{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

«PR в реальном времени» Михаила Умарова. Сказка про белого бычка

Прочитал книгу про PR Михаила Умарова — «PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила». Искал в ней некоторые ответы про PR, но так их там и не нашел. Впрочем, ваши ожидания — это ваши проблемы. Делюсь своим мнением о книге по смежной с моей специализации.

Михаил Умаров — «PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила»

Это вторая книга Михаила, директора агентства Cummunica и PR-коуча. Ничего плохого о нем как о профессионале не слышал ни от его бывших коллег, ни от его клиентов, к слову, так что думаю, что он действительно профессионал как пиарщик. Первое издание книги вышло в 2016 году, я читал третье 2020 года, но ни автор, ни издательство не обеспокоились полной актуализацией информации. Но неважно, ретроспективу тоже полезно посмотреть, тем более, что события 2022 года внесли изменения, к которым никто не готовился.

Я — диджитал маркетолог, и существует мнение, что пиарщики и маркетологи друг друга недолюбливают. Согласен с этим мнением, но стоит понимать, что и пиарщики, и маркетологи могут делать совершенно разный скоп работ. И на своей шкуре прекрасно знаю все стереотипы о маркетологах и рекламистах. Это не мешает мне иметь свои стереотипы о пиарщиках. И главный из них — они искажают информацию и KPI. Преподносят информацию однобоко, а метрики считаются «потенциальные».

Почему они это делают, книга ответа не дает. Аморальная сторона работы умалчивается чуть более чем полностью. Чужие заслуги присваиваются. Продажные журналисты — пфф, нет. Платные публикации в уважаемых изданиях — пфф, пиар не про бюджеты. О чем же тогда эта книга про белых-пушистых святых пиарщиков?

Аннотация гласит, что традиционные приемы PR больше не работают, пресс-релизы приходят прямиком в спам, новости компаний никому не нужны, классический SMM умер. О том, что PR — такая вещь, в которой можно и нужно постоянно учиться и развиваться. Нельзя полагаться на знания и опыт даже пятилетней давности. Книга обещает по-новому взглянуть на коммуникацию с журналистами, блогерами и лидерами мнений, научить считать кажущуюся призрачной эффективность.

Находим несколько мнений от друзей-клиентов автора. Естественно, хвалебные. Фантастическая, своевременная, блистательная — далеко не полный список эпитетов. Но кто-то когда-то видел, чтобы на обложке печатали плохие отзывы? Я не видел.

А потом — 200+ страниц про романтику работы в PR-агентствах и о том, как это сложно, как классно и как вообще выживать в этом мрачном мире. И это хорошо, что страниц 200+, а не 300+. Читать воду и лайтовые истории про то, как пиарщик хочет работать на макбуке или не хочет общаться с журналистами — это хорошо, но не в книге, которая про тренды, кейсы и правила.

Правила, конечно же, тоже есть. Как вам такое правило: стараться аккуратнее писать на такие темы как политика, меньшинства, религия, национальный вопрос, гражданские свободы. И вот вся книга о каких-то прописных истинах нафталиновых пиарщиков под соусом «PR умер, теперь пяр рулит». Смешалось все: SMM (social media МАРКЕТИНГ, на минуточку), блогеры, управление репутацией и вот это все. Где рассказы о том, как вывести статью в топ Яндекса, Лебовски? Ну хоть про работу с журналистами есть.

Сказка про белого бычка — почти идеальное описание этой книги

У меня сложилось оценочное суждение, что Михаил сидел с писателем, который задавал ему вопросы, а он просто лил воду ему в уши, а на спорные вопросы отвечал: «Так, а вот про это давай не будем». И вместо пиара наговорил книгу про SMM. А мамкиным инстамаркетологам и так сойдет.

Что еще: почему фрилансеры так и остаются фрилансерами, нытье про то, как клиенты задерживают оплату, умер ли пресс-релиз или еще шевелится, как меняется пиар, еще раз как он меняется, но не все про это знают, про репутацию, еще немного воды, потом еще чуть-чуть…

Кому читать: тем, кто не понимает разницы между пиаром, репутацией, маркетингом и соцсетями с блогерами. Тем, кому достаточно поводить пяром по ушам, чтобы поднять настроение. Тем, кто не хочет узнать, что такое пиар, достаточно глубоко.

Резюме: ставлю 3 положительных отзыва в интернете из 10. 3, а не 0 — это скорее за несколько интересных графоманских мест, а не за профессиональную пользу. Название не соответствует содержанию. Чисто сказочка про белого бычка по имени «пяр».

👉 Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором я не только рассказываю про книги, но еще и пишу про финансовую грамотность, свой путь в инвестициях, о том, как коплю на квартиру в Сочи, время от времени про книги, маркетинг и мемчики.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Кот.Финанс

3/10 не стимулирует начать читать книгу, а вот твой текст заинтриговал: почему фрилансеры остаются фрилансерами? Там есть быстрый ответ?

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

есть. потому что свое агенство создать сложно

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

По этому же принципу можно ответить, почему банковские работники часто остаются в найме? - Банк долго раскручивать

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

ну все же пиар агентство создать объективно проще, чем банк)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Матасов

А почему они в найм-то не идут в книге не написано? Все-таки есть чуть больше вариантов занятости, чем: фрилансер или владелец агентства )))

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

ну не, книга же про кейсы, тренды и правила.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Eliseev

судя по вашему отзыву этого как раз в ней и нет)

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

упс

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

Согласен. Но тоже самое можно сказать про любой бизнес. Про булочную, магазин одежды

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

Но ты всегда можешь создать не банк, а что-то смежное, не такого масштаба. например, стать персональным консультантом для банков или компаний. или для булочных) Да и фриланс и работа по найму - разные вещи. Фрилансер-пиарщик работает на агентство, а на банк работаеют фрилансеры-пиарщики? нет, работают агентства и инхаус-пиарщики. пиар - сервисная история для клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

Да, ты наверное прав

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Мелихов

Сейчас читаю данную книгу, сильно удивился, когда увидел ваш отзыва о ней в ленте. Прочёл пока не так много, так что чёткой оценки дать не могу. Но согласен, что название не совсем соответствует содержанию, хотя там есть действительно хорошие советы, по моему мнению. Тот же пресс-релиз, действительно, в современном мире не особо популярен, как я считаю. Прохожу сейчас практику на телевидении и за 2 месяца не то, чтобы много удачных пресс-релизов видел и вообще в принципе видел их мало. Так что тут я согласен с автором. Конечно, могу во многом ошибаться, я ещё не так опытен в пиар, но статья зацепила, поэтому захотелось поделится мнением. И спасибо за статью, кстати, было интересно узнать мнение более опытного коллеги :)

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

Бро, я не гуру пиара все же, но даже я знаю все, о чем там написано... Понятно, что пересечений с маркетингом много, и новичкам это может быть полезно. Пресс-релиз будет жить и никогда не умрет, мои коллеги из пиара, например, делают профессиональные и качественные релизы, а если кто-то делает их плохо, так это не значит, что релизы умерли, это значит, что пиарщики ленивые)

Удачи тебе в профессии!

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Мелихов

Да, базовые вещи действительно будут полезны! Ушёл искать в интернете качественные пресс-релизы, стало очень интересно.

Спасибо! Удачи и вам)

Ответить
Развернуть ветку
Peter Pavlenko

в общем понятно, книгу читать нет смысла

Ответить
Развернуть ветку
Al

3/10-ок, а что считаете от 6 и выше по PR?

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

Это первая моя книга про пиар, так что пока еще не знаю, что выше 6...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Русских авторов можно просто игнорировать, по-моему, прямо на этапе отбора "что бы почитать?"

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

ну нет, не считаю, что стоит судить о людях по национальности. уверен, что в любой стране куча посредственных авторов, которые не удостаиваются перевода на русский язык.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Национальность не причем: лучшие практики в течение 300 лет развития рынка, мне кажется, накапливаются больше за Западе, чем у нас. А у нас оно вторично.

Ответить
Развернуть ветку
IGTS
Автор

А как же у России свой путь?))) В ряде случаев ты, конечно, прав. Почти 80 лет совка так просто не выветришь.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда