнем нижней планки в 1 000 точек. Для нас это скорее психологический уровень, ведь подобный рубикон перешли в своем развитии не так много российских компаний. Потенциалом рынка для себя мы по-прежнему видим в 3 000 точек. Правда из-за внешних событий пока не знаем, когда это произойдет.

После 24 февраля было много разговоров о дефиците кофейного зерна из-за проблем с логистикой. Вы с этим столкнулись? Как решили проблему?

Действительно, был небольшой дефицит, но нам, как крупнейшему игроку, производителю и опытному закупщику, с этим справиться сильно легче, чем отдельно взятой кофейне. Мы решали вопрос за счет более длинных логистических плеч, что с одной стороны, конечно, сказалось на цене, но с другой — обеспечило бесперебойность поставок. В ряде случаев мы готовы были субсидировать цену на кофе, но она вернулась к своему прежнему значению.

Антон Макаров — частный инвестор, управляющий партнер COFFEE LIKE . Также в его портфель инвестиции входят: инвестиционная краудфандинговая площадка Rounds, сеть парков виртуальной реальности Unreal place.

COFFEE LIKE — самая крупная сеть кофеен формата coffee-to-go России. По итогам 2021 года компания занимает 3 место по числу точек на рынке общепита в России. 2020 году в исследовании FoodService сеть была признана одной из самых быстрорастущих в Европе. В данный момент компания представлена более 900 точками в 5 странах. Регионами с самыми большими сетями в соотношении с численностью населения являются Архангельская, Кировская, Ярославская, Костромская области и Чувашская республика.

2727
6 комментариев

Мне немного стыдно, но я влепил минус статье, не читая, лишь потому что увидел упоминание Аяза в нейтрально-положительном ключе. Этот великолепный мужчина для меня стал воистину антигероем в мире интернет-бизнеса, мозг как будто автоматом переводит сознание в режим "я не буду серьезно читать это говно".

А так статья хорошая, даже данные +- подбиваются

7
Ответить

Согласен

2
Ответить

Да, поэтому с Антоном и решил поговорить отдельно.
Просто чтобы не было неверных ассоциаций - Coffee Like это уже давно отдельный бизнес, который мало что общего имеет с Like Центром.

Ответить

Смешно и одновременно странно читать про "плохого недопредпринимателя" Аяза, который судя по этому посту продал готовый бизнес который до сих пор действует? Загуглил, что продал он его за 150кк+. Объясните в чём суть хейта этого парня?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить