Миссия, стратегия и тактика

По мере роста, организации рискуют стать безнадежно разобщенными. Команды работают над проектами, которые пересекаются или конфликтуют, отдельные сотрудники пытаются понять, как их работа вписывается в общую картину, люди не видят смысла в том, что они делают, и общий прогресс замедляется. Наша способность бороться с энтропией определяет наши конечные возможности, как в плане пропускной способности (сколько вещей мы можем обрабатывать), так и в плане скорости (скорость выполнения работы). К счастью, в нашем распоряжении есть множество коммуникационных инструментов, которые помогают нам оставаться на связи, пока мы растем.

Эндрю Босуорт
Эндрю Босуорт

МИССИЯ

Из-за долгого увлечения корпоративным жаргоном заявления о миссии получили дурную славу, но емкое изложение цели, которую вы пытаетесь достичь в долгосрочной перспективе, может иметь огромную ценность, если вы грамотно подберете слова.

Заявление о миссии должно быть коротким. Это не ответ на вопросы "как" или "почему", а просто четкое изложение того, чего вы пытаетесь достичь. (На самом деле вопрос "почему" никогда не рассматривается, так как он должен итак подразумеваться).

Программное заявление миссии должно выражать определенную позицию. Оно не должно быть пустым лозунгом, не вызывающим возражений. Оно должно утверждать точку зрения настолько сильно, чтобы стать полезным инструментом для планирования и определения приоритетов в работе.

Программное заявление должно вдохновлять людей. Вы должны иметь возможность использовать его для привлечения новых сотрудников.

Заявление о миссии должно начинаться с глагола.

Миссия должна описывать что-то желаемое, трудное и, вероятно, даже не совсем возможное.

Миссия должна выдержать испытание временем. Миссия меняется очень редко и может так и не стать реальной или даже достижимой.

Рассмотрим миссию самой компании Facebook: "Дать людям возможность делиться информацией и сделать мир более открытым и связанным". Нет очевидности что это хорошее дело. Все ли хотят, чтобы мир был более открытым и связанным? Принятие такой позиции в немалой степени позволило нам добиться огромной сфокусированности даже в процессе роста, избегая случайных инвестиций в проекты, которые в разное время мешали многим нашим конкурентам.

СТРАТЕГИЯ

Стратегия определяет путь к достижению цели, кратко отвечая на вопрос "как". По сути, мы намечаем путь от того места, где мы находимся сегодня, к тому, куда мы стремимся попасть, очень широкими мазками с меньшей детализацией в перспективе. Стандарты стратегии довольно высоки; это означает, что для успешного выполнения нашей миссии мы должны это сделать, и мы не можем добиться успеха в нашей миссии, не сделав этого.

Стратегия редко описывает прямой путь к цели. Возможно, нам придется идти обходными путями, которые кажутся не совсем по прямой к нашей цели, но на самом деле являются единственным путем к ней. Организация рекламы - отличный пример; в миссии Facebook ничего не говорится о доходах, но мы признаем, что без них ее невозможно выполнить. Доход - это стратегический императив.

Стратегия обычно создается при условии хорошего (но не идеального) исполнения. Как следствие, в стратегии часто встречаются этапы, единственная цель которых - обеспечить исполнение. Например, если ваша миссия заключается в создании платформы, то обычно в стратегию включается создание приложения на базе этой платформы, потому что просто не верится, что кто-то создаст нужную платформу без этой работы.

Стратегические риски - это то, что может привести к тому, что вы не сможете достичь своей миссии, несмотря на безупречное исполнение. Внешние силы редко отменяют миссию, но они могут оказать драматическое влияние на стратегию в очень короткий период времени, например, выход на рынок нового конкурента, изменения в геополитике, изменение рыночных условий или даже изменение приоритетов внутри компании. Таким образом, стратегия достижения миссии меняется с течением времени.

Даже в отсутствие внешних сил стратегия может меняться по мере выполнения - если вы недостаточно хорошо выполняете свою работу в какой-либо области, вы можете пересмотреть стратегические прогнозы о ваших возможностях.

ТАКТИКА

Тактические проблемы - это те, которые, скорее всего, не помешают нам выполнить миссию или сделать ее возможной, а относятся к тому, как быстро мы сможем это сделать. Если команда по рекламе создает неправильный рекламный блок и никто не принимает его, это не обязательно означает, что они не смогут впоследствии получить доходы, это просто означает, что потребуется больше времени, пока они будут создавать что-то другое. Разработка тактического подхода включает в себя создание дорожных карт и постановку задач для реализации стратегии. Команды устанавливают цели и этапы на временной шкале, чтобы отслеживать прогресс и измерять, насколько хорошо они выполняют свои задачи по сравнению с ожиданиями.

Тактические решения не лишены важности, но их на порядок больше, поэтому очень важно, чтобы все участники процесса согласились со стратегией.

Когда поставленные цели не достигаются или достигаются несвоевременно, командам, возможно, придется пересмотреть стратегию и разработать новую тактику. Риск неисполнения существует в тех областях, где неспособность выполнить влияет на то, как скоро команды смогут выполнить нашу миссию, но не обязательно ставит под угрозу их способность в конечном итоге.

ВИДЕНИЕ

Слово "видение" часто путают со словами "миссия" и "стратегия". Я считаю, что видение - это любое описание желаемого будущего состояния. Для Facebook, если бы я описал, каким будет мир, когда мы выполним нашу миссию, это было бы примером видения. Если я опишу состояние пользовательского опыта после выполнения определенного набора стратегических работ, это будет примером видения. Хорошо сформулированные миссия и стратегия должны создавать видение, которое предельно понятно и ясно.

Когда кто-то задает вам вопрос типа "как это будет выглядеть, когда..." или "что вы почувствуете, если..." или "как вы видите это после...", он спрашивает вас о вашем видении. Когда вы говорите: "Представьте себе мир, где..." или "Я думаю, что реакция рынка будет..." или "Я думаю, что это должно выглядеть как...", вы описываете свое видение.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Интересно, что этот пост является примером чего-то еще более важного, чем наличие миссии: обеспечение общего языка для команды, который все понимают. Убедиться, что люди используют термины понимая их- это не просто педантизм, это потенциально критически важно для масштабирования исполнения.

Автор: Эндрю Босуорт

Свободный перевод:

22
2 комментария

Надо бы добавить ввод, кто такой Boz, это сильно повлияет на восприятие его слов читателями:)
Надо бы добавить ссылку на оригинал: https://boz.com/articles/strategy-tactics , т.к. пересказ не совсем корректный:) «Заявление о миссии должно начинаться с глагола», в оригинале — probably.
Немало важно, что пост из 2013 г. До публикации «The Ugly» (2016).
От себя скажу словами Boz'а: «I don't agree with the post today and I didn't agree with it even when I wrote it. The purpose of this post, like many others I have written internally, was to bring to the surface issues I felt deserved more discussion with the broader company». (Mashable 2018).

1
Ответить

Да. Пост фейсбучный 2013 года

Ответить