Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

Wildberries и Ozon — крупнейшие русскоязычные маркетплейсы. Их особенность в том, что на них можно продавать много разных товаров и сразу в нескольких странах. Благодаря этому как у мелких, так у крупных продавцов появились огромные возможности масштабировать свой бизнес.

Мы решили ответить на часто задаваемые вопросы о Wildberries и Ozon, чтобы вам было проще разобраться, как с ними работать.

1. Откуда и как отправлять товары до покупателя?

И на Ozon, и на Wildberries доступно два формата работы: когда товары отгружаются на склад маркетплейса и когда продаются со своего склада.

Первый вариант называется FBO (Fulfillment By Operator) и состоит из шагов:

  • Продавец привозит свои товары на склад Ozon или Wildberries;
  • Сотрудники склада принимать товар и размещают его на площадях для хранения;
  • Когда товар заказывают, работники склада находят его, упаковывают и передают внутренней службе доставки;
  • Товар доставляется покупателю.
Схема работы FBO
Схема работы FBO

Второй доступный вариант поставки называется FSB (Fulfillment By Seller):

  • Товар заказывают и продавцу приходит уведомление;
  • Продавец самостоятельно упаковывает товар и передаёт его в специальный пункт приёма. Кстати на Ozon привезти товар в пункт приёма может ещё и курьер;
  • Товар поступает во внутреннюю службу доставки и едет к своему обладателю.
Схема работы FBS
Схема работы FBS

У Ozon эта схема работы FSB имеет ещё одну версию — RFSB (Real Fulfillment By Seller). Отличается она тем, что продавец передаёт упакованный товар не во внутреннюю службу доставки Ozon, а в — в другую или вообще привозит товар самостоятельно (через собственную службу доставки).

Схема работы RFBS
Схема работы RFBS
Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

2. Требования к упаковке товара для маркетплейсов

Упаковкой может заниматься, как сам продавец, так и сотрудники маркетплейса. Всё зависит от выбранной схемы работы.

Если продавец выбирает FBO, то ему нужно лишь нанести на свои товары уникальный стикер в виде штрихкода. Его можно найти в онлайн-кабинете продавца. Затем товар передаётся на склад. А когда на него поступает заказ, работники склада находят его и сами упаковывают.

Но некоторые товары всё же надо будет предварительно упаковать: мелкие товары и товары с шершавой поверхностью (на которые не получится наклеить маркировку), наборы, хрупкие и острые товары. Штрихкод в этом случае клеится на упаковку (обычно это пластиковый пакет или бабл-плёнка). Крупные товары должны быть в коробках.

А если продавец работает по схеме FBS (продажа со склада продавца), всё гораздо сложнее. В таком случае ему нужно самому полностью упаковывать товар.

Начнём с того, что упаковка должна соответствовать базовым требованиям:

  • Не должна значительно превышать размер вложенного товара, а желательно облегать его;
  • Должна быть плотно закрыта со всех сторон, чтобы не произошло самопроизвольное открытие от сдавливания или смятия;
  • Должна защищать от грязи и влаги.

Товары для Wildberries можно упаковывать в Зип-пакеты, пузырчатую (бабл) пленку, термоусадочные пакеты, полиэтилен, индивидуальную коробку (со скотчем). Для Ozon товары следует помещать в картонные коробки, белую или черную непрозрачную матовую плёнку и сейф-пакеты. Для разных категории товара предусмотрены свои доступные варианты упаковки. Чтобы вам было проще, мы собрали их в одной таблице с примечаниями. Требования для Wildberries и Ozon находятся на разных листах.

Примеры упаковки для товаров на маркетплейсы
Примеры упаковки для товаров на маркетплейсы

Как и в случае FBO, на упаковку продавец наносит штрихкод.

Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

Как мы писали ранее, на Ozon есть ещё вариант работы RFBS, когда продавец доставляет товар сам или через сторонние логистические службы. В первом случае продавец определяет вид упаковки самостоятельно, а во втором — подчиняется правилам выбранного подрядчика. Поскольку товары не передаются в службы доставки маркетплейсов, то их стикеры с кодами не нужны.

3. Какой должна быть этикетка с кодом товара для Wildberries и Ozon?

Как мы писали раньше, штрихкод наклеивается на каждую единицу товара. Найти его можно в онлайн-кабинете продавца. Системы маркетплейсов автоматически генерируют уникальные коды для каждого артикула.

Размеры этикетки:

  • 30×40 мм, 40×58 мм или QR-code для Wildberries
  • 40×25 мм для Ozon

Печатать этикетки нужно термопринтером на клеющейся бумаги в 100% масштабе без полей. Это нужно, чтобы этикетка не смазалась и её мог прочитать любой сканер.

<p>Пример этикетки Wildberries</p>

Пример этикетки Wildberries

Пример этикетки Ozon
Пример этикетки Ozon

4. Как отгружать товары на склады и сортировочные центры маркетплейсов?

Когда в кабинете продавца будут заполнены карточки товара, он сможет оформить свой первый и последующие заказы на отгрузку товаров. Делается это в личном кабинете продавца. Там же он может выбрать подходящую дату отгрузки, и система рассчитает время для сборки заказа.

Важно учитывать, что товары отгружаются не поштучно, а комплектами в коробках. Они могут быть двух видов:

1) Моно, в которых лежат полностью одинаковые товары (красные помады, белые футболки и пр.)

Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

2) Микс, когда в коробке лежит один товар разной расцветки (носки одной модели желтые и оранжевые)

За один раз можно поставить до 10 и более коробок. Но по правилам маркетплейсов, когда их много, их нужно помещать на паллеты. То же касается и крупногабаритных товаров. Для них паллеты обязательны.

На каждую коробку/паллету наклеивается ещё одна этикетка с указанием склада и штрих кодом. Эту этикетку продавец также берёт из своего онлайн-кабинета.

Обычно в день можно совершить несколько поставок. Главное условие — заранее забронировать время для отгрузки. Также учтите строгую политику маркетплейсов: если вы приедите заранее или позже, товар не примут.

Т.к. продавец сам выбирает время сдачи товара на склад и распределительный центр, то он сам определяет, как долго будет доставлять товары к назначенному времени. Но в целом записаться на отгрузку товара можно на время не раньше, чем через 12 часов после бронирования.

5. Какую комиссию платит продавец на Wildberries и Ozon?

Принцип расчёта комиссионных затрат на Wildberries и Ozon одинаковый: они считаются как процент от розничной цены на маркетплейсе.

В целом у большинства товаров следующие комиссии:

  • Wildberries — 9−12%
  • Ozon — 3−15%

Примеры комиссий на несколько категорий товара

Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

6. Как рассчитываются логистические затраты на Wildberries и Ozon?

На Wildberries предусмотрены фиксированные значения затрат в зависимости от категории товара и выбранного склада для отгрузки. Например, платье может ехать из склада в Подольске в Москву или во Владивосток, а продавец потратит одну сумму — 66₽ (по состоянию на апрель 2022).

На большую часть товаров стоимость доставки не превышает 100₽.

Часто товары покупают не сразу после их поставки на склад (в случае FBO). Сначала они какое-то время хранятся и ждут заказов от своих покупателей. Хранение товаров стоит 7 копеек в день. А если товар крупный, то продавец будет платить 4 копейки в день за каждый литр объёма товарной позиции. Хранение одной паллеты стоит 7₽ в день.

На Ozon логистические затраты считаются сложнее, и за доставку каждого товара продавец платит разную цену в зависимости от пункта доставки.

Цена для FBO включает:

  • Стоимость сборки заказа и доставки товара из склада в региональный сортировочный центр («Магистраль») — 4−6% от цены товара, умноженные на коэффициент кластера. Коэффициент кластера зависит от того, из какого в какой регион отправляется товар, и равен 1−1,5.
  • Стоимость доставки из сортировочного центра до пункта самовывоза или сразу к покупателю («Последняя миля») — 5% от розничной цены товара.
Формула расчёта цены доставки товара на Ozon на условиях FBO
Формула расчёта цены доставки товара на Ozon на условиях FBO

Пример расчёта

Купили платье за 1000₽. Оно будет доставлено из склада в Твери в Новосибиск. При этом платье весит 0,5 кг.

Исходя из веса, цена обработки заказа и магистрали будет равна 4% от цены. А коэффициент кластера — 1,5. Тогда затраты на доставку составят 110₽

Пример расчёта затрат на доставку платья
Пример расчёта затрат на доставку платья

Цена для FBS включает:

  • Обработку отправления — 0/10/25₽ в зависимости от точки приёма. Также товары можно сдать курьеру, но это дорогое удовольствие: первые десять вызовов курьера обойдутся в 750₽;
  • Магистраль — 4−6% от цены товара, умноженные на коэффициент кластера;
  • Последняя миля — 5% от цены товара.

Для крупногабаритных товаров магистраль равна 8%, а стоимость последней мили бесплатна.

Формула расчёта цены доставки на Ozon на условиях FBS
Формула расчёта цены доставки на Ozon на условиях FBS

Пример расчёта

Рассмотрим предыдущий пример, но с учетом отгрузки товара в сортировочный центр. Тогда затраты будут равны 120₽.

Пример расчёта стоимости доставки платья
Пример расчёта стоимости доставки платья

За хранение товаров на складах в первые 30 дней продавец не платит. Если после этого срока все товары поставки не купили, то за их размещение (не купленных товаров) взимается плата. Она рассчитывается за отчетный период (15−16 дней). При этом учитывается среднесуточный объем товара на складе и тариф размещения. Тариф размещение зависит от оборачиваемости товара в днях. Он равен 0,2−0,45₽ за литр.

Пример расчёта

В среднем за первые 15 дней месяца на складе было по 100 литров коробок с носками. Тариф размещения равен 0,2. Тогда затраты на хранение равны 100*0,2*15 = 300₽.

Сравниваем условия работы на Wildberries и Ozon!

Заключение

Принципы работы на Wildberries и Ozon в целом похожи, однако у продавцов на Ozon больше схем работы на выбор. Так, например, продавая на Wildberries товары придётся доставлять исключительно внутренней службой доставки. А вот продавцы на Ozon могут позволить доставлять товары самостоятельно или через своих подрядчиков.

Важно уделить внимание упаковке, потому что от её качестваа зависит, придёт ли товар к покупателю целым и невредимым. Плюс каждый товар должен иметь этикетку со штрихкодом, который нужен для идентификации товара.

Небольшие товары отгружаются в моно и микс коробках, а крупногабаритные должны поставляться на паллетах.

В целом доставка и хранение товаров проще и дешевле на Wildberries. В тое время на Ozon ниже комиссии. Поэтому затраты продавца приблизительно похожи.

Надеемся, что статья была полезной и вы уже начали разрабатывать стратегию выхода на маркетплейсы.

77
Начать дискуссию