Озон сделал нас рабами. Пока на полгода

Как мы стали рабами Озона? Очень просто! Подписав договор, который Озон меняет в одностороннем порядке без каких-либо согласований и уведомлений. То есть мы изучили договор и схемы работы, исходя из условий разработали стратегию, и начали ей следовать.

Мы продаем мелкий товар, средняя цена на Озоне 150-350 руб. Продавать такой товар рентабельно только по схеме FBO., 3 августа у Озона сгорает самый большой склад, в Истре, где у нас хранилась основная часть товаров. Поскольку мы не были к этому готовы, у нас случилось падение продаж. Все закономерно. И мы в экстренном режиме готовимся пополнять склады Озона, и делаем это в августе и сентябре.

В Озоне, если не знаете, примерно до середины сентября 2022 был РЦ (распределительный центр), куда можно было привезти товары по заявке со стороны Озона. Озон автоматически выбирал товары (с высокими продажами), рассчитывал объем поставки для все страны, и выдавал вам запрос на поставку. После поставки на РЦ Озон сам распределял товары по регионам/складам на основе данных о продажах. И нам выдал такой запрос на поставку, всего на несколько товаров, но в довольно большом обьеме. Как здорово! Готовишь товар, привозишь, а по всем регионам Озон распределит сам. Продажи еще вырастут.

Но реальность сильно отличалась. Поставили мы на РЦ Озона несколько тысяч единиц по 7 артикулам (из примерно 1000 которые на тот момент были в продаже). В точности как в заявке Озона. Напомню, Озон отдельно вел статистику поставленных через РЦ товаров, и на них не начислялось хранение. Поскольку логика была простая: Озон рассчитывает прогноз продаж, принимает только в соответствии со своей заявкой, соответственно Селлер за это ответственности не несет.

Через 3 дня после нашей поставки Озон меняет правила, и сообщает что теперь, независимо от того как поставлены товары, мы обязаны платить за весь объем на складах. То есть мы привели 3 куба мелочи, и теперь за них должны платить. Ну ладно, думаем мы, Озон же сейчас развезет товары поставленные через РЦ по всей стране, и хотя бы эти товары быстро продадутся. Нет! Наши товары пошли на какие угодно склады, но не в московский регион, где на тот момент было сосредоточено 60 % обьема продаж нашего товара. Ни одна единица не попала ни в Хоругвино, ни в Пушкино, ни в Тверь. На наши несколько претензий Озон неизменно отвечал «там нет спроса».

То есть поставили мы свои товары в РЦ, а на территории где было сосредоточено более половины продаж продаж не было. Или были очень низкие. Кто же будет покупать зиплоки за 100 руб у нас и ждать 2 дня, когда можно заказать у конкурента и привезут завтра

Позже мы поняли еще одну вещь. Наши товары по вновь измеренным правилам Озона попасть на центральные склады (оттуда товары смогут быть проданы по всей России), и склады московского региона не могут, потому что они не участвуют в акциях. Ну, скажете вы, сами виноваты. Не совсем. Мы усиленно пополняли склады Озона по всей стране после пожара, и сделали поставку через РЦ. Чтобы наш товар был доступен везде. И продавали его с минимальными ценами. Задача была выйти в топ. Дать скидку 7-10% от минимальной цены мы уже никак не могли, не хочется продавать и доплачивать за это свои деньги.

Так вот, склады мы основательно пополнили, поднять цену мы не можем (у Озона цена продажи во время акций рассчитывается на основании длительного периода), участвовать в акции не можем так как опять же не можем дать скидку. Зато теперьмы должны платить за весь объем хранения на складе

Акции Озона шли с начала ноября. Нам пришлось участвовать в акциях и часть товара продавать в минус, чтобы избежать платного хранения. С начала ноября я работаю без выходных, так как Озон обязует участвующих в акциях отгружать ежедневно. Мой ближайший выходной день будет завтра, 30 декабря. Когда Озон объявил что у Продавцов будет 2 дня выходных, у меня потекли слезы

Резюме. Поставили товары с минимальными ценами? Молодцы, но должных опустить их еще на 10%. Хотите продавать через РЦ и не знать проблем с логистикой? Отлично. Наше лучшее в мире ПО так рассчитает потребность по регионам, что квартальный объем вы будете продавать 3 года. А чтобы в следующий раз было не повадно, платите за размещение всех товаров на складах. И да, вы же рабы. Поэтому вашим личным временем теперь мы будем распоряжаться.

Озон, тебе не стыдно так себя вести? #Озонпретензия, #Озонпроблема,#РабыОзона

2 комментария

Приветствуем! Порой нам и правда приходится прибегать к непопулярным мерам, следуя за движениями рынка, ведь стоять на месте просто нельзя. Обо всех изменениях обязательно рассказываем минимум за две недели, оставляя возможность разобраться в нюансах, например, [тут](https://seller-edu.ozon.ru/contract-for-sellers/contract-goods/dogovor-izmeneniya) история изменений в тарифах — о новых условиях размещения рассказали 15 сентября, а поставку 49700952 на распределительный центр вы отгрузили 20 сентября, уже после уведомления. Согласны, что между изменениями и отгрузкой прошло немного времени, но и мы предприняли все усилия, чтобы донести новости: не просто внесли изменения в регламент, но отправили уведомление в личном кабинете и сделали [пост](https://t.me/ozonmarketplace/670) в телеграм-канале.

Отгрузки на распределительный центр не гарантировали распределение на центральные склады — как и при работе с вРЦ, учитываем не только спрос, но и пространство в зонах размещения того или иного склада. Судя по текущим остаткам вашего товара, значительная его часть отправилась на склад с бесплатным размещением — в Самару, да и в других регионах плата за размещение значительно ниже, чем в центре. Говоря о ценообразовании, должны отметить, что скидки и крупные распродажи это буквально один из важнейших аспектов при работе на любом маркетплейсе, поэтому к сезону лучше приходить с запасом в цене, которую можно безболезненно преобразовать в скидку, чтобы увеличить объёмы продаж.

Что до графика работы в праздники, то с 31 декабря до 8 января установили выходные тем продавцам, которые работают по FBS и realFBS. Отгружаться в эти дни или нет — решать вам, настроить праздничный график можно в личном кабинете: «Логистика» → «Редактировать склад».

Ну и говоря о работе в целом, можем подтвердить, что сезон — настоящее испытание как для каждого продавца, так и для нас, ведь нагрузка растёт кратно. В то же время, эта работа окупается ростом продаж, оставляя за собой прокаченные карточки, опыт и новых покупателей, которые ещё не раз вернутся в ваш магазин

Ответить

Да, конечно, каждый отдельный шаг обоснован и вроде необходим, но дьявол кроется в деталях. Расчета объема поставки на РЦ ведется исходя из 5 недель продаж, причем основные продажи с центральных складов. Мы сделали поставку, не зная что за ее хранение придется платить - РЦ всегда был бесплатным. Доем появления на центральных складах - их нет, в это 80% объема рынка. Итого 5 недель продаж спокойно превращаются в 20… и это при заведомо минимальных ценах.
Озон, мы с вами в шахматы играем? Или бизнес строим? Или вы нас в рамках своего бизнеса как дойных коров рассматриваете, кто выживет тот и молодец?
Селлеры, объединяемся! #озонпрофсоюз

Ответить