OZON снова поднимает ставки в Трафаретах — астанавитесь, или плевок в пустоту

Суть проблемы

Всем привет. Стало известно, что Ozon планирует поднять минимальные ставки в трафаретах с 30 до 50 рублей. По моей статистике, после изменения минимальной ставки с 1р до 30р, более 70% товаров стало нерентабельно крутить в рекламе. Речь о дешевых товарах в пределах 1000 рублей, хотя думаю и в более дорогих сегментах есть такая же проблема. Сейчас они просто не участвуют в рекламе, чтобы не сливать бюджет. Ozon - вы с них деньги не получаете.

Предлагается нам интересная альтернатива — можно запустить продвижение в поиске, которое теперь будет и в трафаретных местах показываться. Но ВНИМАНИЕ, следим за руками — продвижение будет также брать процент с наших обычных заказов из органики, которые и так идут без рекламы. Получается альтернатива трафаретам теперь — просто платить процент со всех заказов.

OZON, вы понимаете, что если мы не хотим платить процент со всех заказов и будем использовать внешние источники трафика и продвижения — большой процент товаров просто не будет рекламироваться на вашей площадке (на моем примере со ставкой 30р это 70-80% товаров, с 50 рублями будет все 90+%). Ваша выгода тут в чем — товары для вашей рекламы лежат "мертвым грузом"? Придумайте нормальный вариант как их использовать, выгодно и вам, и нам.

Конкретика

Из адекватной альтернативы на данный момент - определение минимальной ставки, как % от цены товара, а еще лучше с учетом конверсии этого товара. Ну если товар стоит 100 рублей и имеет низкую конверсию — рентабельно его крутить условно с CPM 7-8 рублей, но никак не 30 и тем более не 50. В прошлый раз эта идея уже давалась, сказали что рассмотрят, на том и закончили.

Как что-то поменять

Честно говоря, слабо верю что конкретно заметка на VC что-то поменяет, потому что, как мы знаем на свежем опыте, ozon обращает внимание на чужие проблемы, только когда на него летят жалобы в суд.

А вот здесь есть прикол, господа 😊. Даже не прикол, а две госструктуры — РКН и ФАС. К которым есть 2 вопроса:

Вопрос 1.

А нормально ли, что Озон дает нам рекламный формат "Продвижение в поиске", который теперь по факту будет занимать как рекламные места, так и места в органической выдаче? Это как если Яндекс станет за деньги продвигать не только рекламные места, но и органические. Мне кажется этим заинтересуется ФАС.

Вопрос 2.

А нормально ли, что рекламные форматы в поисковой выдаче, каталоге и карточках товаров не размечены как "Реклама" и не промаркированы?

Я занимаюсь рекламой не только на ozon, и вот краткая инфа для тех кто не в курсе — в прошлом году ввели правки в закон о рекламе, согласно которому всю рекламу в интернете нужно маркировать — написать что "Реклама, Компания такая-то, ИНН такой-то" а еще в ссылку параметр erid с токеном засунуть.

А еще в сентябре этого года за нарушение данных законов ввели штрафы до 500.000 рублей для юрлиц.

Я сам этот закон не очень люблю, но если ozon поступает с селлерами так по-свински в очередной раз, то почему бы не использовать его против них.

В частности — в поиске и каталоге (в карточках товаров тоже) мы имеем список товаров. Само по себе это рекламой не является, это агрегатор предложений. Но в разъяснениях ФАС дается, что если из этих товаров какие-то выделяются, имеют преимущество перед другими и тд — это уже реклама.

А извините, трафареты и продвижение, когда товар в обычном рейтинге должен занимать 581 условно место, а его показывают на 1-4 — это разве не выделение? Да, цветные подложки они убрали, но приоритезация места — это тоже вполне себе преимущество.

Таким образом, товары с "трафаретами" или "продвижением" в поисковой выдаче должны иметь метку "реклама" остальные атрибуты. Как на главной, условно:

OZON снова поднимает ставки в Трафаретах — астанавитесь, или плевок в пустоту

Раз уж нам этот формат не получится нормально использовать, то потребителям маркетплейса будет полезно знать — где органика, а где реклама.

Собственно ozon — у нас есть группа селлеров и агентств, которые вам каждый раз пытаются донести конструктивную критику ваших нововведений, и, как правило, предложить взаимовыгодные альтернативы. Вы на них (нас) кладете с пробором. Ну мы соберемся и начнем писать в РКН и ФАС жалобы на вышеупомянутые косяки, которые вполне себе обоснованы. Можно и петицию составить вполне себе — обычные пользователи маркетплейса тоже хотят видеть где реклама, и по закону имеют право. Продвижение в поиске это вообще убьёт, потому что иначе почти каждый товар в каталоге будет "рекламой".

44
10 комментариев

Приветствуем! Уточним кое-что и прокомментируем

1
Ответить

Основная проблема рекламных инструментов на Озоне - уравнивание стоимости продвижения товаров разной цены. И телевизор 65", и носки (Константин, извиняюсь) продвигаются, фактически, по одной цене.

У трафаретов должна быть разная минималка для таких групп.
У брендовой полки, кстати - тоже (сейчас полка реально спит, иногда влезают новички, сливают бюджет - слезают).

* Не касается "Продвижения в поиске", там процент - что более адекватно.

1
Ответить

Еще один пример. Покупатель хочет купить шнурки, но со ставкой в 50руб это отрицательная маржа для любого селлера и на местах, где должен быть нужный покупателю товар, более дорогие товары "аналоги", например, обувь. Получается, что покупатель дольше времени тратит на поиск нужного товара, у тех, кто продает нужный покупателю товар (шнурки), нет возможности его прорекламировать, а те кто продают обувь, тоже откручиваются в холостую, CTR в этом случае точно должен упасть.

1
Ответить

Олег, спасибо, что поделились мнением об обновлениях — нам важно знать настроения продавцов и открыто общаться с нашими пользователями.
Разберём новость по пунктам и расскажем немного о ближайших планах:

1) Про объединение инструментов и векторе нашего движения:

Сейчас наш фокус направлен на улучшение пользовательского опыта — мы стремимся сделать поисковую выдачу ещё более релевантной поисковому запросу покупателя, поэтому:

— перестали показывать товары с низкой вероятностью конверсии в покупку, а также исключили из ранжирования трафаретных позиций ключевые слова из описания товаров, более подробно можно почитать тут: ozon.ru/t/VPjYAjz

— стали учитывать в ранжировании трафаретных позиций не только ставку, но и поисковый индекс — факторы, влияющие на позицию в поиске, об этом подробнее здесь: ozon.ru/t/61QkANP
Это лишь первые шаги к улучшению поисковой выдачи и база для объединения двух продуктов.

Повторим, объединение инструментов «Трафареты» и «Продвижение в поиске» позволяет улучшить опыт покупателя — сделать более релевантные предложения, которые он с большей вероятностью приобретёт. Ведь теперь в основе ранжирования товаров лежит не только ставка, но и поисковый индекс. И при этом решение по-прежнему даёт возможность продавцу показать свой товар на более заметных местах и привлечь внимание заинтересованных покупателей.

2) Почему объединение инструментов влечёт за собой повышение ставки в трафаретах:

Теперь карточек товаров, претендующих на трафаретные позиции, стало больше, и товары из продвижения в поиске участвуют в едином аукционе с трафаретами. При этом важно отметить, что в рамках аукциона определяются товары-кандидаты с наибольшей ставкой, рейтингом и поисковым индексом. А товары из продвижения в поиске имеют преимущество перед товарами из трафаретов благодаря их более высокой ставке, чем в трафаретах, и более высокому поисковому индексу. А это значит, что товары, которые продвигаются с помощью трафаретов, с указанной минимальной ставкой в 30 рублей, не могут полноценно конкурировать за те же позиции с товарами из продвижения в поиске и получают значительно меньше показов. Поэтому поднимаем ставку до 50 рублей — так шансы уравняются для всех товаров.

Также сейчас прорабатываем дифференцированные ставки, которые будут привязаны к категориям товаров, об этом сообщим дополнительно.

3) Модели оплаты.

Каждый продавец может выбрать для себя одну из трёх моделей оплаты за продвижение товаров на трафаретных позициях: за показы, клики или заказы — в соответствии со своими целями. Для прокачанных карточек больше подойдёт оплата за заказы, а для привлечения внимания к новым товарам, акциям или позициям с высокой конверсией — оплата за показы.

Сейчас вы можете видеть в личном кабинете два отдельных инструмента, но места показов уже унифицированы. Поэтому рекомендуем сфокусироваться на выборе моделей, которые будут больше отвечать вашим целям

Ответить

Непонятно от слова совсем, почему вы не заинтересованы в том, чтобы расширить свои доходы с рекламы за счет товаров, которые сейчас в рекламу добавлять нерентабельно. При чем ладно бы этих товаров было 10-15%, но их более 70%. Один из магазинов — 307 товаров в ассортименте, в рекламе остались 68. При чем мы запускаем и тестируем, но с ДРР 20-30% при маржинальности в 15-20% — такое себе. Остаются самые "стойкие".

Ответить

Нет, вы тут лукавите, говоря, что "товары, которые продвигаются с помощью трафаретов, с указанной минимальной ставкой в 30 рублей, не могут полноценно конкурировать за те же позиции с товарами из продвижения в поиске".

Это зависит не от минимальной ставки, а от текущей ставки, которую ставит селлер. На каких-то товарах пусть у нас будет меньше показов, но они будут работать в плюс или хотя бы в ноль по прибыли с учетом рекламных расходов. А на тех товарах, где это экономически целесообразно, мы и так поднимаем ставки. А вы не оставляете такого выбора и просто всем говорите — теперь платите больше.

Как я уже сказал, из-за прошлых ваших нововведений 70-80% товаров теперь не участвуют в трафаретах и продвижении. Ну будет 90+%. Вы сами на этом теряете деньги. Вместо того чтобы повышать CPM, улучшая инструменты и развивая конкуренцию между продавцами (пример Яндекс Директ), вы просто отрубаете нижние границы.

Ответить

Рост ДРР в итоге — с 12% до 32%. При маржинальности в 22-25% продолжать пользоваться этим инструментом в текущем виде нет смысла...

Ответить