Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Вы создали классную новую платформу и она в сто раз лучше устаревшей. Дело за малым — осталось только перевести на неё клиентов.
И вот тут начинается самое интересное!

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Как это сделать, сохранив и увеличив лояльность клиентов, не совершая при этом наших ошибок, рассказывает Роман Елисеев, Директор по цифровым проектам в Центре цифровых решений Корпоративного и инвестиционного бизнеса Росбанка.

Введение

Всем привет! Я с радостью расскажу вам про наш опыт – падения и успехи, профессиональную трагедию, и что я с этим делал.

Давай представим, что ты создал мощный цифровой продукт с нуля. Провёл много клиентских интервью, проверил гипотезы, услышал и понял боли своих клиентов, воплотил все свои идеи в умопомрачительные фичи.

Потом ты показал товар лицом (которое сияло до блеска): провёл несколько внутренних демо для коллег по цеху, написал новость на внутреннем новостном портале, презентовал на всех уровнях, в общем, заработал лайки в карьерную карму.

Клиенты из твоего пилотного проекта довольны, ты получил от них благодарные отзывы, с кем-то даже подружился и наладил общение... Ты купаешься в лучиках славы. Собой ты доволен: биг джоб из дан, и у тебя заслуженная награда!

И тут наступает время раскатки на всю клиентскую базу или, того хуже, перевод со старого продукта на новый. Многие скульпторы цифрового мира этот этап недолюбливают. И, скажем прямо, небезосновательно.

Когда начнется миграция со старой платформы на новую, то точно будут комментарии вида:

  • Верните как было, вы мне для чего жизнь испортили?!
  • Мы работаем уже несколько лет и нас всё устраивало!
  • Было стабильно и надежно в привычной программе - оставьте нас в покое с вашими новшествами!

Сейчас придётся посвящать этому много времени, завязнешь, появятся многочисленные вопросы внутри банка: от клиентских менеджеров (которым до этого тоже «спокойно жилось»), куча переписок и разъяснений, списков в экселях и огромных цепочек в переписке.

Такая реакция на изменения -- это нормально и в природе вещей. Но работа с ней всегда требует огромного количества времени и терпения, это довольно однообразно. Это всегда рутина.

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Хайпа нет. Боль есть

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Если вы мигрируете клиентов на платформу, в создании которой вы лично принимали непосредственное участие, то тогда этот скучный этап можно пройти с более приподнятым настроением.

Другое дело, если вас просят мигрировать клиентов на платформу, которую лично вы не пилили. Вы конечно же знаете о платформе, но прямого отношения к ней не имеете. Вам говорят что-то вроде: «просто переведи клиентов отсюда сюда». Ну, прямо скажем, такое себе.

«Не делай, что хочешь. Делай то, что не хочешь. Делай то, что приучен не хотеть. Делай вещи, которые пугают тебя больше всего.»

— Чак Паланик, американский писатель и журналист

Из-за стечения обстоятельств мне предстояло перенести всех клиентов на систему, которую я даже толком не знал. Это было не моё творение

Знаете на какой мысли я поймал себя в этот раз?
А вот на такой: «Я этим заниматься не буду и точка!!!»

Но по факту проект прилетел именно мне. Надо за него браться, подумал я, решив что это знак судьбы :)

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Наша ошибка. Повторять не рекомендуется

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Изначально миграцией на новую платформу занималась моя коллега, продакт-оунер этой платформы. Она стояла у истоков её создания, и далее масса положительных эпитетов про хард и софт скилы. Реально сильная.

Начало было неплохим, дали доступ к новой платформе и 10% клиентской базы в режиме параллельного использования (то есть с сохранением доступа к старой системе), собирали обратную связь и быстро исправляли косяки.

Однако спустя 4 месяца мы сильно забуксовали, и прогресс остановился. Объективно миграция требовала очень много сил и внимания, а главное системного подхода на постоянной основе.

Один человек не смог физически вытащить и развитие технологически сложной цифровой платформы, и миграцию одновременно. Я вот понимаю точно, что на её месте тоже, скорее всего, не вывез бы.

Как решение - выделить отдельного человека (меня) или даже двух (меня и опытного пиэма, помощь которого переоценить невозможно), которые полностью отвечают за перевод клиентов.

Маленький тизер: я втянулся и сейчас рад, что взялся.

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Перед тем, как начать, взгляните глазами клиента

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Что самое главное, что тревожит пользователя-клиента при изменениях системы «банк-клиент для юридических лиц»?

Главное его опасение заключается в том, что банк помешает ему работать и станет заставлять что-то учить или менять в ежедневном укладе -- во всяком случае, пока такой пользователь лично использует этот банк в своей ежедневной работе.

Часто пользователи удовлетворяются традиционным набором – стабильно, не бесит, отправляет деньги, отдает выписки. В случае изменений главный страх пользователя – «я не смогу сделать свою работу, не смогу найти кнопку, новая система принесет новые ошибки, она будет дольше обрабатывать документы» – в общем всё то, что каждый банк, затевая переезд, стремится исключить. У нас пользователем как правило является наёмный сотрудник компании-клиента.

Меньше всего он хочет, чтоб из-за банковских программистов он не выполнил задачи своего руководства.

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

От эмоций к действиям

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Задача: Все клиенты-юрлица должны быть аккуратно переведены из старого интернет-банка в новый.

Вводные:

  • Клиенты -- это компании от средних размеров до корпораций. Клиентов более 12 тысяч, а пользователей ещё больше, поскольку в одной компании может быть несколько пользователей в разных ролях
  • Готовность новой платформы на этом этапе миграции: 30%
  • Платформа развивается непрерывно; миграция происходит параллельно с наращиванием функционала
  • Надо ли подписывать новый договор c клиентом и выпускать ему новую электронную подпись? Нет, к великому нашему счастью -- так и было задумано
Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги
Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги
Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Первый шаг: узнайте своего клиента

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Будет просто фантастически, если в вашей новой платформе готово всё до самых мелочей. Но на практике это не так.

По факту мы начали мигрировать клиентов, когда у нас было готово лишь 30% всех продуктов и разделов (то есть очевидно 70% - не готово). Да-да, сюрприз, мир продуктовой разработки несовершенен, но в этом нет ничего страшного. Всё не появляется сразу.

Здесь появилась принципиальная развилка — когда именно начинать переносить пользователей на новую платформу: ждать до полной реализации, после чего заявить о полной готовности всего функционала ИЛИ постепенно переводить клиентов, опираясь на то, что уже готово, параллельно адаптируя пользовательский опыт.
Мы выбрали последнее. Почему — это отдельная история, но для нас это было прагматичное решение и наименее рискованный путь.

Для того, чтобы понимать, кого именно начинать информировать о новом клиент-банке и готовить к переводу, нам нужно было точно определить, какие у клиента сейчас продукты и настройки. Далее полученную картину вы сможете сопоставлять со степенью готовности платформы.

Итак, самое важное на первом шаге - определить продуктовый профиль своего клиента через базовые и дополнительные продуктовые атрибуты.

Базовые продуктовые атрибуты:

Наш банк-клиент состоит из крупных продуктовых разделов: «Выписка», «Рублёвый платеж», «Обмен валют» и других. В общей сложности у нас получилось с десяток таких крупных разделов. В каждом крупном разделе может быть несколько более мелких разделов.

Например, в крупном разделе «Обмен валюты» у нас было три мелких раздела: «Покупка», «Продажа» и ещё отдельный модуль по торговле на открытом рынке. В итоге набралось около 30 таких продуктовых атрибутов.

Один атрибут соответствовал мелкому продуктовому разделу. Гранулярность зависит от готовности ваших крупных разделов к миграции. Если крупный раздел готов целиком, то вы счастливчик и берёте его за основу. Как вы понимаете, нам так не повезло. Крупные разделы не были готовы целиком и их пришлось дробить сильнее, а затем работать с мелкими.

Дополнительные атрибуты:

Помимо готовых / неготовых продуктов в банк-клиенте на работу пользователя влияют ещё несколько важных факторов:

  • У нас ощутимо оказывало воздействие участие пользователя в холдинге, то есть когда пользователь может в одном окне управлять операциями сразу нескольких компаний. Представьте, что вы финансист крупной группы и управляете сразу десятью компаниями. И делаете это всё в одном экране. Будет больно, если мы часть ваших компаний оставим на старой платформе, а другую часть переведём на новую. Придётся постоянно прыгать с одной версии на другую. Поэтому все такие компании мы переводили вместе - пучком.

  • Наличие или отсутствие у компании мобильного приложения «Росбанк Бизнес» тоже повлияло на возможность миграции

  • Кто-то пользовался англоязычным интерфейсом -- это также надо было учитывать

  • Было полезно разделить клиентов на «чувствительных» и «спокойных». «Чувствительные» - это те, кто очень остро реагируют на любые возникшие проблемы. Помним, что мы не только несём радость, но и уменьшаем вред от наших действий. Мы попросили клиентских менеджеров выделить таких клиентов и определили их в отдельный список. Их мы отложили на этап максимальной зрелости новой платформы.

На всё про всё в итоге набралось около 40 атрибутов: продуктовых и дополнительных. Часть из них мы определили сразу, а часть приросла по мере процесса миграции. Но опять же, чем лучше подумаете в начале пути - тем проще будет сам путь.

В конце этого шага появляется таблица, где у каждого вашего клиента есть профиль с N атрибутами. В нашем случае N равнялось 40.

Такая детальная работа помогла нам прозрачно управлять миграцией на постоянной основе с понятными характеристиками:

  • мы понимали, к примеру, какую часть клиентов можно мигрировать при наличии 20 готовых продуктов из 40
  • мы понимали, какая именно фича принесёт больший эффект для миграции и смогли в явном виде управлять приоритетами разработки

Дельный совет - чем вы меньше поленитесь на этом этапе, тем дальше будет проще.

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Второй шаг: определите принципы миграции

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

На входе мы приняли базовое правило: постепенная миграция по мере роста функциональной достаточности. Опираясь на него, определили для себя несколько универсальных принципов, на которых строилась вся механика перехода:

  1. Всё, чем пользуется клиент, должно быть на новой платформе. У клиента нет необходимости возвращаться в старую систему, чтобы воспользоваться какой-то из базовых услуг, он не переключается между несколькими системами для совершения основных операций.

  2. Все точки контакта клиента с банком должны быть подготовлены к возможным вопросам. Вы обеспечиваете максимальную информационную поддержку для любой точки контакта. В нашем случае это были общий колл-центр, клиентские менеджеры и продуктовые команды. Каждый из них должен понимать, что происходит и быть готовым помочь клиенту.

  3. Раннее знакомство с новой платформой. По мере появления продуктовых разделов на новой платформе мы подсвечивали их готовность в интерфейсе. Например, появилась возможность работать с валютными переводам - мы говорили пользователю: «Пожалуйста, попробуйте. Мы сделали этот продукт в хорошем качестве». Здесь очень важна добровольность такого пользования, ни в коем случае нельзя к этому принуждать.

  4. Чем больше обратной связи, тем лучше. Обратная связь - это heartbeat того, что вы делаете. В качестве каналов обратной связи мы создали отдельный почтовый ящик, куда поступали все вопросы по миграции от коллег из банка и прямые вопросы от клиентов, а в интерфейсе старой платформы сделали форму, где клиент может нам напрямую сказать, почему он не хочет перейти на новый интерфейс. Кроме того, мы обзванивали клиентов и рассказывали им про новую платформу и её возможности, также проводили мини-демонстрацию.

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Третий шаг: определите порядок действий и подготовьте все шаблоны

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Для того, чтобы не мигрировать всех сразу, клиентскую базу обычно делят на волны, а затем волна за волной начинают переносить. Зачем вообще это делать?

Во-первых, обычно новая платформа готова не полностью. Она развивается шаг за шагом, продукт за продуктом, раздел за разделом, фича за фичей, баг за багом (здесь как раз исключительно важна карта атрибутов, составленная на первом шаге).

Обычно мы формировали волну после очередного релиза. Прогоняли клиентскую базу через призму готовности платформы с учетом последних продуктовых доработок. Появлялся новый объём клиентов, которым теперь стало можно в миграцию исходя из набора продуктов. Их и брали в волну.

Во-вторых, ограниченность ресурсов. Например, если вы попросите контакт-центр обзвонить 3 тысячи клиентов за пару недель, это будет выглядеть очень странно. Потеряете статус разумного человека и не добьётесь результата.

Деление на волны - это проверенная классика. Мы велосипеда не изобретали, поступив ровно так же.

Для типовой волны прописали порядок действий с указанием сроков, конкретного шага, текстов каждой коммуникации, кто и кому отправляет. Расписали всё, как для бестолковых :) Чем меньше вариативности, тем лучше. Потом берешь этот скрипт и просто его выполняешь.

Недели две всё это составляли. Но в пользовании было очень удобно. Вот так это выглядело у нас. Страниц 20 в Confluence:

Как мигрировать 12 тысяч клиентов на новую версию интернет-банка. Делимся опытом из первых рук. На кону большие деньги

Конец первой части...

  • создание волны
  • баннерные механики, которые работают
  • хитрости с входом / выходом из системы
  • забота о клиентах и работа с эмоциями
  • и многое другое!
2121
2 комментария

Главный вопрос который меня преследовал в течении всей статьи. Зачем? Зачем нужен вообще этот новый интернет-банк? Что он улучшает - какие боли клиентов решает, технической команды? У вас какие-то цифры вообще есть? Можно было это как-то описать поподробнее? Вижу только описание миграции - "Работу работали"...

Ответить

Спасибо за ваш вопрос. В статье мы сфокусировались именно на методике и продуктовом подходе, поскольку не по наслышке знаем, насколько сложно в банках происходит перевод клиентов на новые цифровые решения и надеемся, что наш опыт будет полезен при решении аналогичных задач.

Ответ на вопрос "зачем" конечно же есть. Подобные инвестиционные решения в больших организациях являются результатом глубокого и всестороннего анализа. Вкратце, основной стратегический мотив построения новой платформы — это масштабирование бизнеса с фундаментальным обновлением технологии дистанционного банковского обслуживания и продаж.

Продукт построен внутренней командой и решает многочисленные боли клиентов - начиная с общей удовлетворённости при взаимодействии с банком (об этом явно говорит динамика NPS и SUS) и заканчивая доступностью продуктовой линейки в цифровом виде.
Для банка продукт также исключительно выгоден — с технологической точки зрения использован наиболее актуальный стек, нет проблем с наймом в команды разработки, прикладная часть импортонезависима, микросервисная архитектура решения позволяет по полной применять платформенный подход с адаптацией условно независимых команд и их продуктов, также вывод продуктов для клиента происходит значительно быстрее, чем прежде, итд.

Продолжим во второй части :)

Ответить