Эмпирически-эзотерическая ветвь отечественной бизнес-школы

Один из моих кейсов красноречиво демонстрирует, как и почему отечественные предприниматели нередко строят свои «империи» исключительно на ощупь на эдаком кураже. Кейс этот репрезентативными не назовешь, но могу ответственно заявить, что многие наши проекты порождали подобные же сюжеты, и потому просил бы отнестись к моим изысканием с пониманием, а не просто как к сатирической заметке.

Эмпирически-эзотерическая ветвь отечественной бизнес-школы

Внешние обстоятельства

Очевидно, что Россия всегда была страной с непредсказуемыми как прошлым (что в данном случае не столь значимо), так и будущим. Большинство представителей деловых кругов, даже из числа вхожих в самые недоступные кабинеты, понимают, что на правила игры они не только не влияют, но не всегда могут предсказать их изменения. Посему строить долгосрочные планы в России дело скорее самонадеянное. Самая верная стратегия для отечественного бизнеса – стратегия выживания. Это не значит бег на короткую дистанцию. Это сродни спортивному ориентированию или банному спорту.

Авантюризм (в хорошем смысле) не без финансовой подоплеки

Остап Бендер не был предпринимателем, но он кумир для многих из тех, кто пытается строить в России бизнес даже на западный манер. Отечественный предприниматель склонен к экспериментам, которые приносили бы не просто деньги, но и доставляли бы некое эстетическое удовольствие и, прямо-таки, экзистенциальные переживания. Что-то по принципу «будет, что вспомнить».

В принципе, я не возражаю, поскольку такие люди и мою жизнь насыщают незабываемым. Был в практике моей компании такой кейс. К нам обратился один известный мясопереработчик с проблемой воровства спецодежды в раздевалках. Это касалось, так называемых, «теплушек» – удобная одежда без рукавов (для работы в цехах, где температура не превышает порой 4 градусов). В «теплушках» не только удобно разделывать мясные полутушу, копать картошку, но и вполне можно посетить пикник. Достоинства спецодежды были отмечены трудящимися предприятия. И возникла проблема - когда очередная смена приходила на работу, то некоторые из сотрудников не обнаруживали на месте своих «теплушек». Коллеги из предыдущей смены незаметно выносили их за периметр предприятия для личного пользования.

Проблему решить оказалось не сложно. Достаточно было вшить в спецодежду RFID-метки, далее поставить на выходе с завода рамки, как в магазине, и проблема воровства ушла сама собой.

Впрочем, творческая мысль раззадорившегося клиента требовала большего – в смысле клиент хотел получить от внедрения неких бОльших ощущений. Он понял, что можно установить подобные рамки в местах, где рабочие не должны были появляться в спецодежде, например, перед туалетами. И это сработало. Кстати, это было очень разумное решение - дисциплина (и как следствие забота о гигиене и безопасности продукта) на заводе повысились.

Но, словно старуха у синего моря, клиент жаждал бОльшего. И тогда мы предложили почти космическое решение. Мы разработали ПО, с помощью которого стали отслеживать аккуратность каждого работника, благо теперь теплушка была не только с шильдиком, несшим на себе фамилию владельца, но и с RFID-меткой, закрепленной за ним же. Собираемые данные позволяли судить о том, как часто каждый из них сдает свой спецнаряд в стирку.

Подрядчик требовал от собираемых нами данных еще бОльшего. И мы на основании получаемой информации стали анализировать жизнестойкость спецодежды от разных производителей – то есть сколько стирок и часов использования она выдерживает, прежде чем отправиться на местную помойку, где достоинства «теплушек» оценивали уже местные бродяги. Эти данные (я не про те, что могли быть получены от бомжей), в свою очередь, позволили найти поставщиков спецодежды оптимальной по цене-качеству.

Размышляя над нашими решениями, подрядчик задумался о том, что каким-то подобным образом можно вести расчет расхода туалетной бумаги, благо ее тоже выносили с предприятия. Тут уже пришлось внедрить систему слежения за перемещением сотрудников, SCADA-систему, которая собирает информацию со множества датчиков. Эта система позволила вычислять KPI (так сказать) использования туалетной бумаги, если не конкретным работником, то от смены-к-смене. Я не стану вдаваться в подробности, как распоряжались этой информацией на заводе.

Казалось бы, эксперимент зашел далеко в тупик и в маразм. Но не тут-то было…

Эзотерическое

Необъяснимое и непобедимое в успешности отечественной стратегии выживания проявилась через полгода примерно, после экспериментов с туалетнобумажным KPI. Началась пандемия. Многие еще не забыли, что одной из всемирных проблем, сопроводивших эпидемию короновируса, стал дефицит туалетной бумаги. Владельцы мясокомбината в тот момент оценили все эффекты от их довольно странных экспериментов с некоторыми возможностями MES.

Под занавес

Финал у этой истории незатейлив. Вдоволь насладившись MES как игрушкой, заканчик задумался об ABC-костинге, потерях на сырье (а не на туалетной бумаге). Тогда уже мы приступили к своей непосредственной работе – построению очередного прослеживаемого пищевого бизнеса. Но это было уже довольно рутинно и мало увлекательно.

Александр Андросов, основатель и генеральный директор Призмы Пик

22
8 комментариев

Вот из-за таких "особенностей" многих отечественных бизнесменов - абсолютно на грани как здравого смысла, так и законов, нормальных бизнес-практик, - всегда первый вопрос на собеседовании: "А какие у собственника- управляющего закидоны?"
И, если честный HR попадется или инсайдер, - обычно "их есть у него".
Причем если никто не без греха и у иностранщины - то там все-таки какие- никакие компенсации, периодические улучшения, проверки, а то и профсоюзы их бодрят, иски работнички миллионные выигривают, а у нас что?
В общем, как пример технической части - интересно, но зачем ведутся разработчики таких сомнительных "фичей" на всякую дичь - мне всегда удивительно. Строишь концлагерь - получишь концлагерь.

1
Ответить

К слову, история со спецодеждой не предвещала ничего закидонистого. В конечном же счете, после всех экспериментов вышел отличный прослеживаемый бизнес. При этом клиент понял, что весь доставшийся ему инструментарий можно использовать не только для того, чтобы карать, но и поощрять. Причем последние дает больший экономический эффект

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Спасибо) Но, вообще, мы, как бильярдный шар в лузу, катились по этому проекту, не думая о температуре лида. А по поводу обращения к нам - мы вполне доступны

1
Ответить

С туалетной бумагой конечно сильно было)))
Вообще родилась такая идея пока читал:
Бейж или любой электронный ключ у каждого сотрудника как индентификатор. Туалет открывается только от данного ключа и идентифицирует каждого сотрудника. Подставка для туалетной бумаги, которая знает количество метров в рулоне бумаги (с погрешностью) и при каждом отматывании счатает сколько осталось в рулоне. Таким образом можно определить количество потребляемой туалетной бумаги каждым сотрудником.

Но я думаю ни одна комания не будет готова заплатить за даннуб разработку - ибо дешевле закупить туалетной бумаги чтобы каждый ей обмотался с головой)))

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить