5 причин, почему фрилансеру не стоит работать за процент от продаж, и три ситуации, когда можно попробовать

5 причин, почему фрилансеру не стоит работать за процент от продаж, и три ситуации, когда можно попробовать

Ко мне иногда обращаются руководители клиник и бизнеса с предложением: «Артем, ну ты же копирайтер, знаем, пишешь классно, тексты твои хорошо работают. Приведи нам клиентов, а мы с каждой продажи дадим тебе процент. Будешь как бы партнером». Когда я был молодым, поджарым и кучерявым, часто на такое соглашался. Сейчас отказываюсь. И призываю большинство фрилансеров поступать так же. Ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет. Аргументы? Сейчас будут.

Мем бородатый, зато в тему
Мем бородатый, зато в тему

Сразу дисклеймер: я не пытаюсь выставить кого-то в дурном свете и не утверждаю, что любое партнерство за процент от продаж - это стремление одной стороны как-то обмануть вторую. Я лишь рассказываю о том, на чем обжигался сам и наблюдал, как обжигались многие другие. Позитивные примеры есть, но, увы, в порядке исключения.

Аргумент 1. Лидогенерация и продажи – это вложение денег либо тяжкий труд

Обычно люди, которые хотят нанять вас за процент, видят ситуацию так: вы что-то делаете в свободное время, и благодаря вашему мастерству на сайт бесплатно приходят люди, некоторые становятся клиентами.

Ах, если бы это было так просто!

Современные реалии таковы, что привлечь и конвертировать трафик можно либо бесплатно, либо нормально. В случае с «нормально» оплатить можно по-разному: звонкой монетой, тяжким трудом или тем и другим в разных пропорциях.

Возьму для примера себя, копирайтера. Это только на первый взгляд кажется, что можно публиковать качественные статьи на разных площадках, и народ попрет. Ничего подобного! Во-первых, создать качественный материал – это тоже еще какой труд. А дальше придется выбирать одну из двух стратегий:

  • Платить, чтобы набрать аудиторию. Хочешь подписчиков в пустой телеграм-канал – плати, и немало. Создал группу в соцсетях и ждешь, когда в нее начнут вступать? Плати. И так далее. Партнер, естественно, платить не хочет. Если бы хотел – он бы сразу платил, а не искал таких, как вы.
  • Регулярно готовить качественный контент и публиковать, публиковать, публиковать. А еще продвигать бесплатными (оттого медленными и не всегда эффективными) методами. Это, скажу я вам, ни разу не хобби в свободное время, а полноценная работа. И далеко не факт, что вы получите за нее деньги.

Параллельно придется освоить контет-маркетинг, SMM и много чего еще, додумайте сами.

По сути «партнер» просит забесплатно собрать для него машинку лидогенерации. Если повезет – работа будет оплачена, вложения отобьются. Если нет – он пойдет искать другого чувака, который пообещает ему золотые горы за процент. Он-то вам ничего заранее взамен не дал, для него невелика потеря. А вы потратили время, возможно, деньги, и теперь надо что-то думать, чтобы завтра было что покушать.

Аргумент 2. Вы не полноценный партнер и не станете им

Да, часто так и говорят: лидгенишь нам за процент, значит, ты наш партнер, это круто.

- Это тебе... Это мне... Это опять тебе... Это обратно тебе... Это все время тебе...
- Это тебе... Это мне... Это опять тебе... Это обратно тебе... Это все время тебе...

Я представляю партнерство немного по-другому. Это когда у людей есть общие активы, они делят между собой задачи, риски и прибыль. Фрилансер за процент в проекте – никто, юридически и фактически. Ему там ничего не принадлежит и принадлежать не будет. Хорошо, если хотя бы есть договор с подписями и печатями. Мне никто такого договора ни разу не предлагал, говорили только: «у нас всё по-честному, кого хошь спроси – расскажут».

Если ничего не получилось (вне зависимости от причины – может быть, продукт или услуга г…) – все активы остаются у владельца бизнеса. У фрилансера остается голая ж… и воспоминания о впустую потраченном времени. Это изначально неравное партнерство.

Аргумент 3. Вы не можете контролировать все факторы, влияющие на продажи

Тут снова буду в рассуждениях плясать от своего, копирайтерского. Итак, я привлекаю клиентов и получаю процент. Например, 1000 р. с каждого пациента, записавшегося на прием в частную клинику.

При таком сотрудничестве никого не волнует качество моей работы, эффективность продающих текстов. Мне платят за результат. Но я не могу контролировать большинство факторов, на этот результат влияющих:

  • Если я потребую, чтобы мой партнер заменил текст и дизайн на посадочной странице – он сделает это быстро? Скорее, не сделает никогда, потому что надо дизайнера, других специалистов, бюджет на оплату их услуг. Проще забить.
  • Если я попрошу послушать, как администраторы клиники общаются с позвонившими пациентами – мне прямо так и вывалят все записи разговоров? А если администраторы хамят или не могут двух слов связать? Мне разрешат их переучить, уволить, нанять новых?
  • Если в клинике грубый персонал, врачи постоянно сильно опаздывают на прием, есть другие косяки – мне можно будет во всё это вмешаться и исправить?

И т. д., и т. п. Обстоятельств может быть куча, а крайний я. Нет уж, увольте.

Помню, у одного клиента был вагон и маленькая тележка претензий к моему продающему тексту для лендинга, – «опубликовали, не продает». Потом оказалось, что заявок было много, конверсия отличная, но в итоге клиенты отваливались – потому что для оплаты надо было распечатать квитанцию и тащиться с ней в банк. На сервисе онлайн-платежей сэкономили.

Аргумент 4. Вы берете на себя чужие риски

В чём вы действительно становитесь полноценным партнером, работая за процент – так это в том, что делите риски. Вы инвестируете время или деньги, ваш партнер не инвестирует ничего. Вы остаетесь ни с чем в случае неуспеха – ему бизнес худо-бедно всё это время приносит прибыль. А я-то думал, что инвестировать и рисковать должен собственник.

Отличное дельце: на вас вешают весь пот, боль и добычу угля в шахте, а в итоге бросят косточку, и то если повезет. Это худшие условия, чем у наемного работника – ему хоть оклад гарантирован, пусть и без премий. Если бы я хотел нести такие риски, я бы сам открыл бизнес.

С просторов интернета
С просторов интернета

Аргумент 5. Это не всегда прозрачно

В идеале при работе за процент должен быть инструмент для отслеживания лидов, конверсий. Например, уникальная ссылка для перехода на сайт, отдельный номер телефона. Исполнитель должен иметь доступ ко всем цифрам, четко видеть, сколько людей обратилось именно благодаря ему, сколько в итоге совершили транзакций.

Да, так делают. Но не все. Потому что это гемор. В разговорах со мной, например, часто апеллировали к тому, что мы уже какое-то время знакомы, типа свои, а своих не обманывают. Понятно, все мы честные, но в слабой позиции почему-то опять наш несчастный фрилансер.

Когда же стоит попробовать?

Я считаю, что приемлемых вариантов три, и все они – не работа за процент от прибыли в чистом виде.

  • Первый: если у вас подписан договор, вы получаете деньги за лидген (а не за продажи!), и клиент (да, в таком случае он именно клиент, а не партнер) готов платить авансы на закупку трафика.

  • Второй случай: если у вас есть своя площадка, агрегатор или еще что-то, и вам не надо строить всю инфраструктуру под партнера с нуля. В этом случае вы полноценный партнер – у вас уже есть свой актив, который вы развивали, он будет приносить прибыль, и его никто не отнимет. И опять же, пусть процент будет поменьше, но не с продаж, а с переходов на сайт. На продажи по ту сторону партнерской ссылки вы влиять не можете, и ответственности за них не несете. Ваше дело – дать качественный трафик.

  • Третий случай: вы получаете проценты за выполнение определенных, четко прописанных, KPI, при этом у вас есть минимальный оклад.

В остальных случаях получаются никому не нужные танцы с бубнами.

А вы работали с кем-нибудь за процент? Был ли этот опыт позитивным/негативным? Может быть, считаете, что я в чем-то не прав? Мне интересна любая позиция – только если без матов и аргументированно.

88
2 комментария

Всё правильно, когда работал наобещали золотые горы. А по итогу, ты как бы специалист, а тебе как бы и не платят, и ещё не считают за человека... партнеры блен...

1

К сожалению, такое не редкость. Заказчики не всегда понимают, что для продвижения и продаж нужны немалые ресурсы. Они думают, что чувак просто сейчас поколдует, пойдут клиенты, и всем будет вин-вин.