Маркетинг: фреймворки для развития компании

Маркетинг – драйвер роста стартапа. Без него велика вероятность так и не дойти до своей целевой аудитории или остановиться в росте и не суметь привлечь новых клиентов.

Маркетинг: фреймворки для развития компании

По данным годовой отчетности, Goggle инвестирует в маркетинг 12-12.5% дохода, Microsoft – 17%, Apple – около 7%. Стоит понимать, что доход корпораций очень большой и на 12% от него можно сделать много разных и крутых рекламных кампаний.

Всё зависит от сферы, схемы коммерциализации, количества конкурентов на рынке и многих других факторов. Например, больше всего в маркетинг вкладываются образовательные продукты (платформы онлайн-образования, приложения, образовательные чат-боты).

Маркетинговые фреймворки

Хаотичное продвижение – неэффективное продвижение (чаще всего). Безусловно, тебе может повезти, но везение не бывает многократным :) А тратить деньги на продвижение и не получить прямую выгоду не хочет никто. В общем, всё уже придумано за тебя, выстроены алгоритмы, которые помогают продвигать продукт качественно и эффективно, главное – выбрать для себя нужный.

Важно выбирать методику исходя из специфики компании, продукта, аудитории и с учетом внешних факторов.

AARRR

Это модель поведения пользователей, предложенная основателем проекта 500 Startups Дэйвом Макклюром.

Методика основана на 5 типах измерений:

A – acquisition: привлечение

Надо понять, кто твои пользователи, и где они обитают :) а для привлечения пользователей все средства хороши: SEO, контекстная реклама, публикации материалов на сторонних ресурсах, выступление на тематических конференциях и вебинарах, социальные сети, работа с партнерами и всё, что душе угодно.

Здесь же важно найти канал с самой низкой стоимостью привлечения пользователей, для этого каналы нужно протестировать.

A – activation: активация

Привлеченного пользователя нужно вовлечь во взаимодействие с продуктом. Провести его за ручку до точки, когда он разобрался с продуктом и смог решить с помощью него проблему: найти товар, забронировать билет, посмотреть фильм, создать презентацию.

Для этого можно предложить ему:

  • бонусные материалы;
  • подписка на рассылку;
  • подписка на компанию в социальных сетях;
  • тестовый доступ или бесплатная демо-услуга.

R – retention: удержание

Пользователей ты привлек, теперь важно, чтобы они не ушли, а остались на кофе, то есть твоя задача – сократить отток клиентов. Чтобы сократить отток, нужно понять почему клиенты, которые раньше использовали продукт, перестали это делать. А ещё лучше – отследить ранние признаки оттока (клиенты реже пользуются продуктом, сокращается время сессий, путь пользователя становится сильно дольше, чем в среднем).

Если ты понимаешь, что пользователь ускользает, напомни о себе: ретаргетинг, рассылка, акция для тех, кто уже совершал покупки.

R – referral: желание рекомендовать

Самое время сделать так, чтобы пользователи рекомендовали продукт. Петля удержания состоит из 3 этапов.

1. Клиент обнаруживает и использует вашу услугу.

2. Клиент рассказывает об услуге своему другу.

3. Друг тоже становится клиентом.

Чтобы получить хороший отзыв, необходимо работать над следующими показателями:

  • высокий уровень обслуживания клиентов;
  • хорошее качество товара и услуг;
  • специальные предложения и послепродажное обслуживание.

Но, конечно, это не панацея, и довольный клиент – не гарантия рекомендации.

R – revenue: желание заплатить

И на последнем этапе нужно получить деньги от клиентов. Самый важный этап, ради чего все затевалось :)

Преимущества:

1. Понятная и измеримая оценка на эффективности этапов с помощью метрик.

Теперь он с
Теперь он с

2. Быстрый способ для стартапов собрать свою аудитория, потому что воронка максимально короткая и понятная.

Недостатки:

1. Привлекать пользователей сейчас дорого, потому что в интернете информации очень и очень много, а конкурентная борьба очень активная. А модель рассчитана на привлечение большого количества пользователей на начальном этапе.

2. Пользователей нужно удерживать не только после привлечения, но и после совершения первой, второй и любой другой покупки, здесь самое широкое место воронки – привлечение лидов, но никак не их сохранение или взращивание.

Кейсы AARRR

Aword – мобильное приложение для изучения английских слов от SkyEng

Acquisition: приложение есть везде, то есть пользователей привлекают на большинстве доступных площадок, основное – размещение в СМИ, создание видео-обзоров и рекламных прероллов у блогеров в Youtube.

Activation: активируют пользователей с помощью push-уведомлений и ретаргетинга, создают объявления о незаконченных тренировках и предлагают пользователю зайти в приложение и пройти их.

Retention: удерживают пользователя с помощью e-mail рассылок о количестве пройденных занятий за неделю с разными смайлами (в зависимости от пройденных тренировок).

Referral: система рекомендаций – UGC. Многие ассоциативные картинки к словам в нем были подобраны роботом и не всегда соответствуют слову, поэтому компания просит пользователей делиться в социальных сетях самыми смешными вариантами таких карточек и упоминать приложение в постах.

Маркетинг: фреймворки для развития компании

Revenue: пользователь бесплатного приложения становится покупателем платного курса SkyEng. В процессе занятий на смартфоне появляются наклейки и призы — за успешные и частые проверочные задания. Один из призов — это пробное бесплатное занятие с педагогом SkyEng. Дальше начинает работу отдел продаж, который связывается с пользователем и выясняет — готов ли он купить целый курс английского с преподавателем.

AIDA

модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке.

A – attention: привлечь внимание к продукту с помощью рекламы

Если не привлечешь внимание, остальные этапы формулы AIDA не пригодятся. В интернете и вне его бесконечно много информации, поэтому привлечь внимание непросто. Нужна яркая, необычная реклама, если это картинка и фото или видео на главном экране сайта.

Чтобы привлечь внимание, нужно хорошо знать свою целевую аудиторию, понимать их страхи и потребности. И с помощью рекламы решить их или хотя бы смягчить.

I – interest: создать интерес к продукту с помощью УТП

Когда рекламное сообщение заметили, нужно разжечь интерес. Лучше на этом этапе AIDA давать структурированную информацию о продукте. Например, если это сервис по рассылке писем, напиши:

  • какие инструменты для работы есть в сервисе;
  • о возможности бесплатно попробовать услугу;
  • об интеграции с другими сервисами;
  • о тарифах — какие есть, чем выгодны.

Когда пользователь прошёл этап I, он должен чётко понимать, что такое ему предлагают, зачем ему этот продукт, а ещё лучше — хотеть купить его, даже если видит его впервые.

D – desire: вызвать желание купить продукт

После созревания интереса, вызовите желание купить здесь и сейчас. Преподнеси информацию со стороны потерянной выгоды или просто выгоды.

Но здесь важно не переборщить и оставаться честными. Если клиент уйдёт с сайта и позже вернётся, а информация об ограниченном предложении останется, он может обидеться. И, скорее всего, уже не купит продукт. Яркий пример ювелирный магазин SUNLIGHT, который строил множество рекламных кампаний на ликвидации ассортимента. Так делать не стоит :)

A – action: подвести человека к покупке

Только когда пользователь прошёл все три этапа, пора конвертировать посетителя в покупателя. Главная цель этапа — звонок, заявка, регистрация. Необязательно сразу просить купить, пусть действие будет простым. А дальше покупателя можно «‎добивать» email-рассылкой, например.

Вот несколько простых действий, которые можно предложить пользователю, чтобы получить от него контактные данные или заставить его купить сразу:

  • оставить email, чтобы получить бесплатный пробник;
  • заполнить форму с номером телефона и почтой, чтобы получить бесплатную книгу или чек-лист;
  • пройти тест, чтобы получить скидку 20%;
  • попробовать бесплатно пользоваться сервисом неделю;
  • оплатить со скидкой 58% до первого августа.

Преимущества:

  • глубокое знание рынка, из-за необходимости его постоянно изучать;
  • легкое осуществление быстрых продаж из-за положенных в основу импульсивных покупок;
  • универсальность, четкие границы этапов и адаптивность позволяют применять модель для разных сфер;
  • экономия времени, а значит и денег

Недостатки:

  • простота – не учитывает многих факторов рынка, например, поведенческие характеристики пользователя, удержание его внимания после покупки;
  • не подходит для реализации дорогостоящих товаров и крупных сделок, потому что в этих случаях речь идёт не об эмоциональном решении

Кейсы AIDA

  • Coca ColaAttention: сначала показывают ситуацию, не имеющую отношения к Coca-Cola (для привлечения твоего внимания).Interest: потом они начинают рассказывать красивую историю, которая вызывает добрые чувства (они интересуют тебя).Desire: в рассказе они связывают желаемые ценности с Coca-Cola (дружба, счастье, семья).Action: они показывают, как люди веселятся и пьют Coca-Cola.Всё довольно понятно и, что самое важное, это работает.
  • NetflixAttention: Netflix пользуется рекламой на Youtube, медийной рекламой и сотрудничеством с поставщиками интернет-услуг, чтобы пользователи знали об их предложениях.Interest: после посещения пользователем сайта компании, Netflix предоставляет бесплатную ежемесячную пробную версию, позволяющую посетителям протестировать характеристики продукта и изучить ряд телешоу, доступных на платформе.Desire: благодаря множеству различных функций, таких как поддержка низкоскоростных устройств, высококачественный контент без рекламы, возможность загрузки видео и персонализированные рекомендации, Netflix вызывает желание подписаться на услуги компании.Action: Netflix превращает посетителей в платящих клиентов, предлагая широкий выбор планов подписки и возможность отмены в любое время.

ZMOT

Zero Moment of Truth или нулевой момент истины для принятия решения о покупке, фреймворк от компании Google.

В ZMOT клиент двигается нелинейно: перед покупкой изучает информацию, гуглит отзывы, а ещё включает vpn и проверяет отзывы о продукте на непопулярных источниках :) Поэтому сегодня начинает выигрывать тот, кто заботится не только о том, чтобы потребитель увидел рекламу его продукта в интернете, но и обеспечивает позитивное восприятие бренда на всех уровнях коммуникации с потребителем.

ZMOT – это тот момент, когда вы берёте в руки свой ноутбук, мобильный телефон, или другое проводное устройство и начинаете изучать продукт или услугу (или потенциального партнёра), которые вы хотите опробовать или купить.

В основе концепции ZMOT:

  • Путь к принятию решения о покупке изменился. ZMOT является жизненно важным новым добавлением к классическому процессу из трёх шагов: стимул, полка, опыт.
  • То, что когда-то было сообщением, теперь является разговором. Покупатели сегодня находят информацию других клиентов и делятся собственной информацией о товарах, своими способами, в своё время. Тот самый UGC.
  • Сарафанное радио цифровизируется. Теперь плохой отзыв могут увидеть все пользователи интернета, поэтому сарафанное радио имеет большой вес

Получается, что маркетологу нужно проработать все касания, чтобы пользователь склонился в сторону продукта.

Итоги

Так выглядят самые популярные фреймворки в маркетинге. Их можно и нужно адаптировать под канву бизнеса, например, увеличивать вложения в определённые этапы, менять их местами (например, нередко маркетологи пользуются RARRA). Пользуйся с умом и развивай свой бизнес :)

Вот несколько полезных ссылок:

  • Продвижение по методу AARRR - Tilda Education
  • Самый полный гайд по фреймворку AARRR. С кейсами продакт-менеджеров «МегаДиска» и Storebox, VC.ru
  • 3 фреймворка для управления продвижением вашего продукта с нуля, VC.ru
  • Восемь лучших маркетинговых фреймворков, Михаил Бакунин
  • 9 трендов для стартап-маркетинга, Top Lead
22
Начать дискуссию